Портал «Правмир» продолжает опрос среди духовенства о катехизации. Сегодня на наши вопросы отвечает наш постоянный автор, секретарь Белгородского и Старооскольского епархиального управления, протоиерей Димитрий Карпенко.
— Можно ли, и если «да», то при каких условиях, крестить детей у 1) некрещеных, 2) неверующих, 3)совсем нецерковных — родителей?
Крестить детей у некрещеных, неверующих и совсем нецерковных родителей можно, по моему разумению, лишь в одном случае – если сам ребенок этого хочет. Это, конечно, подразумевает, что ребенок уже соответствующего возраста и может сам отдавать отчет о своих действиях.
Впрочем, может быть случай, когда креститься желает вся семья – тогда, разумеется, вместе с родителями могут быть крещены и их дети.
— Какая степень предварительных знаний о вере может считаться удовлетворительной у крещаемого?
Прежде всего, должна наличествовать именно вера, вера в то, что Христос есть Истинный Бог наш. А степень знаний зависит от того, какие знания были им предложены в период, предваряющий Крещение. Не думаю, что нужно ставить жесткие условия. Главное, видеть, что человек обращается к таинству искренне и у него есть желание узнавать больше о своей вере.
Все это возможно понять только лишь при личной беседе.
— Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?
Конечно, выяснять эти мотивы необходимо, потому что мотивы могут быть совершенно ложными. Единственный мотив, который должен нас побуждать принять любое таинство — это вера, желание быть со Христом в Его Церкви. Если присутствуют иные мотивы, нужно объяснять, почему человек не прав.
— Какие трудности сегодня испытывают священники при совершении катехизации в своих епархиях и благочиниях?
Самая большая трудность это то, что катехизация сегодня остается делом одиночек, в него не вовлечены все приходы и все священнослужители. Пока не будет дано совершенно четких и недвусмысленных указаний со стороны священноначалия по этому поводу, дело с мертвой точки не сдвинется.
— Какая мера катехизации может быть названа «избыточной»?
Я не думаю, что «избыточная» катехизация сегодня это проблема для нашей Церкви. Много ли мы знаем о таких «избытках»? А если они и есть, то через эту «избыточность» люди вовлекаются в полноту общения во Христе гораздо интенсивнее, нежели там, где этого «избытка» не наблюдается.
Однажды слышал такую мысль о том, что при отсутствии катехизации из ста крещаемых в Церкви остается лишь один человек, а при проведении полноценной длительной подготовки к Крещению из ста человек из Церкви уходит только один. Не знаю, насколько это так фактически, но своя правда в этом есть, и есть о чем задуматься…
Читайте также:
Катехизация: новые проблемы. О возможном сопротивлении сверху и снизу
Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви
Катехизатор не должен пытаться выстроить всех под один шаблон
Не пропустить начало жизни во Христе
Не перегрузить формальными знаниями
Боговедение не бывает избыточным
Выйти из крещальной купели обновленным
Крещение «по традиции» – основная проблема