Поймал себя на мысли, что больше не могу и не хочу читать про Pussy Riot. Вижу новый пост в ленте – не открываю, слышу тему по радио – перехожу на другую волну, телевизор дома не работает, а газет я уже два года не читаю, как уволили.
В чем причина неприятия? Ответ прост – спор идет на разных языках, система доказательной базы, аргументы сторон находятся в разных смысловых пластах, которые не могут быть приняты этими сторонами в дискуссии. А потому поднялся такой ор, что уши закладывает. Вот уже и до драк доходит.
И вот тут, на примере частного случая, вырисовывается система, тренд. Общество сегодня не может вести разговор о вере и Церкви опять же потому, что не имеет элементарного представления (спасибо 70-ти годам атеизма) о сути веры, о том, чем живут духовенство и паства. Все сводится к купанию в проруби, освящению куличей, а ныне – к чистоте постной пищи. И все это еще сопровождается неизменными навязчивыми требованиями поставить в храмах скамейки, перейти на русский язык, заменить календарь и… поддержать демократическое движение. Ну, и Папу Римского обязательно в гости позвать – ведь без него никуда. А богатое убранство храмов в сознании людей переносится и на обязательное личное богатство духовенства. Причем, ответы на задаваемые вопросы никого не интересуют.
Печально, что за годы свободы Церковь так и не смогла создать свой мощный ресурс, который бы был в состоянии нивелировать любую негативную информацию, оперативно и широко вести контрпропаганду, научить журналистов понимать слова ее представителей не как повод для иронии и сарказма, а как призыв к своему сердцу не переходить моральную черту, каким бы ни было редакционное задание.
Словно в ответ на паломничество к поясу Богородицы, этот скандал в храме Христа Спасителя отбросил наше общество на несколько лет назад, к стенам музея с богохульной выставкой. Ну ничего не изменилось – опять те же аргументы, опять дразнилки, опять оскорбления. И опять цинизм и тенденциозность. И все это замешано на явном неприятии именно православной веры, какой-то неправильной и не современной – вон как «правильно» ведут себя католики, а кришнаиты так вообще лапочки.
Давайте представим, как отреагировали бы общественность на нечто подобное в мечети и синагоге.
Ислам.
«Убийство молодых артистов за оскорбление религиозных чувств верующих ужасное преступление. Однако прокуратура РФ призвала культурное сообщество отказаться от подобных шагов, так как в нашем многоконфессиональном государстве мы должны учитывать то, что такие поступки законом признаны экстремистскими, и могут иметь серьезные последствия. Наши эксперты согласились с мнением чиновников…»
И далее по тексту. Ну как история с карикатурами (я был тогда в гуще скандала, помню) – тогда все были едины во мнении, что… «не буди лихо, пока тихо».
Иудаизм.
«Российская и мировая общественность возмущена безобразной и антисемитской выходкой, которую устроила группа так называемых артистов в святом для евреев месте. Под письмом, направленным руководству страны с требованием сурово наказать преступников, подписались десятки представителей правозащитных организаций, артисты, писатели, ученые с мировым именем…»
Вот-вот: два мира – два Шапиро. Получается, что ислам – это угроза терроризма, а вопросов к иудаизму в современном мире не принято задавать, так как тут же получаешь обвинение в антисемитизме.
Любой перфоманс не заканчивается, когда заканчивается сам перфоманс. Его цель — это как раз то, что мы все и делаем: спорим и ругаемся, доказываем и убеждаем, а вот сейчас и судим – это как бы «долгие, продолжительные аплодисменты». То есть, так все и было задумано – устроить скандал и обратить на себя внимание.
А может быть, тут есть рука мощного режиссера, очень активная пиар-поддержка? Понятно, что их ждало – осквернил святое место и помянул недобрым словом «наше все» – и оп-па, поддержка демократической общественности гарантирована. Ясно, что девушки знали, что их могут задержать, но пошли, пошли в тюрьму, ну и что? За все надо отвечать, и причем тут жалость и призывы к милосердию? Ну как к падшим, может быть.
Было непонятно и с охраной Храма Христа Спасителя. Сотрудников ЧОПа «Колокол», которые работают с тесном контакте с ФСО, трудно заподозрить в непрофессионализме. Поэтому когда увидел на видео гитару и усилитель, тут же задал себе вопрос «а как они пронесли аппаратуру через рамки на входе»? И только когда скандал достиг своего апогея пришла информация-утверждение, что это… монтаж.
Вот методы выборных баталий докатились и до Церкви, а мы попались на обманку. И тут у меня возникают вопросы. Почему эта информация не была тут же обнародована, что позволило бы купировать скандал? Не развалится ли в суде система обвинения, если в этом контексте не будет обнаружено состава преступления? Как сегодня могут звучать резкие претензии верующих к тому, чего не было?
…Но клоунада в храме все же была, этот факт пока никто не отрицает.
Получается очень показательно. Вот у вас дома собрались гости, и вдруг один из пришедших залезает на праздничный стол, снимает штаны и справляет нужду (можно написать и бранное слово, если рассуждать в стилистике «девушек»), что вы будете делать? Молчать? Парадокс – святыня оскорблена, хулиганы совершили преступления, однако, в чей адрес направлены претензии – к Русской Православной Церкви! Она виновата в том, что верующие посмели возмутиться: «религиозные фанатики преследуют молодых артистов». Получается, что за совершенное правонарушение отвечает не преступник, а пострадавший. С ума сойти!
Почему за 20 лет свободы совести, православное вероисповедание не стало восприниматься как нормальное явление, у которого есть свои идеалы и святыни, а верующие имеют право голоса? Почему в российском обществе наша инаковость все еще остается раздражителем и почти ругательством? Почему даже слово «негр» ушло из американского лексикона, а разные сексуальные пристрастия в Европе стали уже нормой (и далее по списку), а мы, православные, не смогли отвоевать себе право иметь свое мнение и заставить мир с ним считаться?
Читайте также:
Что священник скажет «Pussy Riot»?
В Русской Церкви не влияли и не будут влиять на ход следствия по делу скандальной панк-группы, — Владимир Легойда
В контексте: Скандал в храме (Видео + Текст)
Дело о панк-молебне и арт-общественность
Влюбленный ботаник, или по поводу «акции» Pussy Riot