У нас двое школьников, 5-й и 6-й класс. Нередко я вынуждена задерживаться на работе, муж тоже поздно возвращается. Не знаю, как так организовать наших ребят, чтобы они делали уроки днем, а не перед приходом родителей, вовремя обедали, успевали бы погулять, пока светло, и не опаздывали на занятия в спортивной секции. Как работающим родителям грамотно продумать, организовать и проконтролировать жизнь детей во второй половине дня? Вера
«Восхитительная» часть дня
Жизнь обыкновенного школьника в будни состоит из трех частей: уроков, домашних заданий и той восхитительной части дня, когда уроки уже закончились, но мама еще не пришла. Неизвестно почему, но факт остается фактом — ребенок так устроен, что умудряется максимально неэффективно реализовать те несколько часов своей жизни, что обычно называются «вторая половина дня». Он не умеет планировать, у него слабая сила воли и мотивация к учебе, он не может «чувствовать» время и не способен определить, голоден или замерз. В эти часы досуга среднестатистический ребенок обычно предается ничегонеделанию, прерываемому изредка робкими попытками заняться уроками. В лучшем случае его вытаскивают во двор друзья, и там он проходит суровый курс социальной адаптации.
Посередине рабочего дня почти в любой конторе можно встретить женщину, грозно рычащую в телефон: «Ты точно поел?» или «Если я приду, а уроки не сделаны…». Женщина волнуется, поперек лба у нее пролегла морщинка. Она чувствует, что ее влияние на ситуацию дома ничтожно мало. А ребенок, в свою очередь, понимает: мама далеко, а вечер нескоро…
В результате его вторая половина дня (читай: половина школьной жизни) пропадает — он и ни отдыхает толком, и ни работает эффективно.
А мне еще и петь охота…
Как организовать ребенка, чтобы он все успел и при этом остался здоровым? С каждым годом детям задают все больше уроков, секции ужесточают правила отбора, а детский организм как требовал отдыха, так и продолжает его требовать.
Прежде всего, при организации второй половины дня следует разобраться с приоритетами: что, по вашему мнению, для ребенка важнее всего. Схема ценностей может быть такая: здоровье ребенка; успеваемость; общение с друзьями; кружки и увлечения. Обратный порядок пунктов в этом списке вовсе не означает, что вы плохой родитель. Просто у вас другие приоритеты, например спорт. Или в первую очередь хорошее образование. Решать вам. Но записывая ребенка в кружок или на дополнительные занятия, вы не только делаете его жизнь насыщенной и разнообразной — другой рукой вы вычеркиваете из его жизни полчаса-час на игры, прогулку и прочее. Это необходимо помнить.
Делу — час, потехе — время
Во-вторых и в главных, при планировании второй половины рабочего дня вашего ребенка, следует соблюдать правильную дозировку всех видов деятельности. Он должен отдохнуть, позаниматься, выполнить несложную работу. Но как это все уместить в один вечер? Составляя расписание, можно руководствоваться следующей пропорцией (она, конечно, имеет примерный характер и во многом зависит от тех приоритетов, о которых мы говорили выше): 40 процентов времени — отдых (в первую очередь подвижный); 25 процентов — учеба; 25 процентов — домашние дела; 10 процентов — свободное время.
Заметьте, отдых и свободное время разнесены между собой. Это разные вещи. Отдых должен быть разнообразным и организованным: вы должны вместе с ребенком решить, как именно он будет отдыхать в понедельник, что делать во вторник и так далее. Но, несмотря на организованный отдых, все же примерно десять процентов времени должно уходить на то, что никак не регламентировано, — время свободной деятельности необходимо ребенку, чтобы переключиться между процессами, забыть про одно дело и начать другое. Подобный люфт не просто необходим — неизбежен. Даже если вы не оставите на это время, оно все равно появится. Только вы будете нервничать, что сын или дочь все никак не сядут за уроки.
Против описанного соотношения времени у многих родителей может возникнуть возражение: «Как же так?! Мы до ночи в несколько рук каждый день делаем эти уроки, а вы говорите — 25 процентов!» То, что уроки делаются больше одного-полутора часов, говорит о том, что они делаются неэффективно. Причин такой неэффективности может быть несколько:
— ребенок не отдохнул. Прежде чем сесть за уроки следует хорошенько отдохнуть;
— ребенок испытывает стресс. Как это ни парадоксально, но уроки являются причиной стресса. Ребенок сам себя (с помощью родителей и школы) загоняет в порочный круг: я не успеваю сделать уроки, я нервничаю, поэтому еще больше не успеваю и еще больше нервничаю. Выход один — сделать перерыв, переключиться и успокоиться;
— в комнате включен компьютер, телевизор, слышны громкие посторонние разговоры, работает радио. Несмотря на уверения, что музыка помогает сосредоточиться, это не так;
— ребенок не владеет учебным материалом. Если он получил задание по материалу, которого не усвоил, это уже просчет учителя. Домашние задания должны в первую очередь способствовать закреплению пройденного, а не компенсировать недостатки урока. Поговорите об этом с учителем.
Также следует понимать, что все дополнительные занятия, кружки и секции должны быть тоже учтены при планировании времени. Их необходимо разделить на условные группы: отдых или учеба, понять, отдыхает ли во время кружка ребенок от учебной деятельности или нет. Если вы понимаете, что деятельность на занятиях по сути своей ничем не отличается от учебной, сократите время на домашнюю работу. В противном случае все эти занятия будут за счет здоровья ребенка.
Контроль и профилактика
Но основная, наиболее сложная задача — добиться исполнения запланированного ребенком на день. Именно на этом этапе и возникает множество проблем. Какого-то общего и просто решения тут нет — почти каждой семье придется строить свою цепь компромиссов, наказаний и поощрений. Однако есть несколько простых советов, которые помогут вам с ребенком организовать его день:
— составьте и нарисуйте большое, цветное, а главное, понятное расписание и повесьте его туда, где оно постоянно будет мозолить глаза ребенку. Желательно рядом с часами;
— в расписании чередуйте виды деятельности. Пусть отдых сменяется учебой, а она — отдыхом. И никаких «будешь сидеть, пока не сделаешь». Никогда не наказывайте уроками — «ну-ка, марш к себе в светлицу и сольфеджию учи!». Уроки — это работа, а не наказание;
— как можно плотнее контролируйте ребенка, но не заменяйте редкий выборочный контроль строгостью наказаний. И не обещайте того, чего сами не собираетесь выполнять. Это относится и к наказаниям, и к поощрениям. И имейте в виду — для ребенка сам факт вашего звонка важнее текста, который за этим стоит;
— мотивируйте ребенка. Придумайте то, что ему действительно важно и ценно. И приготовьтесь сдержать обещание;
— давайте посильные задания. Если ребенок раньше вообще никак не соприкасался с самоорганизацией, не ждите от него многого. Пусть лучше вы потратите несколько недель на то, чтобы просто научить его ставить обувь на место — это уже огромный сдвиг. Дальше дело пойдет веселее.
Если это не работает
В моей педагогической практике мне довелось столкнуться с такой ситуацией: родители переложили всю заботу за организацию второй половины дня на неработающую бабушку ребенка. На первый взгляд — решение логичное. Бабушка как-то своих детей воспитала, так и с внуком справится. Беда была в том, что бабушка не справлялась. Внук просто не слушал ее, поступал по-своему, учился из рук вон плохо. Родители же были не готовы это признавать — они отказывались даже оставлять ребенка в школе на полный день (была такая возможность). Причиной такого поведения, скорее всего, было то, что они приложили определенные усилия, чтобы решить проблему, и не хотели верить, что решение было неверным, а усилия пошли прахом. К сожалению, самообман в области принятых решений — распространенное явление. Очень важно понимать: недостаточно просто приложить усилия к тому, чтобы ребенок делал уроки. Важно, чтобы он на самом деле их делал. Если вы видите, что метод, придуманный вами, не работает, значит, надо его поменять. Чтобы избежать «наступания» на грабли, стоит руководствоваться следующими принципами:
— Не оценивайте поведение ребенка только сами. Советуйтесь с учителями, родственниками. Очень помогает, если ребенок регулярно исповедуется у своего духовника;
— регулярно меняйте методы контроля за ребенком. Рано или поздно можно приспособиться к любой системе, найти лазейки;
— всегда будьте внимательны и доброжелательны по отношению к ребенку. Нельзя, чтобы организация второй половины дня превратилась в противостояние. Не давайте ребенку забывать, что действуете в его интересах, и не забывайте об этом сами;
— оценивайте не собственное спокойствие или комфорт, а реальные результаты ребенка в учебе, рост его организованности;
— меняйте методы наказания и поощрения в зависимости от реальных запросов ребенка. Но не забывайте, что за все свои слова перед ребенком придется отвечать.
Воспитание — процесс не статический. Он требует постоянной диагностики ситуации и новых творческих решений. Однако воспитание — процесс обоюдный, и, если ребенок сможет научить вас отделять то, что вы реально делаете, от того, что вы по этому поводу придумали, это будет полезно всем.
«А как же самостоятельность? — спросит иной родитель. — Надо же дать ребенку возможность самому регламентировать свою жизнь. Ведь как научить водить, если не пускать за руль машины?» Все это, конечно, верно, однако даже самый смелый инструктор вряд ли пустит за руль ребенка, к тому же раньше не сидевшего в машине даже на пассажирском кресле.
Если вы сможете продемонстрировать пример хорошо организованного дня, приучить к порядку, то, когда ребенок отвоюет себе немного самостоятельности (а он обязательно отвоюет), эту самостоятельность он пустит на доброе дело. У Агнии Барто есть даже стихотворение на эту тему:
Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее после болезни
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке,
Мама в городе Прилуки
Пятый день в командировке.
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
И наверно, по привычке
Или, может быть, от скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.