Как распознать дислексию у взрослых
— Сегодня многие люди говорят, что у них дислексия, поэтому они делают ошибки в письменной речи. Всегда ли это так?
— Единичные ошибки не имеют отношения ни к дисграфии, ни к дислексии, особенно у взрослых. Это неграмотность. А вот если 14-летний подросток читает со скоростью 40 слов в минуту и делает 15 ошибок в пяти строчках диктанта — тут можно заподозрить и дислексию, и дисграфию.
С дисграфией сложнее. Обнаружить грань между безграмотностью, нарушением формирования чувства языка и способностью овладения письменной речью сложно. Главный признак дисграфии — количество ошибок на письме. Безграмотный человек, например, всегда будет делать единичные ошибки. В основном они будут орфографическими, пунктуационными или касаться словарных слов. Но если ошибок много, они разные, хаотично появляются там, где, казалось бы, нельзя ошибиться — с высокой степенью вероятности мы имеем дело с дисграфией.
— Актриса Кира Найтли призналась, что она дислексик. Многие другие известные люди жили с этой особенностью: Альберт Эйнштейн, Джордж Буш…
— Соглашусь, что отношение к грамотности сильно поменялось за последние десятилетия. Даже в крупных СМИ допускаются ошибки, и это воспринимается как само собой разумеющееся. В YouTube могут быть совершенно неграмотные подписи, ошибки в словарных словах, но это тоже никого не смущает.
Если вернуться к проблеме дислексии, то есть множество профессий, в которых читать вообще не нужно. Другое дело, что есть допуск к овладению этими профессиями.
Если я мечтаю быть успешным стоматологом, может быть читать художественную литературу мне и не нужно, но поступить в вуз без ЕГЭ по русскому не получится.
Дислексия — это расстройство базовых функций, которые обеспечивают не только чтение и письмо, но и участвуют в других видах деятельности. Поэтому не стоит отказываться от занятий с нейропсихологом и логопедом, если у вашего ребенка выявили такую особенность.
Ошибки, по которым можно распознать дислексию
— Что такое дислексия и дисграфия?
— Дислексия и дисграфия внесены в Международную классификацию болезней. Они характеризуются стойким нарушением чтения и письма, которое мешает освоению школьных навыков, а значит, ведут к неуспеваемости.
Навык устного чтения складывается окончательно к концу начальной школы. Если к пятому классу он не сформирован, можно говорить о дислексии.
Человек с дислексией читает не больше 40 слов в минуту, с трудом понимает прочитанное, читает слова неправильно. Может читать про себя, в целом понимать содержание текста, но автоматизации навыка так и не наступает.
От 3% до 20% детей живут с дислексией и дисграфией. У мальчиков эти расстройства встречаются в 4,5 раза чаще, чем у девочек.
— Как вовремя распознать у ребенка эти расстройства?
— Есть средние нормы чтения. Можно посмотреть тексты, которые подобраны специалистами по возрастам, и попробовать почитать. При этом важно обращать внимание на плавность чтения, понимание содержания. Скорость — это показательный параметр, но не определяющий.
Например, есть дети, которые читают с интонацией, видят точки и понижают голос в конце предложения, повышают перед запятой, выдерживают интонационно и темпоратольно, читают без ошибок, но делают это медленно. В этом смысле они вписываются в норму и патологий у них нет.
Люди с дислексией не умеют выражать интонацию голосом. Чтение у них скандированное, побуквенное, послоговое. Порой такие дети пытаются сами компенсировать проблему — делают паузу, про себя читают, потом произносят. Но так как чтение требует все-таки скорости, а она тут страдает, они додумывают окончания слов, переставляют буквы в слове. При этом самого ребенка это не смущает. Это значит, что он не помнит, что было до этого, то есть не может сопоставить неправильно прочитанное с тем, что было раньше.
Также у ребенка с дислексией могут быть нарушены зрительные образы букв, которые связаны с пространственным мышлением и зрительным восприятием. Поэтому многие дети пишут буквы зеркально или не туда ведут элементы буквы, неправильно прорисовывают их.
Что еще касается письма, то дети с дисграфией чаще всего делают фонематические ошибки, путают оппозиционные согласные, которые могут писать рандомно.
— В каком возрасте у ребенка формируется навык чтения?
— Условно навык чтения формируется к концу второго, а порой даже первого класса. Есть нормы для каждого возраста, от года к году они выше. Последний раз технику чтения проверяют при переводе в пятый класс. Считается, что к этому моменту дети в среднем читают так, как нужно, практически на уровне взрослого. Значит, надобности отслеживать навык дальше уже нет.
Но если к концу начальной школы, в 10–11 лет, навык не сформирован, если ребенок занимается, читает, что положено и задает учитель, но автоматизации не происходит, можно заподозрить дислексию.
Дальше добавляются другие проблемы, ведь в средней школе ребенку приходится очень много читать. Чтение для таких детей — энергозатратный процесс, и полноценно учиться, успевать за темпом класса у них не получается, несмотря на все старания.
Почему так трудно читать и писать
— Давайте попробуем разобрать процесс письма и чтения с точки зрения нейропсихологии. В какой момент происходит сбой, если у человека дислексия или дисграфия?
— Чтение и письмо — сложные социальные и интеллектуальные функции. Они формируются только в социальной среде: если не обучать чтению и письму, ребенок их не усвоит никогда.
Письменная речь — сложная форма речи. В основе ее лежат функции, которые требуют комплексного обеспечения низшими психическими функциями, связанными с работой определенных структур мозга. Для развития речи важен фонематический слух.
Представьте себе, что учитель диктует текст, который следует записать.
Первый шаг. Ребенок должен различать фонемы родного языка, вычленять, дифференцировать их в слове. То есть первое, что делает мозг (его левая височная доля и мозжечок): слыша звук, вычленяет фонему.
Второй шаг. Хотя по большей части мы пишем молча, на тонком уровне мы все-таки озвучиваем фонему (про себя), то есть переводим ее в артикулему. За этот процесс отвечает центральная извилина коры головного мозга. Она же отвечает за движение тела. Но чтобы что-то произнести, важно, чтобы артикуляционный аппарат работал к этому возрасту адекватно. То есть ребенок должен четко и ясно произносить все звуки.
Третий шаг. Мозг переводит артикулемы в графему. Услышав звук, ищет в памяти соответствующую букву, то есть наглядно изображает звук. За процесс обработки зрительной информации отвечает затылочная доля нашего мозга. При этом в процессе участвует вся зрительная система.
Четвертый шаг. Графему необходимо перевести в кинему. По сути, вспомнить, как пишется буква, и изобразить ее рукой. А это уже двигательный процесс. Выходит, что ребенок проходит четыре этапа перевода слуховой информации в графическую.
При этом мозг должен обеспечить оптимальный уровень тонуса, внимания, сосредоточенности, сохранить скорость обработки информации. Наконец, должна быть обеспечена произвольная регуляция. Я услышал и написал первую букву, затем вторую, третью… Иными словами, весь мозг участвует в обработке информации.
Задача нейропсихолога, к которому приводят взрослого ребенка с проблемами чтения и письма, — выделить уровень, этап, найти, какая из низших функций дала сбой в обеспечении высших психических функций. Понять, почему ребенок не смог научиться, что изначально не так у него работает.
Где мозг выдает ошибку: в фонематическом восприятии, в контроле и управлении движением, в способности обрабатывать информацию — слуховую и зрительную…
У одного ребенка фонематический слух прекрасно работает, но на письме проблема с пространственным образом буквы. В результате палочка от «Б» идет вниз, и «Б» превращается в «Д», а крючков у «И» становится три и она уже «Ш». Чтобы не писать лишнего, надо, чтобы включалась еще и функция торможения, а она по какой-то причине не включается.
— Почему возникают такие нарушения?
— Причины дислексии и дисграфии лежат глубоко в развитии мозга ребенка. Другое дело, что дисфункция может быть врожденной или приобретенной вследствие серьезных поражений головного мозга. Четких и однозначных исследований я пока не встречала.
Причин множество, и они могут быть разные. Но в конце концов все они приведут к тому, что навык чтения будет тяжело усваиваться. Как правило, не одно, а несколько нарушений более мелких функций в комплексе дают такую картину.
Например, ребенок может хорошо говорить и понимать обращенную речь. Но при обработке письменной речи он тратит намного больше энергии, поэтому возникает много ошибок. Также у этого ребенка может быть низкий темп двигательной активности, он может плохо регулировать свою деятельность. Он научится читать, но ему потребуется на это гораздо больше сил, чем другим детям.
У каждого человека с дислексией свое сочетание причин возникновения расстройства. Выявить то, где именно произошла поломка, и исправить — это большой труд.
5 игр, которые могут помочь ребенку с дислексией
— Что делать родителям, если они подозревают, что у ребенка дислексия?
— Обращаться к нейропсихологу, который сможет найти проблемы в работе мозга и будет воздействовать на них точечно. Не нужно думать, что он станет просто учить читать. Например, нейропсихолог будет играть в образы букв, петь, чтобы развить фонематический слух, давать упражнения по актерскому мастерству для развития интонации.
Если затруднена обработка информации и образы букв не автоматизированы, то прикладывать усилия нужно и здесь. Одну букву мозг узнает и обрабатывает, а на вторую энергии уже не хватает. Нейропсихологи обладают комплексом методик для работы над слуховым восприятием, артикуляцией, контролем и управлением за движением руки. Это нейропсихологическая коррекция, которая поможет установить базу и начать ремонтировать все этажи до чтения и письма, то есть все, что обеспечивает эти сложные высшие психические функции.
— В рамках школьной программы учителя могут скорректировать нарушения?
— Увы, нет. Педагог может заметить, что у ребенка есть особенности. Но помощь должна оказываться индивидуально и системно, работы с учителем будет недостаточно.
Только специалист сможет определить, сформированы ли базовые функции у ребенка: фонематический слух, моторный контроль движения, зрительное восприятие образов букв.
— Чем родители могут помочь ребенку?
— Есть игры, которые развивают тактильный образ букв:
- класть магнитные объемные буквы в мешочек и просить ребенка определять их на ощупь;
- лепить буквы из пластилина;
- строить буквы из магнитного конструктора;
- складывать буквы из палочек и превращать в другие: из «Г» делать «Т», из «М» — «Ш».
Игры на зрительное восприятие:
- рисовать буквы, пропуская части, и просить ребенка определить их;
- точками рисовать буквы и попросить угадать, что изображено;
- писать короткие слова, одну из букв рисовать стертой;
- писать буквы на спине ребенка, на руке, когда у него закрыты глаза.
Такие игры помогут автоматизировать образы букв, чтобы ребенок не задумывался, как пишется та или иная буква.
Следующий способ — развитие артикуляции. Играйте в чтение по губам: загадывайте слова и произносите их без звука. «И» — вытягивайте губы в линию, «о» — складывайте трубочкой. Играйте в обе стороны. Если ребенок плохо артикулирует, то не поддавайтесь ему, пока вам не будет понятно.
Полезны игры на пространственное мышление. Для этого нужно перерисовывать буквы. Обращайте внимание, как ребенок рисует «В», «Б», «И», «Э».
Можно развивать интонирование. Пойте песни громко и тихо. Просите ребенка произносить одну и ту же фразу:
- вопросительно,
- восклицательно,
- как будто смеешься,
- удивляешься,
- злишься.
Все это можно и нужно делать дома, это поможет скорректировать базовые функции, которые определяют работу более сложных.
Фото: freepik.com