Большинство фотографий детей в храме — благочестивые и сладкие. Дети в платочках, терпеливо стоящие в очередь к причастию. Светлые лица, мягкие цвета. На самом же деле, ходить с детьми в храм — проблема. Это знает каждый родитель.
Даже самый правильный и воспитанный ребенок, бывает, вытворит что-нибудь такое, что хочется сквозь землю провалиться. И если смотреть на детей непредвзято, без давления родительского долга и благочестивых мифов в голове, то совершенно очевидно — большую часть службы детям скучно. Они не могут стоять и «молиться».
Дети деятельны, суматошны, шумны, крикливы. Короче, они совершенно не соответствуют никаким агиографическим стандартам. Каждый раз на службе я гляжу на то, как одна девочка по всему храму убегает от бегающей за ней мамы, как мальчик тянет папу за руку — ну, пойдем уже, как тетки у поминального столика гоняют мальчика-дауна. Из лучших, конечно, побуждений — чтобы не обжегся: «А ну, пошел вон!» Вот буквально так, я не преувеличиваю. Они не злые. Просто устали. Устали от детей, которые рушат всю благочестивую атмосферу храма. Будь их воля — ну так, по-честному — они бы детей в храм не пускали.
Хотя, конечно, при случае православные со значением повторяют слова Христа «не препятствуйте детям приходить ко Мне». Правда, чаще эта фраза касается только Таинств Крещения и Причастия. Время же службы — для большинства детей скучно, для большинства родителей — нервно.
В общем-то, храм — территория не для детей, взрослая территория. И если уж миряне у нас во время службы — статисты, то дети, не способные в силу возраста справиться даже с этой ролью, превращаются в помеху благочестивом действу.
Особенно, когда служба подходит к причастию — и тут начинается проповедь. Чаще всего дежурно-скучная и длинная. Дети изнывают перед амвоном, хнычут, плачут. А взрослые пытаются благочестиво этого не замечать. Или, если уж заметят, то с раздражением. А не с мыслью — а может, проповедь логичнее было бы читать после причастия — пусть слушают те, кому это нужно.
Я спрашивала своих, уже подросших детей, что было самым тяжелым для них в храме. Ответы примерно похожие — тяжело и скучно, что служба тянется долго. Самые радостные моменты: «есть просфорку», «когда мы выходили из храма и шли домой, покупая по дороге что-нибудь вкусненькое», «причастие, конечно», «нравилось следить за малышами, задувать свечки с ними, тогда и служба проходила быстро».
Дети изнывают от бездействия. Ведь молитва и взрослым — честно скажем — часто не под силу (не берем в расчет дисциплину и самовнушение). А что еще делать в храме? Детям постарше можно объяснять службу — под шиканье и благочестиво-раздраженные взгляды сомолитвенников. А с теми, кто помладше? Приходить сразу к Причастию? Наверное, да. Потому что пока у нас дети вообще никак не причастны к службе, пока они объект действия, а не субъект, ничего кроме как «принести-причастить-бежать, пока не заорали» не остается.
Другой вариант — очень и очень хороший — игровые комнаты при храмах. Но пока это единичные случаи, и неизвестно, станет ли эта практика распространенной. И, наверное, самый фантастический — привлекать детей к службе. Хотя, честно говоря, даже я не представлю как. В общем, при явном смягчении нравов в большинстве храмов (по сравнению с еще недавним прошлым) ситуация пока неразрешима, и тема открыта для обсуждения.
Начав заметку с упоминания фотографий детей в храмах, закончу этим же. За последний год в архиве набралось несколько десятков разных кадров детей в храме, не «парадных», а, скорее повседневно-бытовых. Итак, еще немного о детях в храме…