Думается, в каждой семье, в которой есть дети подросткового возраста, рано или поздно возникает вопрос – как относиться к увлечению их чад компьютером. С какого возраста допускать детей к сетевым устройствам? Ограничивать или не ограничивать время пользования интернетом? Разрешать ли играть в модные нынче сетевые игры? Как управлять (и управлять ли) общением детей в социальных сетях? И не стоит ли попросту подождать с компьютером до совершеннолетия, а сейчас – пусть «Ну, погоди!» смотрят?..
Сразу оговорюсь, что в нашей семье пока не найдены ответы на эти вопросы, едва ли не каждый день приходится искать компромисс между желанием ребенка и волей родителей, все время по-новому формулируя и сами вопросы. Но это ежедневное общение позволяет прийти к некоторым выводам, которыми с удовольствием поделюсь с читателями портала.
Конечно, мир изменился, и мы вынуждены с этим считаться.
Недавно я изучил выписку по телефонному счету нашей четырнадцатилетней дочери – номера детей записаны на нас с супругой. Результат такой – за месяц было использовано 10 или 15 минут телефонной связи, зато дочь направила (пишу с разрешения дочери) несколько сотен sms и, конечно, активно пользовалась интернетом.
Наш двенадцатилетний старший сын узнает домашнее задание через свой профиль в одной из социальных сетей, хотя – нехотя и только по нашему настоянию – обзавёлся и мобильными, и домашними телефонами одноклассников. Ему так удобнее, а соцсети поощряют новый подростковый мейнстрим различными бесплатными, в том числе мобильными, сервисами.
Младший сын и вовсе начал отправлять эсэмэски в годовалом возрасте, а в три года был способен поменять заставку на мобильном телефоне, чем частенько ставил в тупик маму.
Наступила новая реальность – реальность Поколения Z, которое общается с внешним миром через экраны мобильных телефонов и дисплеи компьютеров. Социологи определяют поколение Z как детей, которые родились в период с середины 90-х годов прошлого века (здесь мнения разнятся – кто-то говорит, что период начинается с 1991 г., другие склоняются к 1994-5 гг. или вовсе 2001 г.) – до конца первого десятилетия века нынешнего.
В России пока о Поколении Z говорится мало, русская Энциклопедия Википедия помалкивает. Зато английская – приводит очень подробную и любопытную справку, называя это поколение также и по-другому – Поколение I или Net (от интернета). Чем же отличаются зеты от предыдущих поколений?
Это дети мультимедийных технологий, текстовых сообщений, чатов, MP3-плееров, мобильных телефонов и YouTube. Они более зависимы от этих технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. Зеты не склонны становиться частью определённых групп – они настаивают на собственном праве принимать решения, полагаясь и на мнение родителей (хотя не всегда ему следуя), резюмирует Энциклопедия.
А вот как описывает Поколение Z американcкий детский психолог Шерри Постник-Гудвин в февральском выпуске ежемесячника Ассоциации Учителей Калифорнии (CTA): «Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети – часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов. Они никогда не видели мира, в котором не было высоких технологий или терроризма. Компьютеры они предпочитают книгам и во всём стремятся к немедленным результатам. Они выросли в эпоху экономической депрессии, и от них всеми ожидается лишь одно – быть успешными. Большинство из них очень быстро взрослеют, ведя себя значительно старше своих лет».
Нас, родителей зетов, социологи относят к поколениям X и Y, родившимся в период спада рождаемости с 1965 по 1982 гг. и в период бурных экономических потрясений в 80-х – начале 90-х гг., соответственно.
Как же построить общение в семье, чтобы уважались права всех поколений и сохранялась единственно плодотворная семейная среда – мир? Замечательные слова вложил Пастернак в уста своему герою доктору Живаго: «Что может быть выше мира в семье и работы? Остальное не в нашей власти». Итак, займёмся тем, что в нашей власти.
Компьютер стал частью жизни ребёнка, а значит работа на компьютере и сетевой досуг должны быть также вписаны в ежедневное расписание. Прежде всего, нужна чётко зафиксированная иерархия семейных дел и занятий: школьным урокам и дополнительным заданиям, кружкам и спортивным секциям, домашним играм и занятиям с младшими братьями и сёстрами, прогулке с собакой и уборке своей комнаты – всему должно найтись время.
Очень в этом смысле помогает регулярная – например, раз в полгода – постановка целей. Целей при этом не должно быть много – 3-5, но они должны быть очень чётко выражены. Выполнение задач должно обязательно сопровождаться наградой – как денежной, так и вещественной – например, походом в кино или покупкой одежды.
Дети разного возраста требуют разного подхода. Проще всего начинать с использования функции «родительский контроль» на вашем компьютере либо компьютере вашего ребёнка. Использование родительского контроля позволяет поставить чёткие временные рамки – скажем, по часу в будни и по два часа в выходные – и задать критерии безопасности: может ли ваш ребёнок запускать игры и какие сайты он может посещать.
По мере взросления детей и укрепления их силы воли можно, как мне кажется, с детьми «договариваться». Скажем, не допускается включать компьютер, пока не сделаны уроки и необходимые домашние дела, а после десяти вечера – машина должна выключаться. При этом ребёнок должен понимать, что нарушение договорённостей возвращает его на шаг назад – к «родительскому контролю». Дети очень хорошо понимают, что такое справедливость – поэтому, по моей практике, такие «откаты» для них вполне честны и законны.
Разумеется, родители сами должны стать примером для подражания – дети, родители которых полночи пишут витиеватые посты и участвуют в бурных интернет-дискуссиях, вправе усомниться в справедливости родительских требований.
Много вопросов вызывают сетевые игры. Мне рассказывали, как в одной семье сын ставил будильник на три часа ночи и, проснувшись по звонку, до рассвета играл в любимую сетевую игру. Родители, конечно, не могли утром его добудиться и недоумевали, связывая усталость ребёнка с колоссальными школьными нагрузками…
В разных семьях родители по-разному подходят к тому, какие программы запрещать, а какие разрешать. В семье одного моего друга старшей дочери, как более психологически устойчивой, разрешается пользоваться любыми программами, а сыну дозволяется работать со своими профилем в соцсети, но не разрешаются сетевые игры, как дело бесполезное и даже «душевредное». В другой знакомой семье – детям разрешается играть в, так сказать, «безобидные» игры – где нет насилия, разврата и разбитого в лепёшку автотранспорта. В третьей семье – действует ограничение на игры в постные дни. А в четвёртой – и вовсе всё строго: единственный в семье компьютер стоит на столе у папы, а детям разрешается пользоваться только информационными сайтами для того, чтобы сделать уроки. Интересно узнать в этой связи опыт читателей портала.
Не берусь судить, впрочем, какой подход лучше. Самое главное в действиях родителей – последовательность и постоянное внимание к душевному состоянию ребёнка. Если, к примеру, у вашего сына или дочери внезапно ухудшилась успеваемость в школе, он стал раздражителен, вял и апатичен, обратите внимание на то, что он делает в компьютере, обсудите с ним ситуацию и поменяйте подход.
Предположим, что мир в семье восторжествовал – ваше чадо заходит в сеть, лишь предварительно сделав уроки и поиграв с младшими. Но не тут-то было! Как только мы заходим в виртуальное пространство, в нашу жизнь вторгается целый смерч других соблазнов и угроз.
Хорошо, что сейчас в школах изучаются Основы безопасности жизнедеятельности – детям рассказывают, как нужно оказывать первую помощь, как вести себя в экстремальной ситуации, при пожаре, например; моё поколение, Поколение X, было лишено этого правильного ликбеза.
Было бы целесообразно для наших детей ввести и ещё один новый предмет – Основы информационной безопасности. В частности, на уроках школьники могли бы изучать, как следует себя вести, если вас «зафрендила» некая «очаровательная блондинка» и назначает вам свидание в одном из ночных клубов на окраине города. Или как реагировать на электронное письмо, буквально захлёбывающееся от восторга сообщить вам, что вы – да, именно вы, этакий счастливчик! – выиграли не много, не мало, а миллион долларов США. Oh, yeah! Единственное, что от вас требуется, — ввести в специальное поле номер папиной (или маминой, тоже сгодится) кредитки: с карты – о, поверьте! — будет списан только один доллар в подтверждение того, что вы – человек, а не робот. Да, да – и не забудьте ввести код CVV с обратной стороны кредитной карты!..
Пока в школах такой дисциплины нет, родители должны часто и подробно объяснять детям, что «очаровательная блондинка» может оказаться взрослым дядей с прозрачными намерениями, растолковывать, кто такие хакеры и что в результате вышеупомянутой карточной махинации могут быть украдены очень внушительные суммы. Мы должны передать детям по наследству секретные сведения о месте нахождения бесплатного сыра.
Любопытный эксперимент провели недавно специалисты в ОАЭ. Как пишет газета The Gulf Today (номер от 7.11.2010), администрация Американского Университета в Шардже санкционировала проведение эксперимента, в ходе которого трое студентов, изучающих в университете информационную безопасность, направили в адрес 5 тысяч студентов и одной тысячи сотрудников, включая преподавателей, фальшивое сообщение, содержащее просьбу, якобы от администрации университета, в целях учёта вновь ввести свои контактные данные. Каково было удивление университетского начальства и всей общественности Эмиратов, когда 950 человек доверчиво «заглотили наживку» и ответили на электронное письмо!
Есть и другая опасность, не менее значимая. Дети, совершающие свои первые шаги в интернете, должны понимать, что перед ними – не бумага и не пишущая машинка. Каждый след, оставленный в интернете, любая неосторожная запись в чате или фотография, размещённая на страничке в социальной сети, может там остаться навечно, даже если впоследствии эта информация будет удалена. «От слов ваших осудитесь…» Это совершенно новый уровень ответственности. Это вызов, от которого были избавлены предыдущие поколения, но который стал таким актуальным для Поколения Z.
Безусловно, интернет принёс в нашу жизнь много захватывающе нового. Учёные всего мира, как отмечено в недавнем выпуске авторитетного The Economist (6-12 ноября 2010), работают над созданием «умных» систем – сервисов Google Earth и Street View, которые первыми позволили смоделировать виртуальные копии нашего мира, сенсорных датчиков, способных измерить и интерпретировать каждый шаг пасущейся коровы, умных счётчиков, позволяющих рассчитать расход электроэнергии в каждый конкретный момент времени. Именно в этом мире будут жить наши дети, и нам нужно правильно оценивать его возможности и опасности.
…Дописываю эти строки и слышу, как меня нетерпеливо окликает младшая дочь. Как же, утром я обещал, что сегодня мы вместе заведём для неё электронный почтовый ящик и откроем профиль в социальной сети. Вчера её обещал записать в друзья одноклассник из 3«Б». Что ж, захожу в сеть – ведь обещания надо выполнять.
Читайте также: