В день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Москве от храма Христа Спасителя до Красной площади прошло шествие, в котором приняли участие сорок тысяч человек. Мероприятия, посвященные дню Славянской письменности и культуры, отмечающийся в эту же дату, проходят регулярно, начиная с 1991 года, в их организации участвуют государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной церковью.
В этом году шествие возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, празднующий в этот день свое тезоименитство, а также в мероприятии принял участие Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей. Всего в шествии участвовало около сорока тысяч человек. В тот же день в Интернет-блогах началось обсуждение прошедшего мероприятия. В том числе раздавались и недовольные голоса: по Интернету циркулирует отсканированный текст, адресованный сотрудниками районной управы ректору одного из московских вузов. В тексте говорится, что группа из восьмидесяти студентов должна быть централизованно направлена на шествие.
Прокомментировать ситуацию мы попросили главу Синодального информационного отдела Московской Патриархии Владимира Романовича Легойда.
— Могу со всей ответственностью заявить, что от Церкви требований кого-то куда-то собирать не поступало. Шествие на день славянской письменности и культуры – это церковно-государственное мероприятие, праздник всего общества. Со своей стороны мы, разумеется, приглашали принять участие в этом мероприятии, приуроченном к государственной памятной дате, приглашали и все настоятели московских храмов. А как же иначе? Неужели нельзя уже было и приглашать? Но, подчеркиваю, ни о каком обязательном характере его посещения речи не шло.
Кроме того, в общем массиве обсуждений, было совсем немного отзывов непосредственных участников шествия. Между тем, сам я в нем участвовал, и могу сказать, что атмосфера была очень праздничной и радостной. Скучающих я не заметил.
Зная современных студентов, я вообще сильно сомневаюсь, что их можно куда-то массово согнать, если они этого не захотят. Действительно, а как их можно было наказать? Не поставить или занизить оценку за экзамен? Маловероятно. Очевидно, что это бы вызвало куда большую волну возмущений и неминуемый скандал намного большего масштаба.
Несколько человек посетовали на длительное ожидание начала шествия. Безусловно, это был самый сложный момент и ждать пришлось всем участникам: по оценкам ГУВД, в шествии участвовало около сорока тысяч человек.
Но что значит, провести мероприятие с сорока тысячами участников? Это значит, что для начала их нужно собрать, построить, как-то организовать. Все это требует немалого времени. За пять минут такую массу людей не собрать. И за тридцать пять тоже.
— Наиболее часто предъявляется претензия в том, что был перекрыт центр Москвы. Правда ли это? Почему нельзя было перенести шествие?
Разумеется, пробки доставили неудобства работающим людям. Наверное, было бы хорошо ввести в этот день государственный выходной, почтив именно этот день единства славянских народов общенародным праздником, как это сейчас установлено, например, в Болгарии. Мы выступали с предложением объявить этот день нерабочим, но пока положительного ответа нет.
Действительно, насколько я понимаю, 24 мая была перекрыта набережная. что, конечно, создало проблемы с дорожным движением. Но, во-первых, об изменении движения москвичи были проинформированы. Во-вторых, при проведении массовых мероприятий так происходит всегда. Не придет же никому в голову из-за неудобств для движения автотранспорта отменять мероприятия, посвященные Дню Победы.
— Как бы Вы объяснили, почему к Церкви сегодня обращено столько негативного внимания? Почему светским чиновникам прощаются все нелепые высказывания (достаточно вспомнить скандал вокруг звезд Кремля), в то время как высказывания священников едва ли не проходят независимую экспертизу .
— Мне кажется, что в нашем обществе до сих пор сохраняются советские стереотипы о роли Церкви в нашей жизни. Как только Церковь участвует в каком-то общественно значимом и, тем более, массовом событии, поднимается волна обвинений в клерикализации и вмешательстве Церкви в дела государства и общества. Это несправедливые обвинения.
Приведу пример. После того, как Святейший Патриарх Кирилл отслужил литию на месте теракта на станции «Лубянка», в блогах поднялось негодование: как же так, метро перекрывали, поезда отменяли, началась давка и паника…
Мы направили запрос в метрополитен, и нам пришел официальный ответ (можем даже предоставить скан документа), который гласил: на время проведения литии был всего лишь увеличен в полтора-два раза интервал между поездами.
— Да, мы тоже звонили в пресс-службу метрополитена, и нам сказали, что станции работали в обычном режиме. Но с другой стороны, люди, заслуживающие доверия, рассказывали, как их высаживали из поезда и отправляли на переход. Что это? Какая-то несогласованность в действиях?
— Может быть. Возможно, было какое-то временное затруднение: например, в первый момент попытались разгрузить Сокольническую линию.
Но я с уверенностью могу сказать, что во время литии метро работало, поезда ходили и останавливались на станциях. Я сам там присутствовал и обратил внимание: люди выходили из вагонов, обращали внимание на происходящее, останавливались, кто-то молился, кто-то фотографировал.
На видео слышен шум приехавшего поезда и видно движение пассажиров между поездами
Повторюсь, возмущение публичными действиями Церкви, — это в первую очередь рецидив советского представления о роли Церкви в общественной жизни: машите кадилом и не переступайте порог храма.
Принципиально важен еще и такой момент – разогнать волну возмущения в блогах и на форумах, особенно негативную, чрезвычайно легко. Перепосты и многостраничные комментарии – дело несложное. Только сколько уже было примеров, когда с легкостью тиражируемая информация не верна, когда она познается в совершенно неверном контексте и в результате оказывается, что причин для скандала не было. Поэтому чтобы самому не попасться на удочку манипулятора, чтобы не стать оружием в распространении предвзятой информации, нужно вдумчиво и трезво стараться продумать и понять всю ситуацию в целом.
С В.Р.Легойдой беседовала М.Сеньчукова