1. Если вы начинаете вообще учить ребенка раньше, чем он созрел для ученья, или учить его какому-нибудь предмету, содержание которого приходится ему еще не по возрасту, то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть только одно время. И чем настойчивее будете вы бороться с этими препятствиями возраста, тем более принесете вреда вашему ученику.
2. Лучше иметь одного хорошего воспитателя в школе, чем целый десяток отличных учителей.
3. Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас.
4. Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.
5. Посредством любви можно так воспитывать дитя, чтобы оно привыкло безусловно повиноваться воспитателю без наказаний и наград.
6. Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения.
7. Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.
8. Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело.
9. Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке.
10. Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
11. Страх — это самое угнетающее из человеческих чувствований.
12. Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека.
13. Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни… Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания.
14. Дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься одобрения или признания того, что хорошо сделано… Это убивает стремление к совершенству.
15. Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров…