Как научить ребенка просить прощения, как в наш век потребления разговаривать с детьми о жертвенности и что же самое главное в православном воспитании? Об этом мы беседуем с доктором педагогических наук, заведующей кафедрой педагогики ПСТГУ, мамой троих детей Татьяной Скляровой.
Когда вы начали изучать православную педагогику, что вам показалось особенно важным? Почему вы стали заниматься этим направлением?
— Когда я только начала заниматься наукой, меня потрясли труды Василия Зеньковского. Они дали другую перспективу отношения к человеку, к воспитанию, к себе самой. В то время я еще мало была знакома с Православием. У Зеньковского я прочитала примерно такую фразу: «В основе личности человека лежит образ Божий, который неуничтожим». То есть даже если сам человек живет неправедно, пытается повредить себе, искорежить этот образ, он не в состоянии его разрушить. Этот оптимизм православной педагогики меня вдохновляет.
У каждого родителя зачастую свое представление о том, что такое православное воспитание. Как оно менялось у вас?
Наша старшая дочка родилась, когда мне был 21 год, а мужу 22. На ней мы «ставили эксперименты» по педагогике и психологии. Досталось ей и в период нашего неофитства. Семья начала воцерковляться, когда ребенку шел четвертый год. Помню, тогда на наш призыв: «Аня!» дочка сначала крестилась, а потом оборачивалась. Тогда я задумалась, что мы переусердствовали, что нужно менять направление наших усилий. Главное воспитывать ребенка своим примером, поведением. Внешнему она научится со временем.
Детям обычно очень трудно поступаться какими-то своими интересами, уступать. Нужно ли говорить с ребенком о жертвенности и как это делать?
Нужно показывать детям, что такое жертвенность, на конкретных примерах. Пусть на самых простых, бытовых. В нашей семье была такая ситуация. Мы переехали в новую квартиру. Нашей соседкой стала одинокая старушка. Через какое-то время я спохватилась, что никогда не убираю лестничную площадку, а она все время на удивление чистая. И тут выяснилось, что эту чистоту наводит наша пожилая соседка. При этом она ни разу не высказала мне своего неудовольствия сложившейся ситуацией. Конечно, ситуацию мы исправили. Я обратилась к ней с извинениями, а она мне ответила: «Ну что вы. У вас же трое детей. Вам некогда». Я рассказала о поступке этой бабушки своим детям. И такие примеры жертвенности просто рассыпаны в нашей жизни. Нужно уметь их видеть. А папа сидящий ночью за проверкой ученических тетрадок. Разве это не пример жертвенности?
Когда взрослый сталкивается с хамством своего ребенка, в которого «столько вложено», реакции бывают самые разные – от растерянности до гнева.
Прежде всего, нужно успокоиться и понять, что ребенок тестирует взрослых на внутреннюю устойчивость, пробует взрослых на изгиб и на излом. Главное — сохранять самообладание и доброжелательность. Наше родительство должно проявляться в том, что мы мудрее, сильнее. Если ребенок будет видеть доброе отношение, со временем у него закрепится такая модель поведения – доброжелательное, терпеливое отношение к близким, с любовью и пониманием.
Как научить детей просить прощения?
Если я осознаю, что была не права, то сама прошу у детей прощения. Иначе как они этому научатся?
Ваши дети воспитывают друг друга?
Было интересно наблюдать, как Аня воспитывает младшего братишку Сему. Она видела, как растет мой живот. Мы ей объясняли, что у нас скоро появится малыш. Когда Сему принесли домой из роддома, семилетняя Аня с первых дней начала за ним ухаживать. Он заплачет, она его гладит, дает ему соску. На руки пыталась брать. Сначала у меня были опасения, что дочка что-нибудь вывихнет малышу или накормит чем-то не тем. Потом я увидела, что эти опасения напрасны.
Меня удивлял оптимизм дочки. Анечка говорила: «Вот он вырастет, и мы будем с ним играть». А я думала: «Но ведь ты тоже вырастешь. Тебе играть с ним уже будет не интересно». Но дети действительно выросли друзьями, несмотря на большую разницу в возрасте. Секретами делятся.
У Семена с младшей дочкой Сашей совсем другие отношения. Когда Саша родилась, Семе было два года. И он у нас срочно стал большим. С тех пор он ее всегда воспитывает. Перед отпуском мы попросили детей написать списки необходимых покупок, но учесть при этом, что денег у нас в обрез. Сема выступил с критикой: «Видел я Сашкин список. У нее там одних кофточек – три штуки». Если Аня воспитывала Сему как друга, то Сема Сашу как подчиненного. Мне кажется, Саша будет хорошей женой, покладистой. Сашу все воспитывают, а она свободна от этого.
Как вы поступаете, если дети ссорятся?
Когда дети выясняют отношения – взрослым там делать нечего. Это их опыт. Они должны учиться общаться, находить компромиссы. Сейчас Семе четырнадцать, Саше двенадцать. Они в своей комнате что-то выясняют. Мы, родители прислушиваемся, что же у них там происходит. Сначала доносится диалог на повышенных тонах. Потом момент тишины. А потом песня на два голоса. Причем, запевает Саша.
Раньше перед сном я пела им песни. Была уставшая, и мне надо было переключиться. Теперь любовь к музыке помогает детям переключиться и даже примириться.
Как папа воспитывает детей в вашей семье?
Муж до сих пор читает детям на ночь книжки. Хотя младшей дочери уже двенадцать. Дети не могут заснуть, пока не поговорят с папой. Психологи говорят, время перед сном для детей самое некритичное – в это время как раз они больше всего поддаются воспитанию. У нас в семье это время принадлежит папе.
Папа занимается их чтением, и если они вдруг перестают читать, этот вопрос берет на контроль папа. За успеваемостью и поведением в школе следит папа. Он работает в школе, где учатся дети. Главные рычаги воспитания — у мужа в руках. Как-то раз одиннадцатиклассники поймали младшую дочку Сашу в коридоре гимназии и задали ей интересующие их вопросы. «Почему твой папа ходит пешком в школу?» «Ему думать надо,» — ответила Саша. «А как он проверяет наши тетради?» «Не знаю. Он их по ночам проверяет, мы в это время спим». «А он вас с Семой ругает?» «Нет. Только аннотации читает» — ответил наш ребенок. Вот такие главные методы воспитания нашего папы – чтение на ночь и чтение «аннотаций».
Для верующих родителей бывает неожиданностью и ударом, когда ребенок отказывается ходить в Церковь.
В первую очередь родители сталкиваются с тем, что подросток выходит из послушания. Ребенок стремится выглядеть иначе, начинает как-то по-новому себя украшать. Берет где-то новые вещи, которые кажутся ему красивыми. По-новому украшает свою комнату. Родители часто реагируют агрессивно, с непониманием. Так отношения охладевают. Ребенок эмоционально отдаляется от родителей. То, что радует, интересует родителей, не интересует его. Сначала это проявляется в малом. Потом и в большом. При появлении безразличия к церковной жизни бесполезно говорить: «Что батюшка скажет, когда твою юбку увидит?» или «Православные мальчики так не поступают». Действует только личный пример родителей. И в первую очередь – доброжелательное внимание к тому, как меняется растущий человек. Мне кажется, что взрослеющие дети задают своим родителям новые параметры для их духовного роста.