Вопрос. Моя дочь осенью пойдет в третий класс. Она учится хорошо, но тяжелее всего ей дается математика — у нее четверка, но радости предмет не приносит. Ребенку неинтересно, она даже говорит: «Это не мое». Пытаюсь объяснить, как это важно — толку нет. Как ей помочь?
Ответ. Могут помочь задачки для радости, математика, которая не похожа на школьную.
Берем те же два игральных кубика и устраиваем соревнование кубиков. У нас можно на сайте скачать, а можно самим нарисовать. Нарисуем табличку от 1 до 15 или до 14. И говорим: «Это у нас номера машинок, они соревнуются». Кидаем кубики. Выпало, скажем, 5 и 6, в сумме 11 — то есть 11-я машинка сдвинулась на один шаг. Пишем под ней 5 и 6 или просто крестик ставим, что эта машинка сдвинулась.
Кидаем кубики еще раз — выпало 2 + 1 = 3. 3-я машинка сдвинулась.
Кидаем еще раз — выпало 6 + 1 = 7. 7-я сдвинулась. Выпало 6 + 6, значит, 12-я сдвинулась.
Потом выпало у нас еще раз 7, значит, 7-я сдвинулась еще на одну клеточку ниже.
Какая машинка выиграет? Какая быстрее все клеточки заполнит?
Для многих детей это прямо очень азартная игра, причем одинаково для шестилеток, для 3-го класса, для 5-го класса. Они кидают два кубика, считают суммы, они выясняют у соседей: «Какая у тебя выигрывает? У меня 8». — «А у меня 9». — «А у меня 6». — «Почему у меня 12 не выигрывает? Я для него загадал».
В какой-то момент кто-то из детей вам наверняка скажет: «Вы зря написали тут 1». Я говорю: «Почему это зря? Может, 1-я машинка выиграет?» Он говорит: «Нет, не выиграет». Я говорю: «Не выиграет? Объясни, почему не выиграет». Ребенок говорит: «Смотри, у нас же 2 кубика — у нас на одном кубике выпало 1 и на другом 1, то это уже 2. И меньше никак не может получиться. Значит, первую зря написали. Первая никогда не выиграет». Я говорю: «Хорошо. Ты отлично объяснил, согласна. Уж написали, так написали. Давай про остальные выяснять».
Причем это рассуждение, я несколько раз это встречала, может вам выдать это рассуждение ребенок, который считает медленнее всех в классе, не самый первый и блестящий ученик, но он кидал кубики, считал суммы и задумался. Мне кажется, это тоже очень важная вещь.
Он продолжает кидать, потом в какой-то момент говорит: «Вы знаете, 14 тоже не получится. Самое большое, я посчитал, будет 12, вот 12 может получиться, а больше на двух кубиках, если у нас обычные кубики, не может получиться — ни 13, ни 14, ни 15».
Более того, со старшими можно после этого посмотреть, что получается красивая кривая распределения. 7 выпадает с большой вероятностью больше всего. 6 и 8 ближе к нему. А 2 и 12 выпадают редко. Это прямо интересно наблюдать…
Если один ребенок кидает, то это еще не так наглядно, а если посмотреть, как целый класс, и выписать информацию, сколько раз выпадало 7 на целый класс, а сколько раз выпадало 3 — это прямо очень убедительно.
Получается такой заход в нормальную взрослую математику, в статистику. Мы не говорим детям таких сложных слов. Мы просто спрашиваем: «Как ты думаешь, почему у нас это выпадает редко, а вот это выпадает часто?»
Один ребенок говорит: «Смотри, чтобы выпало 12, надо, чтобы на одном кубике выпало 6 и на другом — тоже 6. Это редкая история, так нечасто случается. Это только один способ получить 12. А чтобы получить 7, нам годится 4 и 3. Нам годится наоборот, 3 и 4. Нам годится 5 и 2; 2 и 5. У нас больше вариантов. Еще 6 и 1; 1 и 6 — у нас куча вариантов получить 7. Раз вариантов много, то нам больше их подходит и больше вероятность, что оно совпадает». Это не строгое объяснение, но оно достаточно понятное на уровне начальной школы. Он пробует и видит, что семь или восемь можно разными способами получить.
Еще хорошо бы провести ревизию и понять, что именно в школьной математике непонятно. Но даже если уже третий класс, а ребенку скучно, непонятно, то возвращаемся к тому, где еще было все понятно. Мы ищем тот уровень, на котором все получается. Невозможно двигаться вперед из состояния неуспеха.
Первым делом меняем отношение к предмету: играем в головоломки, играем в какие-нибудь геометрические штуки, играем в логические игры — ищем то в математике, в чем ребенок успешен, и то, что ребенок может сам.
Очень часто эти потухшие глаза у ребенка связаны с тем, что ребенок считает: математика — это искусство телепатии.
Надо внимательно посмотреть в лицо учителю и по его выражению лица угадать: эта задача на складывание, на отнимание, или умно… в смысле, разделить? Тогда мы уходим вообще на какое-то время от задач, похожих на школьные. Мы в этот момент берем мои любимые задачки про шоколадки для близнецов.
Рисуем прямоугольник 2 на 4. И договариваемся, что можно делить только по границам клеточек, не обязательно прямыми линиями. Как можно поровну для двух близнецов эту шоколадку разделить?
Можно двумя квадратиками, да. Одному квадратик и другому квадратик. Можно двумя полосками. Можно сделать такой формы надрез, и получатся две буквы Г.
Мы показываем, что есть задачи, у которых есть несколько правильных решений, и это нормально. Даем несколько таких задач разного вида, не только эти шоколадки, но подбираем задачи, в которых ребенок будет сам справляться, а не пытаться телепатить. Это важно.
Потому что, пока ребенок считает, что «это мне продиктуют либо я спишу у соседа», то он не пытается сам решать, это выученная беспомощность. Это не то, что мы хотим.
Нам надо изменить отношение к предмету, поэтому нам надо показать то, в чем он успешен. Мы приходим к таким задачам, с которыми он справляется.