Михаил Тишков, директор православной классической гимназии «Радонеж»:
— Унификация всех школьных каникул – не требование, а рекомендация Департамента Образования города Москвы. Естественно, что мы сохраняем свой школьный календарь, который ориентирован на календарь Русской Православной Церкви.
Я думаю, что православные школы должны иметь право выбора в плане расписания школьных каникул. Главное, чтобы было соблюдено количество учебных дней в году и, чтобы была усвоена программа.
После проведенных реформ в образовании в частности изменился закон о финансировании негосударственного образования, к которому мы относимся. По новому закону органам власти вменяется в обязанность финансировать негосударственные школы в рамках подушного норматива так же, как государственные. Эти изменения нас коснулись. Мы и раньше получали это финансирование, но раньше предоставление финансирования негосударственным школам, к которым относятся православные, отдавалось на откуп региональным властям. Сейчас возможности для такого волюнтаризма устранены законом.
У нас в Москве финансирование было и до этого закона и сейчас. Конечно, мы сейчас чувствуем себя в этом плане более защищенными. Теперь по очередному капризу очередного чиновника нас уже не могу лишить этого финансирования, как это бывало раньше.
При этом в Москве в полной степени этот закон не соблюдается, потому что управление образования Москвы финансирует нас в рамках обязательного подушного норматива не в полном объеме, а почти в два раза меньше. Это является нарушением закона, что мы пока не может убедительно доказать, но мы боремся за то, чтобы этот закон исполнялся.
Марина Кондюрина, директор негосударственного общеобразовательного учреждения «Свято-Владимирская Православная школа»:
— Пасхальные каникулы за нами сохраняются, не надо паниковать. Если говорить о реформах в образовании, то по сравнению с прошлым годом ничего не изменилось.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной классической гимназии «Ковчег»:
— Формально «единый график каникул» нас не коснулся, никаких инструкций и распоряжений мы не видели. Но мы и до этого жили по стандартному общеобразовательному образцу школьных каникул, а на Пасху добавляли три дня.
Главный результат образовательных реформ в целом – это катастрофическое разрушение всей образовательной системы. Выпускники такой системы не способны ни в текущем, ни в дальнейшем составлять конкуренцию выпускникам образовательных систем Китая и Индии. Система показала, что ей не нужны образованные люди, не нужны инновации. Находясь в системе, мы в этом, конечно, отчасти участвуем, о чем сожалеем.
Яркий пример плохого решения вопроса и непонятных пока последствий – это ЕГЭ, которое целиком поменяет все в образовании. Группа людей, принимающих решения об образовании в стране, изменила Конституцию, и то, что всегда было общественным благом – образованием, стало называться «образовательными услугами». Мы, как частная школа, конечно, отчасти можем избежать негативных перемен, но полностью дистанцироваться не получится – мы получаем государственное финансирование, осуществляем образовательный стандарт и живем в контексте тех решений, которые приняты в образовании.
Нет понятия «конфессиональная школа», это не прописано в законе, под этим словом разные умы понимают разные понятия. Единственное, чем мы пользуемся – это статусом частной образовательной организации, который позволяет нам оставаться в стороне от некоторых административно принимаемых решений, за которыми могут стоять противоположные точки зрения.
Мы могли бы быть для государства полезны с точки зрения образовательного опыта, но этого никого не интересует.
С финансированием нам, конечно, помогают, покрывая половину расходов.
Протоиерей Димитрий Конюхов, директор Православного центра образования святителя Николая Чудотворца:
— Рекомендацию о единых каникулах мы даже не рассматриваем, потому что это невозможно. У нас все равно будут каникулы на Рождество и на Пасху. Вопрос о единых каникулах в нашей школе сразу отпадает, мы живет по календарю Русской Православной Церкви.
Финансирование у православных школ самое низкое, какое только возможно. Это касается не только православных, но и всех частных школ. В этом плане есть дискриминация учащихся: если ребенок учится не в церковной школе, на него выделяется гораздо больше средств.
Елена Глазнева, директор гимназии «Свет»:
— Сейчас у нас каникулы, конечно, зависят от Пасхи. Мы стараемся сделать каникулы раз в 5 недель и приблизительно так и получается. Однако не совсем точно из-за того, что дети не посещают школу на первой седмице Великого поста во время чтения канона Андрея Критского, во время Страстной Седмицы и всю Светлую Седмицу.
Во всяком случае, первые каникулы у нас были в октябре после пяти недель занятий, затем у нас будут каникулы в ноября с 17-го числа. Потом в январе, начиная с 1 числа и, заканчивая 11. Вероятно, они совпадают с общими каникулами. Затем у нас будут каникулы во время канона Андрея Критского с 23 февраля. Каникулами это в принципе нельзя назвать – дети ходят на службы. В апреле — каникулы с четверга Страстной Седмицы, и затем вся Светлая Седмица.
Общие каникулы для нас совершенно неприемлемы. Мы не учимся в двунадесятые праздники, и наши каникулы, конечно, подстраиваются под Пасху. Мы выполняем регламент в 35 учебных недель, поэтому я не вижу необходимости в общих каникулах. Желательно было бы сохранить свободу в этом плане. Более того, нам удобно, если графики каникул не совпадают, потому что в транспорте меньше людей, у детей меньше возможности заразиться. На мой взгляд, скользящие каникулы удобнее.
Если насчет наших школ не будет дополнительного решения – все так и останется.
Записала Анна Уткина