Марина Журинская о карикатурах на Патриарха и Артемии Лебедеве
«Аще не будете как дети…». Это было сказано Спасителем, когда дети рвались к Нему, а взрослые их ради порядка и благолепия не пускали. Потому что подчас детское стремление к Богу важнее порядка и благолепия.
Но значит ли это, что детский тип поведения всегда и во всем предпочтительней взрослого? — а вот и нет; дети (опять-таки не все) капризны, эгоистичны, жестоки и что уж греха таить — невежественны. Разумеется, в семье с любящими и вдумчивыми родителями эти свойства потихоньку преодолеваются, хотя и тоже не всегда. Но ясно одно: детская модель поведения в социуме крайне неудобна. Так вот и говорят: infante terrible, «ужасный ребенок», про такого взрослого, который своей взбалмошностью, непредсказуемостью, нежеланием считаться с людьми и отказом от понимания последствий своих поступков превращает жизнь окружающих в кошмар. В ряде случаев поведение такого инфанта вполне вписывается в статью советского уголовного кодекса: «хулиганство, совершенное с особым цинизмом». Формулировка довольно мутная, но иногда жизнь предлагает к ней неплохие иллюстрации.
Увы, рука об руку с тем, что мы стали более лучше жить, участились и случаи, так сказать, бытового вандализма. При этом кто-то, например, машины поджигает (это считается социальным протестом), кто-то рубит топором (это чаще в плане личной мести), а кто-то разрисовывает. И если вашу машину разрисовали скверными словами или символами, имеющими оскорбительный характер, это достаточно плохо, так что, кажется, хуже некуда. Но представьте себе, если ее разрисовали неуклюжими каляками-маляками… Согласитесь, что в этом есть нечто особо гнусное.
Это я к тому, что некоторый дурно воспитанный молодой человек (Вы уж простите, Татьяна Никитична, но я, старая женщина, могу сказать это Вам, женщине пожилой) решил порезвиться на территории, которую считает своей вотчиной, хотя это и не так; просто ряд его друзей-приятелей ему это позволяет, потому как прикольно.
И ничего лучшего он не нашел, кроме как мерзко поглумиться над человеком, пользующимся уважением очень и очень многих, которые называют этого человека своим Предстоятелем, потому что он перед Престолом молится от своего имени и от имени нас всех.
Я этого молодого человека вообще-то не читаю, и мне глубоко безразлично, топовый он блоггер или какой. Для меня блоггер — это род занятий, а не чин. Так, вроде доминошника или в лучшем случае шахматиста. А то, что они на этом получают деньги, мне неинтересно. Так вот, в пору знакомства с интернетом я посмотрела текст этого молодого человека — и закрыла за ненадобностью, потому что количество сквернословия совершенно зашкаливает. И не то чтобы какое-никакое худсредство (некоторые в это верят, я — нет), а так. Простите за выражение, словесная рвота. Через какое-то время повторила эксперимент с тем же результатом. И забыла.
А тут поднимается крик и шум и серьезные люди серьезно негодуют. Ну, посмотрела, кажется, три или четыре «картинки» — и такая тоска взяла, как сотникову дочь в «Майской ночи», которая, затосковав при виде кошки с железными когтями, за саблю схватилась.
Потому что глупо. Не смешно. Не художественно. Ни проблеска таланта. Ни намека на искусство. Ни на молекулу какой-было осмысленности. А посему — гнусно и мерзко. По сравнению с этим приличными людьми могут показаться молодые персидские аристократы, которые во время оно по субботам гонялись за евреями, чтобы их убивать, потому что еврей в субботу сопротивляться не имет права согласно вероучению. Короче говоря, это тот этап развития культуры, который может по достоинству быть назван деградансом.
И вот как-то понятно, что с воспитательными мерами уже поздно, и всякую надежду в этом отношении следует возложить на персонажа, печально известного как жареный петух. Это если он еще соизволит. Поэтому думаю, что нам стоит в очередой раз изумиться долготерпению Божию и заняться своими делами.
Конечно, исполнен достоинства следующий предлагаемый шаг: взять и покинуть пространство ЖЖ. Оно вроде бы и возвышенно, и благородно. Но кое-что хотелось бы со всей почтительностью возразить.
Из жизни юных хулиганов известно, что они борются за жизненное пространство: Ты в наш двор не ходи, а то получишь, а мы в твой двор ходить будем, и туда ты тоже не ходи, потому что мешаешься. Такой нормальный подход несовершеннолетних отморозков, аналог которого в области экономики: Что мое, то мое, а об вашем-то мы и поговорим. И тогда получается, что мы уходим, оставляя их безнаказанно и невозбранно резвиться на отвоеванной территории.
А мне вот уходить не хочется. Я в ЖЖ практически не пишу, но у меня там во френдленте, наверное, десяток приятных людей, и я читаю их тексты о вере, об искусстве и немножко о науке. Ну, и о котах, как же без этого. И какие-то заметки им посылаю. И устанавливаются действительно добрые отношения. Так что мне представляется более привлекательным другой предложенный способ реагирования: в рамках установленной процедуры довести до сведения тех, кто играет в ЖЖ какую-то административную роль, что нас эта «публикация» не устраивает, более того — глубоко задевает. Ни один администратор не любит, когда ему подают заявление. Если же ему подают много заявлений, и все по одному и тому же поводу, он начинает испытывать здоровое раздражение по адресу этого «повода». И даже, может быть, буркнет что-нибудь вроде «ты бы, повод, потише орудовал бы, а?».
Но вот что еще хотелось бы заметить. На безбрежных просторах русского инета, в общем, довольно часто встречаются выпады — не такие ни с чем не сообразные по уровню, как этот вот, больше всего похожий на бессмысленную и неосознанную ругань уличной шпаны вслед приличным людям, а более продуманные, более тем самым страшные по своим последствиям — и в первую очередь для тех, кто их предпринимает. И адресованы они бывают Пресвятой Троице, Господу нашему и Его Пречистой Матери. То-есть это богохульство, в том числе и хула на Духа, которая, как сказал Христос, не прощается. А ведь было нам сказано, что горе тем, из-за кого имя Божие хулится у язычников. То-есть опять-таки нам.
Горе нам потому, что мы это не только равнодушно пропускаем, но подчас и провоцируем собственым непродуманным поведением, косноязычными фразами, легкой вероучительной безграмотностью (а бывает, что и тяжелой). И нужно признать, что ситуация достаточно запущенная. Можно понять тех, кто уже не видит никакого из нее выхода, кроме силового. Но выход этот иллюзорен. Наверное, стоит трезво признать, что мы ни разу не античные герои, чтобы одним махом рубить всякие гордиевые узлы, — и утешиться тем, что античные герои для нас — не совсем образец для подражания.
И ни на минуту не забывать, что наша цель — нести людям свет Христов и мир, а как это делать, нам уже сказали: Стяжи Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся. Эти слова преподобного Серафима должны буквально жить в нас в пору испытаний.