4 (17) марта 1882 года в губернском городе Перми в семье священника Георгия Луканина родился сын, которого назвали Вячеславом. Он от рождения был слабым ребенком, часто болел, и поэтому плохо учился. Но Господь дал ему талант, который перекрыл все его человеческие недостатки.
Отец Георгий долгие годы служил в домовой церкви Кирилла и Мефодия при Пермском духовном училище, где он преподавал русский язык в начальных и старших классах. Как было заведено, Вячеслав пошёл по стопам своего отца. Он поступил в Пермское духовное училище.
Большая семья священника Георгия была малообеспеченной. Духовное училище помогало Луканиным, чем могло: Вячеславу выделяли средства и на питание, и на зимнюю одежду. От рождения Господь даровал Вячеславу очень красивый, сильный голос. Это сразу было заметили его преподаватели. Первым естественным послушанием юного воспитанника стало клиросное пение в училищном храме, где его всё чаще назначали «старшим по хору».
Учился Вячеслав с большим трудом, ежегодно пересдавая задолженности по истории, математике, физике и другим естественным наукам: он был вынужден пропускать занятия по болезни, а свободное время всё чаще отдавал церковному пению. После окончания Пермского духовного училища, будучи семнадцатилетним юношей с хорошим голосом, он был направлен на регентские курсы, которые проводились ежегодно при Пермской епархии. По окончании курсов в 1889 году Вячеслав Луканин поступил на первый курс Пермской духовной семинарии, но закончить это учебное заведение ему помешали болезни.
Учительский совет семинарии решил оставить Вячеслава в штате Пермской духовной семинарии как сотрудника, поставив его регентом училищного и семинарского хоров. В 1901 году Вячеслав Луканин попал в архиерейский хор, а пришедший на Пермскую епархиальную кафедру епископ Иоанн, поставил его на должность помощника регента при архиерейском хоре и воспитателя певчих архиерейского дома. Так новым местом жительства Вячеслава стал Архиерейский дом Пермского владыки.
Спустя год, 16 июля 1902 года, епископ Иоанн определил Вячеслава на должность псаломщика при заводской церкви Святой Троицы г. Кизела Соликамского уезда. Сразу по приезду в Кизел, 20 июля 1902 года, Вячеслав взял под своё руководство храмовый хор.
В 1903 году Вячеслав женился на Марии Гордеевне Галкиной. Через год у Вячеслава и Марии Луканиных родилась первая дочь Галина. Всего в семье Луканиных родилось девять детей, трое из которых умерли в младенчестве. Последняя дочь Людмила родилась 31 августа 1918 года — через две недели после мученической гибели своего отца в Невьянске.
26 ноября 1912 года Пермский епископ Палладий рукоположил Вячеслава Луканина во диакона. Отец Вячеслав не оставил управления церковным хором. Современники называли его «человеком с бархатным голосом». Прихожане Мотовилихинского завода приглашали отца Вячеслава служить к себе, в их заводской храм, уже в сане диакона. Резолюция о перемещении уже была напечатана в «Пермских Епархиальных ведомостях» за 7 февраля 1915, но по неизвестной причине перевод дьякона отменили. Он был оставлен на прежнем месте служения.
Отец Вячеслав был одним из организаторов Церковно-певческих курсов в с. Усолье Соликамского уезда.
Ещё два года прослужил отец Вячеслав при заводо-Кизеловской церкви, а 27 июня 1916 года его перевели на Серебрянский завод Кунгурского уезда на вакансию псаломщика. Почти сразу после перевода отец Вячеслав подал прошение перейти за штат, и через месяц его просьба была удовлетворена. Находясь за штатом из-за своих многочисленных болезней, отец Вячеслав продолжал служить и руководить детским церковным хором в Серебрянском церковном детском приюте.
Недолго прослужил он в Серебрянской церкви. В октябре 1916 года о. Вячеслав переехал служить в город Шадринск Екатеринбургской епархии, где преподавал церковное пение в Шадринском Алексеевс ком реальном училище. Из города Шадринска отец Вячеслав вернулся в Пермскую Епархию.
4 марта 1918 года он был назначен регентом в Невьянский завод Екатеринбургской епархии – место своей будущей мученической кончины. В неспокойное время началось служение отца Вячеслава на Горнозаводском Урале: шёл 1918 год. В Невьянском заводе дьякон Вячеслав служил в Спасо-Преображенском соборе пять с половиной месяцев.
Летом 1918 года на территории Невьянского завода и в ближайших населенных пунктах расположился революционный отряд «Красные орлы» – специальный карательный отряд, сформированный в городе Катайске органами Советской власти для «усмирения» и подавления любых восстаний, митингов и выступлений населения против большевистских властей.
В краеведческом музее города Катайска остались многочисленные воспоминания красноармейцев из этого отряда. Людей четвертовали, живьем закапывали в землю, глумились, применяли к ним самые зверские пытки. Случалось, что измученных и умирающих страдальцев, просивших воды, красноармейцы кидали в лужи пролитой ими же крови, заставляя её пить… Самым распространенным способом уничтожения церковных служителей были расстрелы, четвертование и утопления. Многим «красноорловцам» не было даже и двадцати лет.
Власть на территории Невьянского завода менялась часто: то красные, то белые… В августе 1918 года он был занят красными.Они издали приказ о том, чтобы не проводить никаких «сборищ» по любым поводам. А 19 августа был престольный праздник Спасо-Преображенского собора в Невьянске.
За несколько дней до Преображения отец Вячеслав со своим хором, гостями и хористами Свято-Троицкого храма г. Кизела, приехавшими на праздник, сидели вечером в доме и обсуждали план проведения храмовых торжеств. Окно в доме было плохо зашторено, и лучик света чуть-чуть просачивался на улицу. Был комендантский час. Обнаружив свет, красноармейцы ворвались в дом и арестовали всех, кто там был. На следующий день под конвоем всех их привели к Спасо-Преображенскому собору и заставили рыть могилы за алтарем.
Отец Вячеслав попросил красноармейцев позволить ему помолиться перед смертью в соборе. Не услышав ответа, отец Вячеслав медленно пошел в храм, тихо читая молитву о упокоении своей души. Он видел, как «красноорловцы» срывают со стен иконы, бросают их на пол, крушат всё, что попадало им под руки. Говорить им что-либо было бесполезно.
Один из молодых коммунистов выстрелил отцу Вячеславу прямо в спину. Этим выстрелом он и был убит наповал — убит прямо в храме, за молитвой… Священнослужителя волоком вытащили из собора и бросили в ещё тёплую могилу, вырытую его же руками. В тот день были расстреляны все, кто был с ним, о чём свидетельствуют записи в метрической книге Спасо-Преображенского собора Невьянского завода.
А накануне праздновалась память перенесения мощей первомученика архидиакона Стефана. На службе звучали слова чтения из Апостола, читал отец Вячеслав: «…И камением побиваху Стефана, молящася и глаголюща: Господи Иисусе, приими дух мой. Преклонь же колена, возопи гласом велим: Господи, не постави им греха сего. И сия рек успе». Для отца Вячеслава эти слова оказались пророческими.
По сохранившимся документам, отец Вячеслав вместе с прихожанами был похоронен возле алтаря правого предела Спасо-Преображенского Собора. Отпевал священномученика Вячеслава вместе с безымянными братьями священник Иоанн Рыболовлев, который позднее сам был репрессирован.
Диякон Вячеслав Невьянский (Луканин) был канонизирован в лике новомученников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. В субботу, 16 августа 2003 года, в г. Невьянске состоялось долгожданное событие — переосвящение восстановленного Спасо-Преображенского собора. Освящение собора совпало с днём мученической кончины святого Вячеслава Невьянского.
Когда собор был в поругании и под его крышей находился один из цехов местного завода, работавшие там люди неоднократно слышали в «цехе» ангельское песнопение, не догадываясь о его происхождении.
Использованы материалы сайта Спасо-Преображенского собора г. Невьянска
Читайте также:
Слушается дело… митрополита Вениамина Петроградского
Священномученик Николай Удинцев: просто сельский священник…
Священномученик Александр, архиепископ Семипалатинский: Душу свою я вам не отдам