Александра Сопова: Если поехать на Пасху в Иерусалим, многого не увидишь и не осознаешь из-за многолюдства. Так стоит ли ехать?
Диакон Александр Занемонец: Посещение Иерусалима на Пасху – не просто добрый христианский паломнический обычай, это библейская традиция. Благочестивые иудеи должны были оказываться в Иерусалиме трижды в год – по крайней мере, хотя бы на Пасху. Христос, живя большую часть Своей жизни в Галилее, оказывался в Иерусалиме, в первую очередь, на Пасху, вместе со Своими учениками следуя ветхозаветному обыкновению. Нужно быть в Иерусалиме на Пасху – это было совершенно очевидно для апостолов. И конечно, в христианской традиции это тоже осталось.
Конечно, когда человек оказывается в Иерусалиме на Пасху или в Вифлееме на Рождество, надо иметь в виду, что очень многого не получится увидеть. Чтобы посмотреть Святую Землю за короткий срок, нужно ехать не в праздники, а в максимально спокойное время. Если ехать на Страстной неделе, нужно заранее настроиться не осуждать своих гидов за то, что они куда-то не смогут повести в эти дни; работников гостиницы – за то, что наверняка будут какие-то накладки с номерами.
Особенно унывают паломники на Рождество в Вифлееме, если не хватает места в гостинице, не всегда сразу видя в этом некую евангельскую параллель. В праздничное паломничество мы приезжаем именно на праздник: верующий православный христианин по возможности будет, начиная, по крайней мере, со Среды Страстной седмицы, участвовать во всех богослужениях, даже если он окажется в Иерусалиме. Получается, что, приехав в Иерусалим, паломник значительную часть времени проводит в храме, а не осматривая различные места.
– В этом году православная Пасха совпадает с католической…
– Такой вариант особенно сложен, потому что не только все православные, но и все католические паломники стремятся попасть в одни и те же места в одно и то же время. Конечно же, это настоящее столпотворение.
– Например, по Виа Долороса – крестному пути Спасителя – православные и католики ходят бок-о-бок?
– Они ходят не в одно и то же время. Кстати, нынешний Крестный путь (Виа Долороса) – это во многом наследие именно католической позднесредневековой традиции. Сейчас мы не будем на этом заострять внимание, но вполне вероятно, что византийцы в свое время Крестный путь прочерчивали несколько иначе.
Но сейчас это происходит так: в Пятницу утром православный крестный ход начинается от начала Крестного пути – от Претории, т.е. римской темницы на месте римской крепости. Крестный ход во главе с кем-то из архиереев Иерусалимской Церкви отправляется ко Гробу Господню. Конечно, если ты оказываешься в конце хвоста процессии, ты ничего не услышишь и не увидишь.
Может быть, есть смысл подождать где-то на пути крестного хода, помолиться в это время, увидеть его и потом присоединиться к его хвосту, посмотрев на его начало. Улицы Старого Города узки, народу очень много, так что хотя крестные ходы православных и католиков не будут совпадать по времени, толчея будет невообразимая.
– Что нужно планировать русским паломникам в таком путешествии?
– В обычной церковной жизни мы все службы Страстной седмицы проводим в своем храме (или монастыре). На Святой Земле не стоит пропускать службы, но их можно посещать в разных местах. Таким образом, мы на разных богослужениях оказываемся и в Храме Воскресения, и на Иордане во Вторник Страстной седмицы, и на чине омовения ног, который совершает Иерусалимский Патриарх в Великий Четверг у Храма Гроба Господня.
Успеем побывать и в трех русских монастырях на Святой Земле, каждый из которых по-своему замечателен. Так что мы сможем все-таки посмотреть разные святыни и разные христианские общины. Но, конечно же, тишина и спокойствие нас нигде не ожидают, потому что везде будет огромное количество народа.
– Почему в Великий Вторник паломник окажется именно на Иордане?
– Все паломники изумляются, откуда давняя традиция ходить на Иордан к месту Крещения Господня во Вторник Страстной седмицы. Связь лишь та, что в былые времена ходить к месту Крещения Господня было небезопасно, а как раз к Страстной седмице все собирались. Тогда паломники караваном, под охраной турецких стражей оказывались на Иордане, а потом возвращались для участия в богослужениях Страстной седмицы.
Другое дело, что сейчас совершенно необязательно ограничиваться одним Вторником. Турецкая стража, защищавшая паломников от бедуинов, больше не нужна. Еще несколько лет назад место Крещения Господня было также закрыто для посещения паломников, кроме кануна Крещения и Вторника Страстной седмицы. Но сейчас оно открыто ежедневно.
– Кстати, мест, где люди купаются в Иордане, больше одного. Куда ехать?
– Еще несколько лет назад паломники купались в Иордане в Галилее; к месту Крещения это никакого отношения не имело, но это была та часть течения реки Иордан, по которой не проходила граница между двумя странами – Израилем и Иорданией. Потом иорданцы со своей стороны открыли место Крещения Господня, там же, где израильское место Крещения Господня…
Сейчас напротив Иерихона мы можем побывать на месте Крещения Господня, украшенном греческим православным храмом, русской гостиницей с домовой русской церковью на Иорданской стороне.
В византийское время течение реки Иордан было несколько иным. Место, которое византийцы в пятом, шестом, седьмом веке почитали как место Крещения Господня, находится несколько в стороне – на пару километров. Оно было обустроено и для крещения, и для омовения. Как шло течение реки в первом веке – этого мы не знаем.
– Бытовой вопрос: когда я была на Иордане, как раз возле русской гостиницы в Иордании на месте Крещения, река представляла собой даже не грязную воду, а жидкую грязь… Было страшно туда погружаться.
– Я встану на защиту нашей священной реки. Иордан в том месте, о котором мы говорим – месте Крещения Господня – действительно идет по илистому дну. Сейчас там оборудованы деревянные сходы, а несколько лет назад ты просто входил в воду и по колено погружался в ил. Но все-таки это не грязь! Существенно, что вода в Иордане в этом месте – полусоленая: рядом Мертвое море, в земле много соленых источников.
Мы помним, как в ветхозаветные времена пророк Елисей опреснил полусоленый источник в Иерихоне; это те же места. И сегодня Иордан пополняется такой полусоленой водой, если ее попробовать – это чувствуется. Но это не значит, что она грязная в результате каких-то химических загрязнений, это просто илистое дно. Купаться можно, хотя пить, наверное, не стоит – это на усмотрение паломников. Но многие благочестивые христиане пьют и не смущаются.
– Вернемся с Иордана в Иерусалим. На его улицах крестные ходы соседствуют с бойкой сувенирной торговлей.
– Это, конечно, смущает паломников, особенно тех, кто впервые приезжает на Святую Землю. Для нас Крестный Путь – это место, где Господь с Крестом идет на смерть. Но сегодня Крестный Путь находится полностью в мусульманском квартале Старого города.
Люди, которые там живут, знают о значении этого места для нас, но для них это способ зарабатывания денег, а не соучастия в христианской молитве. Может, для нас было бы проще, если бы на этом пути были храмы и часовни, горели свечи, было чисто и молитвенно. Но в такой ситуации молиться всякий может, а вот нынешняя реальная обстановка, наверное, приближена к тому, что было во времена земной жизни Спасителя.
Наверное, древнееврейский Иерусалим был менее «восточным» городом, если можно так выразиться, нежели мусульманский Старый город в современном Иерусалиме. Однако, пока Господь шел к Голгофе по улицам Иерусалима, все занимались своими делами: кто-то так же торговал в лавке, кто-то менял деньги.
В большинстве своем люди просто готовились к Пасхе – к важнейшему религиозному празднику, и не отвлекались на преходящие события, типа казней, которые вторгались в эту обычную упорядоченную религиозную жизнь. Это как раз очень важно для нас: люди не обращали внимания на Христа – пусть не потому, что они извлекали из этого какую-то выгоду, как нынешние торговцы, а поскольку они готовились к празднику. Но они проглядели важнейшее, происходившее рядом с ними. Как раз в этом нам бы их пример не повторить.
– Есть подобные традиции, какие святыни посещать в Великую Среду и Четверг?
– В Среду в былые времена как раз возвращались с Иордана, это занимало время. В Великий Четверг, разумеется, идем на Тайную Вечерю, участвуем в Евхаристии в одном из многих мест, где совершается служба. Кто-то идет ко Гробу Господню, кто-то – в русские монастыри. Быть может, самый простой вариант – пойти в Троицкий собор Русской Духовной Миссии на Литургию Великого Четверга. Храм очень большой, но и он обычно полон в дни Страстной седмицы. Затем по традиции паломники идут на Чин омовения ног, который Иерусалимский Патриарх совершает на площади у Храма Гроба Господня.
– Вечером Великого Четверга служится Утреня с чтением двенадцати Евангелий…
– На эту службу предпочтительно идти туда, где ты понимаешь язык. Русские паломники могут пойти в один из трех русских монастырей в Иерусалиме: Горненский, Елеонский или Гефсиманский, либо в Троицкий собор Русской духовной миссии.
У русской общины на Святой Земле есть замечательная традиция – начинать чтение двенадцати Евангелий в русском монастыре в Гефсимании, а затем идти крестным ходом по Крестному пути до Александрийского подворья, то есть до порога Судных врат, и там завершать чтение двенадцати Евангелий. Это местная традиция, которую хранят русские гефсиманские монахини, и в ней можно принять участие.
– Куда идти в Страстную Пятницу, когда Литургия не совершается?
– На чтении Царских часов можно быть в Троицком соборе Русской духовной миссии, как и в любом русском монастыре. В монастырях служба начинается пораньше, в Троицком соборе чуть попозже.
Иерусалимская традиция Великой Пятницы – Крестный ход от Претории до Голгофы. Если даже в нем не получится поучаствовать, на него есть смысл посмотреть. И, конечно же, есть возможность участвовать в выносе и в погребении Плащаницы на русском богослужении в Великую Пятницу.
– Понятно желание паломников причащаться на Страстной неделе, особенно в Великий Четверг. Как быть с исповедью? Если паломник едет с группой, и в группе есть священник, который принимает исповедь у всех, – понятно. Но многие хотят исповедоваться именно на Святой Земле.
– Традиция русского духовенства на Святой Земле в отношении паломников такова: нужно еще до паломничества исповедоваться у своего духовника. Если у человека есть приход, если он постоянно исповедуется у одного и того же священника, то, конечно, есть смысл исповедаться у своего духовника, получить благословение на паломничество, и затем причащаться за каждой литургией, на которой присутствуешь, уже без исповеди. Это практика и Иерусалимской Церкви, и Русской духовной миссии на Святой Земле.
Конечно, если у человека еще нет духовника, или для него паломничество – одна из первых встреч с церковной жизнью, то, конечно же, всегда будет возможность найти в группе или в храме священника и исповедоваться уже на Святой Земле. Но технически это сложно, потому что людей огромное количество, а духовенства не так много.
Искать первого попавшегося священника и у него исповедоваться – спорный путь. Мы знаем, что во многих русских монастырях не своим священникам запрещено принимать исповедь, потому что это нередко приводит к тяжелым последствиям. Но неопытный человек часто думает: уж если ты «поймал» для исповеди батюшку у Гроба Господня (или, например, в Дивеевском монастыре) – он точно старец. Это далеко не всегда так.
Итак, если не было возможности исповедоваться до паломничества, то, конечно же, Господь устроит возможность исповедоваться на Святой Земле.
– Искать эту возможность лучше в Русской духовной миссии?
– Да, в Троицком соборе Русской духовной миссии за каждой службой есть несколько исповедующих священников. Надо иметь в виду, что обычно это священники, которые приезжают с паломнической группой, то есть, они предпочитают исповедовать своих прихожан, а потом идти молиться. Так что лучше их не мучить, а покаяться у своего духовника. В условиях паломничества совершенно не обязательно исповедоваться перед каждой литургией, если после исповеди вы никого не убили.
Конечно, традиции всюду разные, и отказываться от тех правил, которым ты следовал, в паломничестве не стоит. Но если, скажем, где-то принято ежедневно совершать откровение помыслов своему духовнику, как в монастыре, то не нужно использовать любого священника, приехавшего с группой паломников на Святую Землю, как старца.
– Проход на богослужения Страстной Седмицы и крестные ходы в Иерусалиме свободный?
– Когда идет какое-то шествие или крестный ход, а также во время схождения Благодатного Огня в Великую Субботу иерусалимская полиция ограждает путь металлическими заслонами. Иногда паломники воспринимают это отрицательно: мы хотим пройти к храму, специально приехали для этого, а дорогу три часа назад перекрыли.
На самом деле, если бы не полиция, то каждый день Страстной Седмицы мог бы кончаться человеческими жертвами. Народу собирается во много раз больше, чем вмещает Храм Гроба Господня и Воскресения. В Великую Субботу большинству людей даже и не подойти вплотную к Храму.
И, конечно же, если бы толпа совершенно бесконтрольно шла по узким иерусалимским улицам, не все бы оттуда вышли живыми. Так что к полицейским, которые следят за порядком, надо относиться с уважением и с благодарностью и ни в коем случае не возражать, а следовать заведенным правилам.
– Насколько заранее нужно прийти, чтобы попасть внутрь Храма при схождении Благодатного Огня?
– Попасть на раздаяние Благодатного Огня у Гроба Господня в Великую Субботу, если человек заранее не оказался в специальной делегации, фактически невозможно. Вместимость Храма во много раз ниже, чем количество паломников, и в последние годы на богослужение Великой Субботы пускают исключительно по спискам групп, сверяя данные с паспортом.
Своя квота есть, скажем, у Русской духовной миссии, у Армянской Патриархии, у Фонда Андрея Первозванного и так далее. Принципиально не стоит ожидать, что, просто приехав в Иерусалим, ты окажешься на Благодатном Огне. Раньше люди оставались в Храме Гроба Господня и Воскресения с ночи, но и это теперь не действует, потому что накануне вечером из Храма всех выгоняют. Иначе люди друг друга могут просто передавить.
Есть смысл подойти ко Храму Гроба Господня, когда люди начинают выходить оттуда и можно зайти в Храм. К тому времени огонь уже жжется, как обычный огонь, и умываться им лучше не стоит (он не жжется лишь короткое время после схождения).
По крайней мере, стоит сначала проверить, а потом совать в него бороду. Однако само ощущение службы Великой Субботы и всё, что связано с Благодатным Огнем, – это очень радостное предпасхальное ощущение. Чувство кануна Пасхи, кануна Воскресения Христова – незабываемо, даже если ты не попал на само раздаяние Благодатного Огня.
– Что можно застать в Храме, когда Благодатный Огонь уже раздали?
– Литургию Великой Субботы! В русской традиции мы служим Литургию Великой Субботы утром, и на ней можно помолиться в любом русском храме в Иерусалиме. А в Иерусалимской греческой традиции Литургия Великой Субботы совершается после раздаяния Благодатного Огня.
И это удивительная служба, потому что на ней остается крайне мало народа. Все получили Огонь и ушли, а потом начинается Литургия у Гроба Господня, на которой присутствуют буквально несколько человек. Это совершенно замечательное богослужение – единственное, наверно, немноголюдное служение в дни Страстной седмицы. Можно посоветовать русским паломникам побыть на Литургии Великой Субботы после раздаяния Патриархом Благодатного Огня у Гроба Господня.
– Если после вечерней Литургии Великой Субботы идти на ночную пасхальную службу, а перед Причастием принято не есть и не пить шесть-восемь часов, хватит ли сил у паломников?
– В русской практике действительно принято сколько-то часов выдерживать пост перед Причастием. Но в Русской Духовной Миссии каждую субботу вечером мы служим всенощную, которая заканчивается в восемь часов, и после этого духовенство ужинает. После этого очень многие из русского духовенства Русской Миссии идут на ночную литургию к полуночи, служат и причащаются. Так же поступает русское духовенство и архиереи, будучи в паломничестве.
Образ действия духовенства – пример для мирян. Когда духовенство причащалось за каждой литургией, а миряне причащались раз в пост, то подготовка у них была различной. Но если сегодня миряне причащаются по возможности за каждой литургией, то странно будет поститься большую часть каждой недели.
– Наконец, наступает ночь Воскресения Христова. Куда пойти русским паломникам? Храм Гроба Господня опять не вместит их?
– Обычно русские паломники поступают так: идут на пасхальную Утреню ко Гробу Господню, на крестный ход. Совершенно замечательно – ходить крестным ходом именно там, где Господь воскрес. Важно иметь в виду, что в православной традиции мы называем храм не Храмом Гроба Господня, но Храмом Воскресения Христова. Это крестоносцы, которые шли освобождать Гроб Господень, освободив его, и назвали храм Храмом Гроба Господня.
После крестного хода кто-то остается на Литургию у Гроба Господня. Следует иметь в виду, что она совершается по-гречески и чуть более заунывно, чем нам это привычно. А многие идут в русские храмы, где служба нам понятна. Скажем, в русском Троицком соборе литургия обычно начинается как раз в такое время, чтобы люди могли дойти после Крестного хода из Старого города.
– На крестный ход у Храма Гроба Господня и Воскресения полиция пропускает всех?
– Да, сюда уже попадают все желающие. Дело в том, что очень многие приезжают в Иерусалим именно на схождение Благодатного Огня. На Пасху в Иерусалиме уже остается объективно меньше народу, чем в Великую Субботу. Многие возвращаются с Благодатным Огнем, с зажженными светильниками (как мудрые девы, захватив с собой елей) в свои храмы.
– Схождение Благодатного Огня получается вторым, если для многих не первым, центром событий?
– Да, безусловно, это есть. С другой стороны, люди хотят в Иерусалиме быть на Благодатном Огне, а на Пасху все-таки в своем приходе, в своей семье; это вполне благочестиво и вряд ли заслуживает критики.
– На Светлой седмице на Святой Земле остается еще много паломников?
– На Светлой уже меньше. Или, по крайней мере, не все люди одновременно хотят попасть в одни и те же места. На Светлой есть смысл посмотреть что-то, что вы не успели увидеть в дни Страстной седмицы и Пасхи. В первую очередь, поехать в Галилею. Там тоже оказывается достаточно многолюдно, но уже ничего не поделаешь, разве что посещать Галилею – одно из важнейших мест Святой Земли – до начала богослужений Страстной седмицы.
– Если, читая этот рассказ, человек захочет провести Страстную и Пасху в этом году на Святой Земле, он уже опоздал или успеет все организовать?
– Думаю, человек начинает хотеть попасть на Святую Землю в тот момент, когда ему об этом говорит Господь. Так что если кто-то сейчас впервые захотел на Святую Землю – наверное, это как раз то время, когда ему и нужно совершить паломничество. Понятно, что на Пасху всё дороже, да и просто место в гостинице сегодня найти уже сложно – даже уже не столько вопрос денег, сколько полного отсутствия мест.
В обычной непраздничной ситуации всё будет совершенно по-другому, в смысле и цен, и гостиниц, и гидов.
Фото Ксении Прониной