«Дочь боится учителя так, что не спит по ночам». 5 шагов, чтобы решить проблему
Вопрос. В пятом классе у дочери появилась новая классная руководительница. Пожилая, вспыльчивая, агрессивная. Второй год подряд дочь ее боится. Плохо спит ночью и постоянно тревожится, что даст неверный ответ на уроке. Девочка учится в меру способностей и сил, но учительница всегда ею недовольна и часто ставит тройки и двойки в журнал. При этом подготовка по русскому слабая у всего класса! Дети зубрят правила, но не понимают схем, которые предлагает учитель. Непонятно, как мы будем сдавать ОГЭ. Подскажите, как наладить диалог с учительницей?
Узнайте, что думают другие родители
Прежде чем разбираться со строгой учительницей, стоит свериться с ощущениями других участников процесса. Спросите родителей о том, так ли другие дети боятся учительницы, как ваш собственный ребенок? Или дочь единственная, кто не спит ночами и дрожит перед уроком, в то время как остальных учеников это не беспокоит.
Выясните причину тревоги
Если окажется, что ваша дочь единственная пострадавшая, а тревоги, страхи, трудности в обучении — это ее собственные проблемы, то стоит задуматься. Рекомендую обратиться к семейному терапевту или подростковому психологу, чтобы разобраться в причинах переживаний.
Например, отношения ребенка с другими людьми могут быть зеркалом его отношений с близкими. В психологии существует даже понятие «страх авторитетных лиц». Мы беспричинно волнуемся, общаясь с собеседником, который отдаленно напоминает чем-то нашего родителя.
Руководитель или педагог может напоминать нам родителя голосом, интонацией, жестом, формулировками, да просто властностью, которую мы замечали у отца или матери. В этот момент мы испытываем волнение и тревогу. Поведение собеседника становится триггером, пусковым механизмом нашего страха. Если родитель угрожал, подавлял, наказывал, не давал нам говорить «нет», то всего этого мы ожидаем и от нашего собеседника.
Необязательно дочь видит в учителе именно вас. Это может быть какой угодно человек из ее предыдущего опыта.
Опытный подростковый психолог способен проработать проблему страха авторитетных лиц. Такая терапия предполагает работу над уверенностью в себе, навыком говорить «нет», оттачиванием способности отстаивать себя, наконец, над узнаванием ребенком своих сильных сторон.
Поговорите с педагогом
Подготовьтесь к беседе заранее. Продумайте, как построить разговор.
Не упрекайте и не обвиняйте педагога с порога. Говорите спокойным и тихим голосом. Главное, обращайтесь к учителю за помощью и советом, делая своим союзником, а не оппонентом: «Переживаю, что Маша в последнее время стала плохо учиться. Вижу, что ставите ей тройки в электронный журнал. Чем могу помочь, как ее поддержать? Мне важно услышать ваше мнение. Совет опытного педагога очень ценен для меня».
Отношения с педагогом можно наладить через контакт, поиск взаимного интереса, доброжелательность и расположение.
Отслеживайте реакцию учителя. Возможно, перед вами будет адекватный человек, который предлагает разумные решения.
Если на контакт педагог идти не собирается, то стоит поговорить с завучем, директором, представителями департамента образования.
Подготовьте план «Б»
Например, если с учителем не удается договориться, то что? А если дочка не сдаст экзамен по русскому языку в 9-м классе, то как? Попробуйте ответить себе на эти вопросы. Можно письменно. Например: «Я переведу дочку в другую школу или отправлю учиться в колледж, найму репетитора или подключу ребенка к дистанционным курсам». Если вы обсудите с ребенком варианты действий, то он почувствует себя увереннее.
Успокойтесь и поддержите ребенка
Не нагнетайте тревогу сами. Размышления вслух на тему «кошмар-кошмар, ты ничего не сдашь» эмоционально перегружают и обесточивают детей.
В конце концов, тревожные дети бывают у тревожных родителей. Забирайте из тревожного окружения, ограничивайте контакты с такими алармистами.
Уберите лишние занятия в напряженном графике ребенка.
Не жалейте слов поддержки: «Я обязательно поговорю с учителем, мы найдем тебе репетитора и все подтянем».