Каждый год первого сентября дети дарят учителям множество цветов. Однако мне кажется, было бы гораздо разумнее вместо этих подарков перевести аналогичную сумму в какие-нибудь благотворительные фонды.
Например, у нас школа – очень маленькая, в ней учатся всего четыреста человек. Предположим, каждый ребёнок принесёт букет цветов. Средний, мало-мальски пристойный букет в Москве стоит около тысячи рублей, – соответственно, в школу принесут цветочный эквивалент четырёхсот тысяч.
При этом все наши педагоги и сотрудники – это около ста человек. Даже если они возьмут по одному-два букета – всё равно куча цветов останется в школе. Они просто пропадут: их составляют в какие-то вазы, вёдра, и в лучшем случае через несколько дней они отправляются на помойку. Они вянут, срезанные цветы вообще быстро вянут. По сути, это деньги, которые прямиком отправляются на выброс.
Было бы разумнее, если бы учителя предложили своим ученикам вместо этой совершенно бессмысленной траты переводить какие-то посильные суммы в фонды, которые занимаются помощью больным детям. Может быть, инвалидам или даже бездомным животным – сейчас есть очень много разных вариантов благотворительности.
Подобные вещи я начала делать со своим классом несколько лет назад. Естественно, я не требую ни от кого никаких отчётов, но знаю, что многие дети и их родители этой идеей воспользовались.
Я делилась ею с коллегами – соответственно, тот, кто счёл для себя нужным, вероятно, сделал так же. Благотворительность – дело очень интимное, и принуждение или какие-то громкие слова здесь, как мне кажется, лишние. Как известно, одна из евангельских заповедей рекомендует, чтобы даже наша левая рука не знала, что правая даёт милостыню, не говоря уже о коллегах.
Если эта идея приживётся, с её помощью можно было бы сделать много полезного. Например, портативный аппарат искусственной вентиляции лёгких стоит около миллиона. Если тяжелобольной ребёнок получает такой аппарат, он может жить не один в реанимации, а дома с родителями, и достойно провести те годы, которые ему отпущены, в кругу своих близких, в любви и тепле.
Соответственно, средняя по размеру школа может за один день собрать деньги на такой аппарат. Если это большой холдинг из нескольких школ в спальном районе, таких аппаратов может быть несколько. Это также может быть какой-то дорогостоящий протокол химиотерапии или операция.
Я знаю, и, к сожалению, бывает так, что букеты к праздникам и учителями, и детьми воспринимаются как дань. Но если это дань, – это не имеет отношения ни к уважению, ни к благодарности.
Лично мне для того, чтобы почувствовать благодарность и уважение учеников, совершенно не нужно, чтобы приносили десятки букетов. Меня вполне устроят детские подарки, сделанные своими руками.
Если уж говорить о цветах, много лет назад одна девочка подарила мне цветок в горшке, который они с мамой вырастили специально для меня. Он потом очень долго жил у меня, и я его очень любила.
Конечно, новая идея приживётся не сразу, но, я думаю, найдутся учителя, которые захотят её поддержать. Некоторые уже пишут мне об этом.
А вообще – такие вещи происходят не вдруг и не сразу, потому что во всём мире идея благотворительности приживалась веками и даже тысячелетиями. Но надо же с чего-то начинать. Тем более что идея с первосентябрьскими букетами – простая и ощутимая.
Конечно, родителям нужно говорить об этом с учителями, учителям – с детьми, объяснять на простых конкретных примерах, как это работает. Надо предлагать адреса и координаты фондов. Потому что многие, возможно, и хотели бы помочь, но не знают, как это сделать, кому доверять, каков механизм благотворительности.
Я думаю, было бы лучше всего, если бы сейчас эта инициатива началась с учителей. Если есть какие-то авторитетные родители и члены родительских комитетов, которые готовы обсудить эту инициативу с педагогами, – тоже было бы здорово. И я знаю, что родители, готовые обговорить эту тему со своими классными руководителями, учителями и директорами, есть.
Ася Штейн, преподаватель литературы