Интернета нет, а телефон ловит плохо
Цифровое неравенство жителя глухомани в самом центре Европы очевидно. У нас нет не то что интернета, а даже сносной телефонной связи. Городские, проводные телефоны есть у многих, но и по ним связь часто обрывается, а восстанавливать ее могут даже не одну неделю. Мобильные телефоны ловят на горках, или если встать на табуретку, поднять руку, включить громкую связь и кричать туда, в цивилизацию что-нибудь вроде: «Але! Говорите громче, вас плохо слышно!»
Интернет есть, да. У тех, кто поставил себе усилитель сигнала, к нему антенну, к этому всему вай-фай роутер, раздающий сигнал по дому. Правда, в дождь или, скажем, ветер этот интернет может пропасть, но кто будет обращать внимание на такие мелочи.
И если для частнособственнического блага все это не такие важные вопросы, в конце концов, мы тут все более-менее сыты, одеты-обуты, крыша над головой есть, то с точки зрения образования отсутствие интернета и телефонной связи очень плохо влияет на будущее наших детей.
Я здесь не буду упоминать многочисленные отчеты, которые должен отправлять школьный учитель (завуч, директор) в различные организации. Отложу в сторону и участие в онлайн-конференциях, где без Zoom’а и стабильной связи делать нечего. Не отмечу онлайн-конкурсы с видеономерами, участие в которых «весит» от сотен мегабайт до десятков гигабайт, что при скорости 125 кБит/сек стоит нам не одной бессонной ночи.
Поговорим об изучении предметов.
«Ролики по географии смотрели всей семьей»
Я веду географию у учеников с 5-го по 8-й класс. Это интереснейшая, на мой взгляд, наука, благодаря которой можно путешествовать по всему миру, не выходя из дома. Учебники по этому предмету составлены довольно скупо, да и невозможно в те урочные часы, что отводятся на этот предмет в сетке школьного расписания, показать то, что бы вызвало у детей действительный интерес к предмету.
Безусловно, очень важно прочитать параграф, заполнить контурную карту, изучить таблицы и графики, посмотреть схемы — все это составляющие почти каждого урока.
Но насколько более красочным становится понимание любой темы, если дополнительно посмотреть фильм, обычно в объеме 10–15 минут.
Мы знаем очень много интереснейших программ, выпущенных Русским географическим обществом, телекомпаниями National Geographic, Discovery, есть множество каналов на ютубе, в инстаграме, фейсбуке, где можно просто часами изучать невероятные красоты нашей природы.
Все это я делаю за своих учеников, подбирая им материал по теме параграфа. А с собой на дом даю флешку, которую можно вставить и в компьютер, и в телефон (разъем microUSB), и посмотреть в любое время несколько роликов. Дети мне говорили о том, что эти фильмы смотрели всей семьей, и всем — и взрослым, и малышам, и собственно ученикам — было интересно узнать что-то большее, чем сухие строчки из учебника.
К сожалению, из-за карантина я не могу этого делать, потому что сижу у себя дома, а все флешки у меня остались на работе. И поэтому высылаю детям по WhatsApp ссылки на видеоролики, но далеко не у всех есть интернет достаточного качества, чтобы их просмотреть. Тем и хороши были флешки.
Вместо онлайн-урока — аудио в WhatsApp
Теперь поговорим об иностранном языке. Я веду в 7-м классе немецкий, а у малышей 2-го и 3-го класса — английский языки. Почему-то я заметила, что довольно мало преподавателей используют в своей работе аудиоприложения к учебникам и рабочим тетрадям, а ведь они являются неотъемлемой частью всего учебно-методического комплекса. Мне же эти аудиофайлы очень сильно помогают в работе, и в том числе — дистанционной. Ведь каждый файл можно отправить ребенку в мессенджере, обозначив, что с ним нужно делать.
Дети поначалу пугались, потому что им был непривычен чужой голос, не учительский. Там и произношение другое, и скорость речи другая. Но постепенно мы с ними выходим на понимание, что это очень полезно и не так уж и страшно, достаточно прослушать текст несколько раз. Так мы пишем и диктанты, и тесты, и слушаем песенки, пытаемся даже что-то в ритм подпевать.
Я не знаю, поют ли мои ученики дома вместе с родителями, но аудиофайлы я отправляю им в сообщениях в WhatsApp, где я создала группы по классам. Благо, учеников в каждом классе у меня немного, и я спокойно управляюсь с проверкой домашнего задания.
Каждый урок у меня начинается с проверки усвоенного в параграфе.
Я делаю короткие тесты, минут на пять максимум, и пока дети отвечают на вопросы, я проверяю их домашку.
Сейчас, к сожалению, этого тоже сделать не получится, хотя материал у меня есть. Но опять — принтер на работе, я дома, а дети сидят по своим домам, и карантин нас разделил до начала второй четверти.
Нам остаются только смайлики
Самым же обидным у школьников стало отсутствие физкультуры, где как раз наступили дни игры в баскетбол, и тут — дистанционка. До этого они открыли для себя скакалку как источник невероятных упражнений. Снова мне помог ютуб, где есть каналы, показывающие, как разучивать трюки и вообще — с чего начинать учиться интересно прыгать на скакалке. Плюс я нашла несколько цирковых представлений, где акробаты творят чудеса с двумя и даже тремя скакалками.
Я все мечтаю, что вот, поставят нам на все сельское поселение вышку, чтобы мы могли общаться с детьми вне школы не только по сугубо ученическим вопросам. Ведь мы с ними и готовили вместе (ну, ладно, они готовили, а я дегустировала), и ролики интересные монтировали, и приколы смотрели в тик-токе. Нам есть чему друг у друга поучиться в серфинге по бескрайним просторам интернета.
Но пока мы все еще живем в доисторическом моменте, обмениваясь только смайликами в WhatsApp и ВК.
Фото: unsplash.com