Дмитрий Шноль: Любое нововведение в школьном образовании должно быть сначала принято обществом
— Я бы разделил две вещи. Саму стратегическую идею, что хорошо было бы, чтобы российский школьник при выходе из школы владел двумя иностранными языками. Эта идея мне кажется правильной. Потому что в современном мире владение иностранными языками — это одно из главных умений, которые человеку нужны.
И второе – надо понять, как это может реально отразиться на современной российской школе, где не хватает учителей и первого иностранного языка. Можно ли в большом количестве и неожиданно, в ближайший год или два получить учителей второго иностранного языка? Думаю, что нельзя.
Мне кажется, что любое нововведение в школьном образовании должно быть сначала внутренне принято обществом в целом.
Я считаю, что введение второго языка в школах – это правильно. Но если нет консенсуса в обществе по поводу того, что это, в принципе, хорошо, то такая министерская инициатива будет саботироваться. Саботироваться обществом или директорским корпусом: ну не нашли мы преподавателя, у нас есть вакансия. Или общество отторгает эту инициативу, потому что это перегрузка для школьника. Или потому что, кто-то хочет не второй иностранный, а, к примеру, больше математики.
Меня крайне удивляет, что такие серьезные перемены можно объявить 1 сентября, как некую неожиданность для всего сообщества, как учительского, так и родительского. Но в целом, я считаю, что это направление правильное.
Другое дело, что мне кажется, что российская традиция преподавания иностранного языка не очень сильна. Нам надо бы учиться у европейских стран, например, Голландии или Бельгии. Они умудряются научить большинство школьников своих стран хорошо знать пару языков.