Изначально, прослушав трансляцию, захотел я разобрать каждый пункт, каждое слово, каждую значимую мысль, но потом передумал. Нет в этом особого смысла. Однако, есть ряд мыслей, которые возникли при прослушивании.
Как ни странно, критика всегда была основой для утверждения своей идеи. И тут все оппозиционеры похожи, критикуют они одно и тоже, а значит разброс во мнениях у них небольшой, что создает иллюзию близости позиций.
Очень многим критика по душе, т.к. душа болит за Отечество. Опираясь на этот отзвук, любой оратор строит здание своей речи. Ничего нового не услышал я в этом смысле, и профессиональное использование критики в речи о. Иоанна не ускользнуло от внимания. Удивительный коктейль национализма с монархизмом и ура-патриотизмом несомненно призван привлечь внимание широкого спектра патриотических сил.
Что удивило, удивило по-настоящему, так это четко читаемая параллель (иногда очень похожая на прямое заимствование) с книгой Гитлера. Конечно, это не цитаты, это творческая переработка. По сути, это новая глава к запрещенной книге. Глава с учетом новых реалий, с отказом от идей, которые однозначно осуждены, но с сохранением всех тех идей, что могут быть терпимы, с новой подачей стержня нации. Теперь это не превосходство, теперь это «инаковость».
Но есть и совершенно новая тема. Империя! Хорошая тема для возвышения над оголтелым национализмом, попытка использовать силу пробуждающегося национального самосознания для решения специфических ожиданий последователей идеи «Москва Третий Рим». В общем, достаточно разумно, хотя и спорно. Остается только удивляться симбиозу Адольфа Гитлера и митрополита Иоанна Снычева в отдельно взятой голове.
Так почему же при всем напряжении речи, при эмоциональной подаче, она не вызывает ничего, кроме всплеска эмоций? Почему такая спокойная реакция власти?
Да просто потому, что речь эта ничем особенно не противоречит основной линии политики тандема, его постоянной игре в сильное государство. США партнер не надежный, особенно в свете последних событий в Ливии, западные ценности не такие уж и ценности, инородцев надо любить и т.д. Даже сами идея империи ничуть не противоречит существующим порядкам, мы ведь и сейчас в империи. Да, это империя периода упадка. Да, титульная нация растратила свои силы. Но империя жива, она, может быть, перешла в эпоху солдатских императоров, она потеряла окраины, но она есть. И спасти ее от дальнейшего развала может только решение национального вопроса. Для нашей политической «элиты» это тоже хорошо, чем дольше сохранит империя границы, тем дольше они будут резать пирог ее природных богатств.
Сами императоры в ручном режиме борются с недостатками, постоянно и неуклонно повышают благосостояние, празднуют спортивные победы и т.д. Они ведь очень хорошие, им просто не повезло, вокруг коррупция и воровство, внешние враги все время отвлекают от державного строительства, а иначе они давно бы уже создали рай на Земле.
Если продолжать параллели, то для победы, для достижения значимых результатов необходимо создание такого массового движения, которое не станет лить воду на мельницу существующего политического бомонда, а решительно от него отмежуется. Откажется от парламентской борьбы, от сотрудничества с любыми партиями. Займется серьезной работой среди масс. Кто-нибудь видит это?
А что же мы видим?
Выпуск пара. При всем уважении к о. Иоанну. Это лишь выпуск пара, который очень нужен нынешней власти. Ну кто же будет выключать микрофоны человеку, делающему такую важную для руководства страны работу? Текст вылизан, он до безобразия в рамках существующих законов. Нет ни одного призыва, кроме призыва к АНП. Но что это за призыв? «…аристократы смогут в ненасильственной форме склонять общественное мнение к возможности созидания нового общества…». Замечательно. Идеализм в превосходной степени. Кому он опасен?
На данном этапе я не вижу серьезного политического будущего у гражданина Охлобыстина, как бы мне этого ни хотелось на самом деле. Он задевает те струны души, которые обыденность загоняет вглубь, не дает реализовать. Еще бы разумное применение этим эмоциональным всплескам найти. Кто знает, может все еще переменится.
Намеренно не говорю об о. Иоанне как священнике. В этой речи нет священника Охлобыстина. Нет проповеди. Там есть христианин, но нет ни слова о Христе. Это хорошо. Лично мне смешение Христианства с политическими амбициями сторонников той или иной формы государственного устройства видится отказом от надмирности Христа и Христианства.
Автор — Савва С.
Отец Иоанн Охлобыстин – киник-империалист?
Доктрина-77: Предупреждение современного юродивого
Доктрина-77: кто кого рекламирует?
7 пунктов доктрины Ивана Охлобыстина (+ видео)
Протоиерей Алексий Уминский: Все идеи Доктрины-77 доведены до полного абсурда
Константин Ковалев-Случевский: Сказ про Ивана из Билайна