Ребята, сколько же боли. Нутряной какой-то, кровавой боли сколько в этих рассказах и комментариях на тему «кто виноват» в семейной жизни и кого как правильно «ломать». Просто невозможно становится отделить здоровое представление о христианской семье от тысячи чьих-то болевых конвульсий, которые сводят тему семьи к жестким и нежизнеспособным концепциям.
Семья вообще никем не мыслится как место, где просто любят.
Вот про «просто» любовь к детям, про принятие – уже тонны литературы написаны. Про отношения мужчины и женщины пишут в основном руководства по грамотной манипуляции. От мягкой манипуляции чувственной нежности до жесткого управления «по домострою».
Кажется, что единственная мечта мужа – это чтобы жена слушалась, а жены – чтобы муж «обеспечивал». Ну, разные возможны вариации. А православный извод этих манипуляций – всегда про «послушание» и «главенство».
«Сейчас начнется, она же баба…», да.
Но знаете, не начнется. На самом деле я всячески «за» то, чтоб главой семьи был муж. Мне, например, так очень комфортно живется. Безопасно. Говорят, безопасность – это одна из базовых человеческих потребностей. Это не безответственность, а защищенность. В семье, где лидирует муж, женщине безопасно, а мужу тепло. Правда, только если он не просто «лидирует», а еще и любит жену. Тогда лидерство – это естественная потребность любящего человека пройти по минному полю первым, понимаете? А жена в тылу, даже если тоже ведет активную общественную деятельность, работает и так далее. Она в тылу не как последняя, отсталая, безгласная – но как оберегаемая. «Как Христос возлюбил Церковь». Что обидного в такой «второстепенной» роли?
Но когда начинаются вот эти рассуждения: «она должна», «а он обязан» — это уже торговля, а не семья. Точнее, банковское дело.
Должен ли муж жену «на место ставить»? Из личного опыта жены скажу – должен. Ради нашего же, женского, блага. Потому что иногда нас очень круто заносит на виражах (это называется «Все, я развожусь!» или «Остановите землю, я сойду!»). Только, чтобы ставить на место, не обязательно стучать кулаком по столу. Моему мужу иногда достаточно просто сказать: «А я тебя все равно люблю!». Иногда – да, нужна жесткая критика, мне это тоже помогает. Здесь ключевое слово – помогать. Лидерство мужа – именно для этого, а не просто потому, что кто-то кому-то должен с процентами.
Должна ли жена мужа слушать? Вообще-то – да. Ведь она же не хочет его разлюбить за то, что «тряпка» и «подкаблучник»? Ей же лучше, когда над ее эмоциями есть какая-то опора из более отстраненного мужского взгляда на вещи. Но это, опять же, хорошо, если речь не про манипуляцию: «Вот, я слушаюсь мужа, а он мне за это обязан…». Жене полезно слушать мужа потому, что так ему проще защитить жену – зачастую, от нее самой. Но тут предполагается, что мотив мужа – любовь, а не властолюбие. И мотив женщины – любовь, а не корыстное подыгрывание.
Единственная цель некоторого разделения семейных ролей – только в том, чтоб не бодаться лбами, а помогать друг другу идти в нужном направлении. Помогать, по любви.
Цель иерархии в том, чтоб она могла сглаживать некоторые недостатки пола, а они объективно существуют. Недаром Ева услышала о предстоящем подчинении мужу уже после грехопадения. Некая разница между Адамом и Евой – изначальна, но грехопадение усиливает ее. И нам, падшим Евам, сказано: «В Церкви да молчит». У меня на эту тему припасен незабываемый личный опыт.
Несколько лет назад села я как-то в одном храме на праздничной трапезе у края стола, а край этот – вплотную к столу настоятеля. Место вроде бы «топовое», но сесть там было попросту удобно – никого не надо тревожить, чтобы добраться на середину лавки подальше от края. И стоило мне «рассесться», как подошла жена одного из батюшек:
— Матушка, я протоиерейша, а вы только дьяконша. Пересядьте, пожалуйста…
И я вот прямо так и представила, как бы во времена апостолов чья-нибудь супруга или теща могла попытаться в собрании верных навести порядок, поскольку ее муж или зять Христом раньше призван… Ох, как я согласилась с повелением апостола Павла!
А ведь, к слову сказать, во всем остальном та «протоиерейша» оказалось милейшей женщиной, отзывчивой, доброй, но… вот такой вот пунктик. Может быть, именно благодаря послушанию мужу этот маленький пунктик не разросся до масштабов вселенского любоначалия…
В общем, я почему-то верю, что иерархичный семейный уклад, как и заповеди, — это такая техника духовной безопасности. С ними проще сохранить любовь, если ваша цель – именно она. Конечно, главная цель – Христос, но вы же не верите всерьез, что можно научиться любить Бога, не сумев полюбить всего-то навсего жену?
Если же цель — не любовь, лучше не хвататься за иерархию.
Она становится дубиной властолюбия, от которой остается лишь боль и громкие крики о том, кто кому сколько должен и кого обо что лучше «ломать»…