«Я не злопамятный, я все записываю», — говорится в известном анекдоте, перефразирующем высказывание Марка Твена: «Я не злопамятный. Я просто злой. И память у меня хорошая».
Злая память – один из самых трудно осознаваемых грехов. Да, в одних случаях узнать ее достаточно просто, например, когда она принимает форму мести – ах, ты мне тогда не помог, ну и получай по заслугам, и я тебе не помогу.
Однако в массе других случаев слова о злой памяти не могут не вызвать недоумения. Как можно приказать себе полностью забыть о причиненном нам зле? Можно ведь не мстить за него, не припоминать, но как можно не помнить?
Память – сложный механизм, который практически не подвластен человеку. Она таит бесконечные загадки для ученых. Что же получается, мы должны забыть о том зле, который нам причинил человек? Как? Вычеркнуть из памяти эти неприятные события? Отношения с людьми строятся, как нанизываются камень за камнем бусы – из слов, встреч, поступков, разговоров. Получается, что несколько камней – обид – надо сорвать с цепочки и выбросить, забыв, что они там были? Это кажется не только абсолютно невозможным, но и лицемерным по отношению к собственной жизни: человека можно простить, но как можно забыть?
Память – сложный механизм. К сожалению или к счастью, иногда оказывается, что помним только то, что хотим помнить, или запоминаем все так, как нам самим хочется представить себе ситуацию. Объемы памяти не безграничны, всего не сохранишь, всего не упомнишь, и получается, что мы можем запоминать людей такими, какими хотим их помнить, каким хотим их видеть. Недолюбливаем кого-то – собираем в копилочку память факт за фактом подтверждения нашего плохого отношения – и тут он не так поступил, да и тут подвел, и поговорил грубовато. Хорошо к человеку относимся – и помним только сделанное нам добро. В некоторых жизненных ситуациях для трезвости восприятия жизни, может, и не помешало бы не так стремительно закрывать глаза плохое, чтобы не пострадать в будущем, чтобы не потерять голову: вот, девушка собралась замуж, а парень-то ненадежный: тут подвел, тут плохо поступил, тут не помог. Указывают девушке на это родители, но она не помнит и не видит: как же, мой жених самый лучший…
В трудах святых отцов о памятозлобии можно прочитать страшные слова: «Памятозлобие есть последний предел гнева, хранение в памяти грехов, отвращение от образа оправдания, (Богом определенного: прости и прощено будет), сгубление всех прежних добродетелей, яд душегубный, грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: остави, якоже и мы?), вонзенный в душу гвоздь, непрестанный грех, неусыпное беззаконие, ежечасное зло», — говорит преподобный Иоанн Лествичник.
Бороться с памятозлобием трудно. По слову св. Ефрема Сирина: «Истребляется памятозлобие содержанием в душе страха Божия и памяти о дне кончины. Помни последняя и престани враждовати (Сир. 28,6). Памятуй о смерти и не возносись; ибо еще немного, и сведен будешь во гроб, и какую пользу принесут тебе злые дела?»
Трудно. Но ведь можем же мы постараться преодолеть склонность собственного характера запомнить плохое, которое песчинка за песчинкой скапливается в огромную непреодолимую гору, которая потом всей массой давит на отношения? — «Да, ты мне не только сейчас не помогла, ты вот и в прошлом году тоже мне отказалась телефон узнать», «Что я получила, выйдя за тебя замуж? Ни минуты радости: только грязная посуда, стирка, глажка». Знакомы приступы нелюбви к близкому человеку, родственнику, другу, когда помнишь только обиды?
Можно ли перевоспитать память? Я нашла один очень действенный способ: стала вести дневник хороших воспоминаний. Может быть, кто-то скажет, что дневники – занятие преимущественно женское. В наши дни, возможно, так и есть. А вот от почти всех великих писателей, философов, ученых и мыслителей до нас дошли интереснейшие дневники и воспоминания. В такой дневник нужно записывать, причем от души, искренне, все те добрые дела, которые сделал вам человек, и все добрые проведенные с ним моменты жизни.
Я стала вести такой дневник записей о своем духовном отце, в очередной раз обидевшись как-то на него за не данное благословение на что-то, очень мне тогда нужное. Размышляя над этой своей обидой, я заметила, что в тот конкретный момент я не помнила и не хотела вспоминать о всех тех добрых делах, сделанных им мне: ни о приветливом отношении, ни о том, сколько раз сказанные им слова оказывались чистой правдой, хотя казалось, что так просто не может произойти, о тех мудрых советах, следование которым очень помогало. Я помнила только то, что мне делать не разрешали, помнила те моменты, когда на очередной многочасовой разговор не хватало времени. И тогда, почти после каждой исповеди, я стала записывать в тетрадку его слова наставления и завязывать такие узелки доброй памяти: благословение просфорой, потраченное на меня время, подаренная книга или верный совет. А потом, когда снова казалось, что духовник излишне строг ко мне, садилась и перечитывала эту тетрадку, чтобы убедиться в обратном. К слову сказать, думаю, что записывать советы духовника полезно в любом случае – забываются они быстро, а через какое-то время повторное их прочтение приносит большую душевную пользу.
Почему бы не взять тетрадь и не отмечать в конце дня то хорошее, что нам принесло общение с другими людьми — с друзьями, с родителями, с женой или мужем. А потом, когда будет разгораться у нас в душе раздражение, когда в голове начнет складываться злая речь, открыть тетрадку и погрузиться в воспоминание о том, какой замечательный день рождения организовал любимый муж, как долго старалась мама, чтобы привести мой гардероб в порядок, как терпеливо выслушивала лучшая подруга бесконечные рыдания о том, как тяжело жить, как спокойно и уверенно помог в сложной ситуации друг. Святые отцы советуют идти от внешнего к внутреннему – попробуем завязывать добрые узелки в нашей памяти, и бережно перебирать их, когда наша греховная природа хочет изменить наши воспоминания.