«Жить во Христе и жить со Крестом — одно и то же»
Крест — самый всеобъемлющий символ как в Церкви Христовой, так и в жизни всех христиан. Все, что происходит в нашей святой Церкви, у каждого из нас — несет на себе печать Честного Креста Христова. Знамением Креста священнодействует таинство Божественной Евхаристии. Через святой Крест совершается первое таинство спасения — святое Крещение, и всякое другое церковное священнодействие. И в нашей повседневной жизни — с момента пробуждения до отхода ко сну, с первых дней жизни до последних минут перед тем, как отдать душу Богу и сойти в могилу, последнее земное пристанище — Крест все венчает, все запечатывает.
Конечно, это не случайно. И вовсе не потому, что нам, христианам, просто нужно получить некую божественную силу, защиту или благословение. Конечно, это тоже очень важно, но, если подойти к вопросу глубже, становится очевидно: Крест — неизменный спутник в жизни как отдельного христианина, так и всей Церкви.
Потому что Крест — это суть православной веры и христианской жизни. Жить во Христе и жить со Крестом — одно и то же. Дело Господа нашего Иисуса Христа немыслимо без Его Креста. Невозможно вести христианскую жизнь, не будучи причастными Кресту Христову. Вот почему только те дела, которые мы совершаем в духе Креста Христова, могут называться делами христианина. Все остальное есть дела плоти, плод себялюбия и эгоизма, дела богопротивные и безблагодатные.
Следовательно, существует лишь два пути в этой жизни: путь с крестом и путь без креста. Путь без креста есть путь эгоистический, мирской, человекоцентричный; путь, на котором человек живет с собой, а не с Богом и ближними.
Путь крестный же — это путь, на котором человек старается победить плотское мудрование, победить ветхого человека, победить свой эгоизм и жить, всецело отдаваясь Богу и ближнему.
Если мы верим в то, что Крест и крестная смерть Христа есть великая сила, то понимаем: это потому так, что на Кресте Господь вывел человека на путь истинный, к истинной своей природе. Своим совершенным послушанием, даже до смерти, крестной смерти, Христос очистил нас от Адамова греха, проявившегося в непослушании и эгоизме и трагически отделившего от Бога все человечество. Неизъяснимым унижением Сын Божий возвысил падшего человека, а унижение это стало возможным именно благодаря Кресту.
«Почему ты не живешь, как все?»
Крестом был уничтожен грех Адама и Евы, и грехи всех людей, живших до Христа, поэтому Крест — символ великой победы над диаволом, грехом и смертью. Вот почему так боится его диавол — ведь Крестом Господь разрушил все злодейства, все козни, которые тот хитроумно выстраивал тысячелетиями, все бесчинства, все приманки, которыми был взят в плен человеческий род. На Кресте Бог победил диавола, сокрушил его Своим бесконечным смирением и совершенным послушанием перед святой волей Бога Отца.
И мы видим, что для нас, христиан, нет иного пути в этой жизни, кроме пути крестного, ибо лишь с помощью Креста возможно разделить со Христом Его смирение, Его жертву, Его победу над страстями и нашим эгоизмом, нашей волей, своенравной, грешной и больной.
Каждый раз, совершая грех и проявляя свою злую волю, гордость и непокорство, своенравие и злонравие; каждый раз, когда мы эгоистически ждем от ближнего одной только пользы — мы предаем Христов Крест, уходим с его пути и возвращаемся на путь ветхого Адама — путь без Креста, путь эгоизма и нездоровой концентрации исключительно на собственном я.
Но, слава Богу, у нас всегда есть возможность покаяться, когда, убежденные диаволом в том, что счастье несовместимо с несением Креста, мы начинаем жить подобно ветхому Адаму и затем терпим жестокое поражение. Благодарим Бога за Его великую любовь, проявившуюся на Кресте, за то, что через покаяние можем испросить у Него прощение и мгновенно вернуться на верный путь — путь крестоношения.
Блюдите, братия, как легко можно поддаться этому искушению от лукавого! Очень часто он искушает нас мыслью о том, что счастье — это жизнь без Креста. И если мы начинаем жить так, то уже не видим в своем ближнем ни брата во Христе, ни образ Божий, а смотрим на него исключительно с позиций собственного эгоизма — эксплуатируя и подчиняя, вместо того чтобы служить ему по завету Христа: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф.20:28). И что же мы видим в таком случае? Что видит весь мир, выбравший именно такую жизнь — жизнь без Креста? Мы видим жизнь, лишенную подлинной радости, подлинного счастья.
А диавол продолжает нашептывать: «Для чего тебе Крест? Для чего трудности, лишения и самопожертвование? Если так жить, тебя начнут использовать, унижать, будешь посмешищем…»
Диавол вообще большой мастер искушать. «Почему ты не живешь, как все? Пользуйся, наживайся, не смотри на людей как на образ Божий — мир существует лишь для тебя и твоих наслаждений! Живи для себя — не для других, не для Бога!» И несчастный человек верит, принимает все за чистую монету и начинает думать, что без креста и правда можно обрести мир и радость. Но, увы — ничего не получается.
«Где Крест, там и воскресение»
И сегодня Крест Господень, Воздвижение которого мы празднуем, вновь напоминает и нам, и всему миру о том, что только когда человек выбирает Крест, когда Крест становится нашей дорогой жизни — только тогда будет воскресение и настоящая свобода, настоящее утешение в любви — как Божией, так и наших братьев. И только тогда мы обретем подлинный мир, мир Христа. Это великая тайна благочестия, тайна нашей веры: где Крест, там и воскресение, и невозможно воскресение без Креста.
И поскольку мы восприняли это в нашей святой Церкви, восприняли через дело Господа нашего Иисуса Христа, Богочеловека, распятого на Кресте, через подвиг апостолов, святых отцов, преподобных подвижников и пустынножителей, и всех святых, верных служителей Господа и Бога нашего — нужно понимать, что именно в этом заключается благовестие Христово и потому для христианина совершенно естественно стремиться к такой жизни — со Крестом. Особенно это касается нас, монахов. Ведь мы для того и ушли из мира в сию благословенную пустыню, землю Владычицы нашей Богородицы (г. Афон — прим.перевод.), чтобы жить, неся Крест Господень.
Так что сегодняшний праздник Крестовоздвижения дарит нам всем особую благодать, особое благословение.
В заамвонной молитве, одной из древнейших в нашей Церкви, которая читается сегодня после Литургии, есть такие слова: «Воздвигни нас и вознеси нас, Господи, истинным возвышением через Крест Свой, соединяя с ним, и сохрани нас от ложного вознесения, коим сатана прельщает нас, дабы не поверили мы ему и не пали в недра ада с муками его».
Да дарует Бог благодать Свою всем нам, отцы и братия, чтобы отверзлись наши духовные очи и постигли мы великую тайну Креста Христова, которую невозможно узнать за один раз.
Ибо тайна эта — бесконечна, и, хотя идем мы к ней, по благодати Божией, всю жизнь, она остается необъятной. И, вкусив малую часть, мы думаем: «Нет, еще далеко, еще долго». Так что вновь и вновь стремимся пережить это чувство, какими бы малыми ни были наши силы.
Будем молить Господа о том, чтобы всегда предстоять у ног Распятого Христа, чтобы, извлекая великий и страшный урок из Его смерти, стать причастными Его животворящему воскресению. Да сподобит нас Господь быть христианами Креста, христианами Воскресения. Аминь.
Монастырь Григориат, Афон, 1986 г.
Перевод Елизаветы Терентьевой