Детский психиатр Иващенко: агрессивных школьников может исправить поведение взрослых
8 сентября. ПРАВМИР. Агрессия школьников является адаптивной реакцией ребенка и требует изменения в поведении взрослых, утверждает завкафедрой детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России Дмитрий Иващенко. Об этом он сказал в интервью «Правмиру».
Специалист считает, что детей, демонстрирующих агрессивное поведение в школе, не спасет «универсальная таблетка» — ее не существует. И что прежде всего нужно проанализировать окружение школьника.
«Часто агрессия — это адаптивная реакция, способ взаимодействовать с миром. Да, дерется, но это инструмент общения. Примитивный, простой, неудобный — но инструмент», — говорит Дмитрий Иващенко.
Первая линия терапии ребенка – это педагогическая коррекция, но она потребует изменения поведения со стороны взрослых, считает психиатр.
По словам Иващенко, в самой школе часто создается нездоровая обстановка, которая подталкивает детей к агрессивному поведению: учитель, который привык кричать, драки между учениками, которые никак не «гасятся» взрослыми.
Часто проблемы существуют в семье ребенка, где, к примеру, несколько лет длится «предразводное состояние» у родителей, или влияет на семью поведение тирана-отца.
«У меня еще не было ни одного случая, чтобы все было идеально в классе, в школе, в семье, а ребенок ни с того ни с сего бы бегал, дрался и орал», — говорит специалист.
В сентябре 2022 года социологи Высшей школы экономики во главе с заведующим лабораторией «Социология образования и науки» Даниилом Александровым опубликовали исследование феномена школьного насилия.
Выводы, к которым пришли ученые – агрессия учителей влияла на негативное поведение учащихся и даже опосредованно подталкивала к нему. В школах же, где существовал школьный климат с четкой и справедливой дисциплинарной структурой, случаев агрессии и издевательств практически не наблюдалось.