Диакон Роман Гультяев: Религиозный туризм победил паломничество
Массовое паломничество на Святую Землю из стран СНГ началось в 2000-е годы. Оно нарастало в конце 90-х, но это было стихийное явление, которое паломничеством очень сложно назвать. Скорее, это был «исход» христиан из России для того, чтобы увидеть мир, Восток, увидеть своими глазами Святую Землю. Не было самой идеи паломничества как таковой, она только развивалась, концепция только зарождалась. После был очень сильный спад прибытия паломников, в конце 90-х, в 2000-2004 гг. Люди не приезжали сюда из-за войны. Постепенно новый виток паломничества русскоговорящих православных паломников начался уже в 2006 году. Сейчас паломничество переживает пик по численности туристов и приезжающих.
Сегодня тенденция повторяется — люди возвращаются на Святую Землю снова и снова, приезжают во второй и третий раз. И это уже показатель, определенный критерий, но проблема заключается в том, что никакие наши институты не работают над концепцией паломничества — ни церковные, ни научные. Есть какие-то попытки нечто подобное сделать, но нет серьезной работы. Видимо, нужны годы для того, чтобы осмыслить этот феномен и выработать определенные стандарты паломничества.
На мой взгляд, проблема современного паломничества в наши дни заключается в том, что это все-таки туризм. Люди приезжают на Святую Землю, у них есть определенный список мест, которые им продают разные паломнические центры. Таким образом, человек покупает путевку, там у него есть программа и список из 86 мест. И вот он эти 86 мест посещает и возвращается обратно. Это называется туризм. Всегда и в наши дни было много споров о том, чем отличается религиозный туризм от паломничества. Конечно же, отличается очень сильно.
Я считаю, что религиозный туризм победил паломничество. Потому что паломничество — это все-таки религиозное явление, это часть церковной жизни, духовный путь, который человек проходит. В понятие «паломничество» нужно вкладывать идею миссионерства, особенно в наши дни, потому что те люди, которые приезжают из постсоветского пространства часто имеют слабое представление о христианстве. Это молодое христианство, из народа было вытравлено религиозное образование. Паломники, которые сюда приезжают, безусловно, не знают Библии и церковных традиций. Паломничество на Святую Землю – это миссионерство в первую очередь. Во вторую очередь это – катехизация массы прибывающих сюда людей. И, безусловно, это воцерковление. К сожалению, так паломничество никто не рассматривает. Обычно это просто посещение мест. Но посещение мест ради самих мест и ради посещения это как раз и есть туризм. Паломничество намного больше и важнее. Даже те люди, которые работают здесь должны определиться: на что мы ставим акценты – на исторические факты, культурологические аспекты, религиозные, или мы ставим миссионерский акцент?
На мой взгляд, Святая Земля – идеальное место для изучения Библии, изучения Евангелия, изучения церковных традиций и именно в эту сторону надо работать.
Некоторые люди приезжают сюда на один день, это в наши дни тоже массовое явление, когда отдыхающие из Египта, Турции или с Кипра, люди, которые едут на отдых, на курорт в рамках курорта совершают такую однодневную поездку. Это ужасная во всех отношениях поездка. Им часто проводят экскурсии люди вообще никакого отношения к христианству не имеющие, но даже такие поездки могут на человека очень сильно повлиять. Эффект влияния в любом случае есть, в любом случае ехать надо. Если мы говорим о паломничестве как о явлении, о феномене, то бесконечное посещение мест без какой-либо концепции и всякого смысла, а люди смотрят то, что есть по дороге — это лучше, чем ничего, но все же не то, что нужно. Организаторы паломничества должны ставить другие цели. Да и люди, которые едут в паломническую поездку, должны встречаться не в самолете. Они должны быть знакомы друг с другом до этого, это тоже очень важно. Необходимо учитывать многие факторы.
Фото: donskoi.org