До чего доводит раздражительность (+ Видео)
Почему мы раздражаемся? Чем опасно раздражение для нас и для тех, кто рядом? Как сдерживаться? Об этом — протоиерей Андрей Юревич.
Раздражительность, если использовать систему сортировки грехов, по степени своей – невысокий накал. Градус не очень высокий. Раздражительность – это первая стадия гнева. Гнев серьёзнее, чем раздражительность.
Разгневавшись, человек может много чего натворить. Например, в состоянии раздражительности человек всё-таки относительно себя контролирует. А в гневе – может выйти из себя так, что совершенно не будет контролировать себя, полностью потеряет над собой всякую власть. И тогда он находится уже полностью во власти демонической.
И в смысле гнева, раздражительности начинается очень серьёзный разговор о вторжении демонической области в нашу жизнь, в нашу душу. Мы испытываем давление самых настоящих бесов. Прямо надо об этом говорить. Происходит некоторая одержимость. Они нас держат. Хватают и держат. И человек выходит из себя, становится полностью в их власти.
Я знаю людей, которые рассказывали свои ощущения, возникающие во время гнева. «Перед глазами всё становится каким-то сине-фиолетовым, я теряю ориентацию – во времени, в пространстве, меня заливает каким-то огнём, и я начинаю кричать. Я ничего не понимаю, что я кричу, я кричу просто вне себя. А со стороны наблюдаю и думаю: неужели это я? Неужели я на это способен?» И в то же время человек так поступает.
То есть такое раздвоение личности происходит. Это самое настоящее в этот момент беснование с человеком, находящимся в таком гневе.
А раздражительность — это, скажем, склонность человека по пустякам, а может быть, не только по пустякам, по каким-то серьёзным причинам, сразу же впадать в ворчание, в брюзжание, как самое маленькое. А потом уже постепенно вспыхивать.
Вспышки эти становятся всё больше и больше. Гнев начинает проявляться. И, в конце концов, следующий этап — вот так выходить из себя и терять полностью всякий над собой контроль. Человек – как пьяный. Потом, когда он успокоится и обратно в себя войдёт, он вспоминает и думает: «Что я натворил?»
Раздражительность – это халатное и извиняющее к себе отношение. То есть человек себя извиняет, прощает. «Ничего страшного, меня потерпят. Всё обычно, всё как со всеми. Всё как всегда. И вообще, я не плохой человек. Подумаешь, на кого-то где-то цыкнул, покричал, ругнулся. Ничего страшного в этом нет». То есть человек относится к себе очень снисходительно, любя себя. Раздражительность – проявление эгоизма и себялюбия.
Бывает, виновата физиология – недосып, стрессы. Тело, душа, дух, нервы, эмоции – всё это очень соединено в человеке. Но надо как-то уметь терпеть.
Конечно, мы срываемся на близких. А на кого же ещё? Мы перед близкими раскрываемся.
Смотрите, взять пример одежды. Вы же не будете в ночной рубашке ходить по городу? Хотя сейчас вообще одеваются как попало, могут и вообще голые ходить. Но это уже аномалия. У обычного, нормального, стандартного приличного человека всё-таки есть понятие «выходная одежда». Человек готовит себя к тому, чтобы показаться на публике. А дома?
Вот я постоянно хожу по домам, и иногда застаёшь человека врасплох без предупреждения. И смотришь – во что попало одет дома. Кто просто в трусах, кто в кальсонах, даже перечислять не буду, можно до неприличия дойти. Почему? Да потому, что там все свои. Потому что перед своими – обнажаешься. Своё неглиже не стыдно показать. А перед чужими стыдно.
Точно так же и в характере. С чужими людьми мы всё-таки себя немножечко контролируем. А перед своими – можно распоясаться, они же свои. Пусть терпят меня, какой я есть. Я же муж. Я жена. Я отец или я зять…
Здесь может быть ещё какое извинение? Что человек от близкого хочет сострадания, сочувствия, участия, понимания, но порой не способен, может быть, спокойно это высказать, а высказывает раздражением.
Надо учиться. Общение – это же целая наука.
Понятно, что не будешь раскрываться и просить помощи у первого встречного, если тебе плохо, если ты находишься в состоянии стресса. Человек приходит домой и словно распускается. А опять же, надо бодрствовать, бдить, всё время за собой следить. Война, духовная брань.
Подготовила Оксана Головко
Читайте также: