На этой неделе впервые в центре Москвы, на площади Белорусского вокзала, вышли на дежурство казачьи патрули. Казаки передвигались по площади в сопровождении эскорта журналистов и фотографов, и первые же снимки, попавшие в блоги и соцсети, вызвали споры среди интернет-общественности. Правмир попросил прокомментировать проблему своевременности и необходимости казачьих патрулей в современном мегаполисе историка и писателя Дмитрия Володихина.
Дмитрий Володихин, доктор исторических наук, доцент МГУ, писатель:
— Я положительно отношусь к возрождению и развитию казачества. Это естественная форма самоорганизации русского народа. И, на мой взгляд, чем больше будет реально действующих казачьих организаций – исторических или силовых, и, может быть, даже финансовых для обеспечения взаимопомощи, — тем лучше.
Если говорить о казачьих патрулях, то я всячески за, более того, я буду рад, если казакам дадут возможность как следует вооружиться, а затем и действовать самостоятельно в качестве органов правопорядка. Надо всячески развивать это начинание.
В идеале следовало бы возродить не только казачество, но и дворянство – хотя бы в виде кадрового офицерства, имеющего определенные привилегии. Льготы надо не уничтожать, а холить и лелеять, распространяя их на служилые группы населения. Начинается с малого, дай Бог, чтобы развивалось.
Бутафория уходит в прошлое
Многие в городах скептически относятся к казакам, называют их ряжеными. Изначально значительная часть казаков ряжеными и были – пошили костюмы, надели, нацепили различные награды, не ими полученные, а часто и ненастоящие. Например, предъявляли друг другу самодельные жестяные кресты.
Было такое. Но сейчас бутафорская сторона казачества уходит в прошлое – она мало кому интересна. На первый план выходят вещи действительно актуальные – самооборона, создание ополчения для защиты от разных форм организованной преступности, в том числе и – будем называть вещи своими именами – этнических преступных группировок.
Если различные казачьи организации будут взаимодействовать, развивать просветительские, исторические, литературные группы, лет через 5-10 мы можем увидеть перед собой не толпу ряженых, а полноценное и очень полезное социальное устройство русского народа, который наконец нащупывает формы самоорганизации.
Это вполне возможно, но зависит, во-первых от правительства, которое не должно мешать начавшемуся процессу, а, во-вторых, от самого казачества, которое должно с каждым шагом проявлять все большую активность. Само собой, без усилий ничего не получится.
Казачество XXI века
В истории все меняется. В XVII веке казаки были грабителями и убийцами, в XIX – защитниками России. Сейчас XXI век. В XXI веке казачество России нужно.
Думаю, в ближайшее время появится огромное количество новых партий. Дай Бог, чтобы они сумели из множества разрозненных центров слиться в один, максимум два национально-консервативных православных центра – силу, которая сможет хоть что-то сделать на выборах.
Кому-то не нравятся инициативы казаков по защите нравственности, протесты против тех или иных явлений современной культуры. Но в этом нет ничего противозаконного. Русские православные общины отстаивают свои интересы. Такие общественные движения набирают силу, они отражают чаяния значительной группы населения – как кто-то выразился, «русских бедных». Это нормально для правового государства, когда какой-то слой населения отстаивает свои интересы.
Я убежден, что сделан шаг в правильном направлении. Главное, чтобы это не превратилось в бутафорию, а послужило основой для создания крупной общественной организации, реально влияющей на развитие общества и государства. От души желаю казакам удачи!