— Отец Нектарий, мы каждый день из СМИ получаем информацию о смерти. Мы, как это ни страшно звучит, привыкли к новостям о гибели людей, но это убийство в Ливии террористами христиан — особенное. И поражает оно не столько жестокостью палачей, сколько тем, что обычные люди, не священники, не монахи, а простые рабочие, прибывшие в чужую страну на заработки, смогли умереть вот так… Как относиться к этому свидетельству веры? Какие уроки мы должны из него извлечь?
— Один из главных уроков заключается в том, что мы никогда не должны считать, что для Церкви Христовой времена мученичества прошли. Апостол Павел предупреждал, что желающие следовать за Христом не будут жить счастливо и беззаботно, а будут гонимы. И Господь неоднократно в Евангелии упоминает о том, что следование Его заповедям нерасторжимо связанно со скорбями. Просто в истории Церкви бывают периоды, когда эти скорби носят умеренный характер, а бывают моменты, когда человеку приходится свидетельствовать о своей верности Христу готовностью не только чего-то лишиться, но даже и умереть за Него.
Если мы посмотрим на историю нашей страны, то увидим, что относительно спокойные периоды сменяются периодами гонений, более или менее жестоких. Был достаточно значительный отрезок времени, когда массового преследования Церкви не было, но в начале XX века с приходом к власти большевиков практически все храмы были разрушены или закрыты, множество священников убиты или сосланы в лагеря. И сейчас мы становимся свидетелями того, как людей убивают лишь за то, что они являются христианами, иногда предлагая выбор — отречься от Христа и сохранить жизнь или умереть за веру, а иногда вообще никакого выбора не предлагая. И мы должны осознать, что когда-нибудь сами можем оказаться в подобной ситуации.
— Человек, который еще только находится на пути к Церкви, услышав эти слова, наверняка задумается: «Если цена веры такова, смогу ли я ее заплатить? Хватит ли у меня мужества, смелости, а главное, хватит ли у меня веры, чтобы пойти на смерть ради Христа?».
— Когда человек готовится к крещению, он обязательно должен себе эти вопросы задавать. Священники, конечно, проводят беседы с людьми, желающими креститься, рассказывают о смысле таинства. Но, к сожалению, зачастую кое-что очень важное ускользает от сознания человека. Это важное раскрывается в молитвах таинства крещения, в которых крещаемый неоднократно именуется воином Христовым и постоянно идет речь о некой брани. Имеется в виду не та брань, когда христианин выходит с оружием в руках против врага, а духовная война, в которой враг воюет против нас материальными и духовными методами, в том числе подвергая нас гонениям.
Желающий принять крещение должен об этом знать, иначе получится, что мы вводим его в заблуждение, не рассказывая о том, с чем он неминуемо в жизни столкнется. И узнав об этом, человеку следует задать себе вопрос: «Хочу ли я быть христианином, даже в этом случае?». Потому что, если принимать крещение с мыслью, что пока все хорошо, я христианин, а если наступят испытания, то как бы и нет, лучше вообще не креститься.
— Страх смерти естественен. Почему мученики ее не боялись?
— Потому что понимали, что гораздо страшнее смерти жизнь без Христа. Нет в этом мире каких-то разных жизней, есть только одна настоящая жизнь — жизнь с Богом. Все остальное — суррогат. Человек, который хотя бы какое-то время жил настоящей жизнью, отпав от нее, жить уже не будет. Он будет существовать, а точнее — умирать. Но Господь милостив. В истории Церкви есть много примеров, когда люди при испытаниях отпадали от Христа, но затем, осознав свою слабость и раскаявшись в ней, возвращались и принимали мученическую кончину за веру. Господь дает человеку не только один шанс проявить свою верность Ему, практически вся наша жизнь наполнена этими ситуациями.
Откликнуться на призыв
— Сохранилось свидетельство о смерти священномученика Игнатия Богоносца: когда убийцы вынули его сердце, на нем было начертано имя Божье. Бог знает потенциал каждого человека. Наверное, люди, которых Господь подводит к мученическому концу, особенные? Они избраны для этого венца?
— В духовной жизни избранными являются не по праву рождения, а по способности откликнуться на призыв Божий. Господь не избирает тех, кто не готов избрать Его, иначе в этом избрании была бы некая несправедливость, а никакой несправедливости у Бога нет. Среди мучеников немало людей, которые не отличались благочестием при жизни, но смерть их стала свидетельством их веры во Христа. Самый известный пример — святой Вонифатий, который вел разгульную, распутную жизнь, но, прибыв в область, где происходили гонения, и увидев пытки христиан, пожелал разделить с ними их участь. Господь видел в его сердце готовность пострадать за Него и сподобил подъять подвиг мученичества. Поэтому нужно говорить не об избранничестве, а о свободном выборе человека.
— Что давало возможность христианам переносить столь страшные мучения? Что служило для них «анестезией», обуславливало нечувствительность к нечеловеческим пыткам?
— Понять это можно из жизнеописаний мучеников, например «Страстей святых Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших». Жительница Карфагена Фивия Перпетуя приняла крещение вопреки указу римского императора. Вместе с ней крестились ее раб Ревокат, его жена рабыня Фелицитата, а также еще два свободных гражданина. За это власти схватили «преступников» и осудили на смерть, отдав на растерзание диким зверям. Известно, что на момент ареста у Перпетуи был грудной ребенок, а Фелицитата была в положении. Судья дал рабыне отсрочку, потому что по римским законам нельзя было казнить беременную женщину. Фелицитата молилась о том, чтобы Господь призвал ее одновременно с ее братьями и сестрой во Христе, и ее молитвы были услышаны. Она родила ребенка преждевременно. Роды были очень тяжелыми, женщина мучилась, кричала. Глядя на это, римский стражник сказал ей: «Подумай, ты сейчас всего лишь рожаешь ребенка, и не можешь стерпеть боль. Как же ты собираешься перенести мучения, которые гораздо страшнее?». На это Фелицитата ответила: «Сейчас страдаю я, а там со мной будет страдать Другой, так как я готова страдать с Ним». В этих словах и заключается ответ на вопрос, как же мученики выносили то, на что их обрекали палачи. Их укреплял Господь. Порой сила Божия проявлялась в том, что враги не могли причинить телам мучеников никакого вреда. Кого-то из мучеников, претерпевших пытки, Господь исцелял, так что утром стражники находили их совершенно здоровыми. Но чаще все-таки Господь давал им силу вытерпеть боль, не сломаться от нее. Никому Он не посылал сверх того, что человек мог понести.
— С точки зрения обычных людей, эти две женщины заслуживают порицания. У них на руках новорожденные дети, которым они нужны, а христианки выбирают мученическую смерть.
— Человек, для которого в жизни определяющим фактором является вера, умом и сердцем понимает, что все в этом мире находится в руках Божьих. Они знали, что Господь позаботится об их детях. А иметь родителя-предателя — разве для ребенка лучше? Когда стоит выбор — предать Христа и сохранить жизнь или умереть, но остаться Ему верным, и выбирать-то нечего. Есть вещи, сделав которые ради сохранения жизни ты собственно смысл жизни потеряешь. Предательство Христа — из этой категории. Тем более что, бывало, человек отрекался от Христа при угрозе смерти, а его все равно убивали. В такой кончине вообще никакого смысла нет.
Семя христианства
— Первый пример мученичества дал Сам Бог, когда стал Человеком и принял крестную смерть, чтобы спасти всех нас?
— Верно. Мученичество — в какой-то мере и в каком-то смысле всегда подражание крестной жертве Спасителя, только Господь, идя на распятие, приносит жертву за весь мир, а мученик приносит в жертву свою жизнь ради любви ко Христу.
— Три года назад произошла история, которая потрясла всю Россию. Во время военных учений в Амурской области офицер Сергей Солнечников накрыл своим телом гранату с выдернутой чекой, чтобы спасти солдат, которые находились поблизости. Как военный он не мог не знать, каковы будут последствия его действий, и все же принял это решение. С точки зрения христианства, это…
— Самый настоящий христианский подвиг. Господь говорил, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Иоанна 15, 13). Человек, на войне бросающийся с гранатой под танк, — не самоубийца. Он ценой своей жизни спасает своих товарищей, свою страну.
— Террористы-смертники, которые взрывают себя в людных местах и уносят множество невинных жизней, тоже заявляют, что они совершают мученический подвиг. Так ли это? Или между этим «мученичеством» и жертвенным подвигом христианских мучеников есть отличие?
— Безусловно. Поразительная разница между человеком, который отдает свою жизнь за веру, и человеком, который отнимает чужие жизни во имя идеи борьбы с неверными. В первом случае человеком движет любовь ко Христу, во втором — ненависть к людям.
— Евангелие учит нас тому, что Бог есть любовь. Как же могут сочетаться любовь и нечеловеческие страдания, которые выпадают на долю тех, кто любит Бога больше жизни? Зачем Ему такие доказательства?
— Они не для Бога, а для нас. Мученик, в переводе с греческого «мартириос», означает «свидетель». Каждый, кто решит следовать за Христом, призван свидетельствовать о Нем. Свидетельство о Христе в широком смысле — это прославление Бога и в жизни, и в умирании: «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем» (Римлянам 14, 8). Свидетельствовать можно по-разному. Праведные люди, поступающие по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Луки 1, 6), служащие Богу постом и молитвою день и ночь (Луки 2, 37), делают это по-своему. Монашествующие — «добровольные мученики», ведущие постоянную невидимую брань против страстей и похотей, против духов злобы — по-своему. Но самые яркие свидетельства — это мученики, пострадавшие за веру «даже до крови», поскольку нет в этом мире более сильного оружия, чем слово, подтвержденное делом. Они умирали, благословляя своих мучителей, становясь для тех, кто это видел, живым свидетельством присутствия Христа в их жизни и во всем мире. «Я с вами во все дни до скончания века» (Матфея 28, 20). Каждая смерть мученика оборачивалась победой Христа, крещение принимали тысячи людей, в том числе и те, кто был в числе гонителей, вера распространялась по городам и континентам. И кровь мучеников, по слову Тертуллиана (раннехристианского богослова и писателя. — О.П.), действительно становилась семенем Церкви.