«Дети не слушаются, а я ничего не могу сделать». Почему педагог не справляется с классом
Молодая учительница стала классным руководителем. Но на ее уроках дети ведут себя отвратительно — ходят по классу, шумят, балуются. Когда она повышает голос — это ничего не меняет. Почему в классе нет дисциплины и что в силах изменить педагог? Отвечает школьный психолог Иван Брушлинский.

Вопрос: После института попыталась устроиться учителем начальных классов. Но вакансий в школе не было, взяли учителем музыки. Три года спустя получила собственный класс. Вскоре поняла, что не справляюсь с дисциплиной. Дети не слушались, ходили по классу, шумели. Ни увещевания, ни повышение голоса не работало, поэтому завуч стала завсегдатаем моих уроков.

В конце года класс забрали, я вернулась на должность учителя музыки. И хотя дети мои уроки любят, ведут себя адекватно лишь в присутствии своих классных руководителей. Школьный психолог, к которому я обратилась за помощью, убеждает, что учитель — призвание, а значит, профессия не для всех. Можно ли как-то с этим работать или стоит уйти из школы?

Шесть советов молодому учителю

Иван Брушлинский

1. Найдите единомышленников среди старших коллег. Попробуйте наладить контакт с теми, кто вас принимает, у кого вы сами готовы перенимать опыт.

2. Налаживайте отношения с родителями учеников. Это ресурс, особенно когда речь идет о дисциплине. От контакта с родителями многое будет зависеть. Помните, что разговор с родителем исключительно из позиции «хочу пожаловаться на вашего ребенка» может сыграть с вами дурную шутку. Ему может надоесть слушать жалобы. Поэтому он сам начнет жаловаться на вас, обвиняя в непрофессионализме.

Строить отношения с родителями следует из позиции: «У нас с вами есть замечательный ребенок, давайте вместе дома и в школе обеспечим ему корректный вектор воспитания и образования». Вы должны стать командой и вместе справляться с трудностями.

3. Негативная динамика в трудном классе редко бывает тотальной. Всполохи разрушающего учебную обстановку поведения обычно точечные. Всегда есть дети, которые создают конфликтную атмосферу. Работать с ними следует вместе с коллегами, школьным психологом и родителями.

4. Играйте с рассадкой в классе, переключайте детей физкультминутками, используйте свисток или колокольчик для привлечения внимания, проводите воспитательные беседы, устанавливайте личный контакт — делайте все возможное, чтобы дети вас слышали на уроке.

Главное, ищите внутренние причины, почему ученики отвлекаются. Может оказаться, что одному ребенку просто необходимо чуть больше внимания, другому — помощь в разрешении конфликта с одноклассниками, третьему нужно чуть больше мягкости, иначе он воспринимает педагога как родителей, с которыми у него очень плохо выстроен диалог. Словом, ищите индивидуальный подход к тем ребятам, с которых начинается негативная динамика. Ищите способ, который будет работать с конкретным человеком.

5. Работайте над собой. Изучайте видео, статьи и книги, в которых педагоги делятся опытом, приемами и своим отношением к профессии. Часто именно смысл помогает учителю переваривать трудности, с которыми он сталкивается.

Утрата смысла всегда приводит к снижению трудоспособности, отсутствию самого желания справляться с детьми.

Личная терапия не бывает лишней. Порой дети затрагивают в нас те струнки, которые и так являются болезненными, например, неуверенность в себе, ощущение беспомощности, проблемы из детства. Не оставляйте это без внимания.

6. Никакого призвания не существует. Если вы действительно хотите заниматься детьми, быть учителем, классным руководителем, то есть человеком, с которым дети готовы установить наиболее близкий контакт, рано или поздно это получится.

Почему педагоги не справляются

Многие педагоги сталкиваются с ситуацией, когда класс не подчиняется, а дисциплина хромает. Чтобы взаимодействовать с детьми, нужны определенные личностные качества. Например, уверенность в себе, способность контролировать свои эмоциональные реакции и умение управлять вниманием группы.

Младшие школьники чаще всего ориентируются на твердость и конкретность преподавателя. Дети начинают пользоваться ситуацией, если:

  • какие-то детские реакции или поведение смущают и сбивают преподавателя;
  • учитель остро реагирует и не справляется с ситуацией;
  • педагог не может остановить процессы, возникающие в классе.

От учителя зависит далеко не все. Бывают разные классы, разные дети, разные ситуации. Встречаются классы, справиться с которыми затруднительно даже для педагогов с огромным стажем и опытом.

Другое дело, что молодые педагоги сами недавно были за школьной и студенческой скамьей. А значит, помнят, как неприятно, когда с ними говорят из директивной и авторитетной позиции. Поэтому часто молодые учителя стараются прислушиваться к детям, придерживаться гуманистических и демократических ценностей. Это безусловно важно и правильно, но если в классе не выстроена дисциплина, то в результате это может привести к негативным последствиям.

Призвания не существует

Идеально, когда учитель умеет лавировать между строгим контролем и дружественным контактом с детьми. Еще важнее — быть справедливым! Несправедливость дети улавливают быстрее всего. Быть пристрастным, пристыжать, выставлять несправедливые оценки — лучший способ испортить отношения с детьми.

Педагогический авторитет приходит с опытом, насмотренностью, личностными изменениями и, в какой-то степени, со стойкостью характера педагога. Когда учитель обретает четкость в своих способах построения отношений с детьми, когда его требования конкретны и справедливы, когда он становится настоящим лидером, то есть ведет детей за собой (а в младших классах это особенно важно), тогда-то вопрос дисциплины сам собой улетучивается.

Я убежден, что не существует призвания как абстрактной субстанции, закрепленной за каждым человеком. Как нет и правильного пути, который человек должен найти. Зато совершенно точно есть индивидуальные особенности, таланты, умения, навыки и предрасположенности, которые комплексно раскрываются в том или ином виде деятельности.

Если ваша мотивация лежит к тому, чтобы быть хорошим учителем, со временем вы сможете скомпенсировать любые личностные особенности, стоящие на пути к вашей цели.

Кто-то находит идеальный для себя формат взаимодействия, например, игровой. Кто-то через хорошо подобранный материал удерживает внимание детей. Кто-то идет работать с детьми другого возраста, например, с демонстрирующими большую осознанность и разделяющими дружественный подход педагога.

Кстати, это частый случай, когда контакт с малышами у педагога не выстраивается, зато с детьми среднего и старшего возраста все получается или наоборот. Старайтесь повышать квалификацию, чтобы уметь работать с детьми разного возраста.

«В нашем коллективе так принято»

Не стоит забывать: коллектив педагогов — это сложная, с точки зрения социальных взаимоотношений, структура. Коллектив может как помочь приобрести авторитет, так и с легкостью его подорвать. Школа — место, где люди работают по много лет. Там всегда есть неписаные правила «как у нас принято». Если приходит новый специалист, который начинает работать как-то иначе, чем привыкли остальные, это часто вызывает раздражение.

Бывают ситуации, когда в коллектив возрастных преподавателей приходит молодой учитель и его просто не принимают. Убеждены, что и то плохо у него выходит, и это не получается. Ему всячески выказывают неприятие, что морально уничтожает. Иногда удается разрешить противоречия или частично скомпенсировать через обращение к администрации школы или психологу.

Даже если с одной группой учителей возникла конфронтация, с другой сложился крепкий альянс — это большая поддержка. Но если первое и второе не сработало, поможет только смена работы.

Другая особенность педколлективов — подверженность ротациям. Смена кадров происходит регулярно, даже в середине года. Часто звучит угроза: «Если это не прекратится, я уволюсь». Это значит — выстраивать командные связи и иметь стабильную поддержку, в которой мы нуждаемся, бывает непросто.

Молодые специалисты часто сталкиваются с личными конфликтами и неприязнью тех, кто обладает властью и положением. Это может быть методист или руководитель объединения. По моему опыту, на этом уровне возникают трудности в рабочей коммуникации. Порой старшие товарищи относятся к молодым специалистам как к детям, поучают их без должного уважения, пренебрегая их правами и равенством позиций. Это добавляет педагогу неуверенности в себе.

Коалиция родителей

Первый год классного руководства всегда самый сложный. Чтобы стать неплохим классным руководителем, необходимо два–три года практики. Бывает, требуется сменить класс, если контакт не сложился. Могут возникнуть трудности как с детьми, так и с родителями.

Взрослые могут играть на повышение или понижение учительского авторитета. Многое зависит от удовлетворенности личностью педагога, его поведением, способностью доносить информацию, оказывать помощь, разбирать и реагировать на конфликтные ситуации.

В целом действия родителей могут оказать негативное влияние на авторитет учителя. Обычно это бывает, если складывается коалиция из родителей, которые активно транслируют детям недовольство педагогом. А те негативное отношение передают дальше.

Справляться с вызовом и побеждать эмоции

Класс — это энергия группового процесса. В нем все время что-то происходит. Коалиции то складываются, то распадаются, то возникает дружба, то ненависть и конфликты. Здесь всегда кипит жизнь. И это остро ощущается во время учебного процесса: в рассадке детей, в том, как они взаимодействуют во время уроков, как кто-то кого-то дергает за косичку или отбирает карандаши.

Кажется, задача учителя — давать информацию и отрабатывать материал с детьми, чтобы они получали новые знания и навыки. Но помимо этого с детьми нужно взаимодействовать, слышать их эмоциональные запросы и потребности, отслеживать их межгрупповые взаимодействия.

Главное, держать баланс между контактом и дисциплиной, умудряясь обеспечивать не только образовательный, но и воспитательный процесс.

Педагогу стоит научиться справляться с вызовами, оставаться при этом адекватным и справедливым взрослым, который, несмотря на детские проступки, готов услышать, понять и прийти на помощь. Но учителю так же необходимо справляться с эмоциями, которые порождают в нем действия детей. Две эти непростые задачи требуют от педагога постоянной внутренней работы.

Фото: freepik.com

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Поскольку вы здесь...
    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
    Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
    Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.