Дом, которого больше нет
В 1918 году этот дом был отобран у Церкви большевиками. Но начатый четверть века назад процесс возвращения церковной собственности его не коснулся. О судьбе «Дома дьякона» в Кадашах, а также о том, почему его так называют и чем он особенно ценен для Церкви, рассказывает протоиерей Александр Салтыков.
Протоиерей Александр Салтыков

Протоиерей Александр Салтыков

Завещание купца

«Дом дьякона» – старинное здание с усадьбой, которое купец Павел Пирогов завещал храму Воскресения Христова в Кадашах в 1892 году «на вечное поминовение». В 1918 году советская власть объявила конфискацию церковной собственности, усадьба «Дома дьякона» и другое имущество также были отторгнуты от прихода, который в дальнейшем был закрыт.

В 1992 году, ровно через 100 лет после принятия приходом «Дома дьякона» «на вечное поминовение», новая власть объявила о возвращении церковной собственности, в Кадашах начался процесс восстановления приходской жизни. Однако ни «Дом дьякона», ни другая недвижимость так и не были возвращены Церкви.

Несмотря на личное обращение Патриарха Алексия к мэру Москвы с просьбой о возвращении приходу ряда зданий, в том числе и этого дома, от мэрии не было получено вообще никакого ответа. В дальнейшем захваченная территория была незаконно передана частным лицам (кто они – нам до сих пор неизвестно), а здание в период 2010-2015 годов постепенно уничтожено, несмотря на многочисленные протесты и обращения буквально во все инстанции.

Сегодня на отторгнутой церковной территории ведется активное строительство некоего офисно-жилого комплекса.

Вечное поминовение

Дом дьякона. Архивное фото с сайта kadashi.ru

Дом дьякона. Архивное фото с сайта kadashi.ru

Однако, несмотря на все эти обстоятельства, уничтоженный «Дом дьякона» и его усадьба продолжают оставаться сакральной церковной собственностью. И дом, и земля были переданы храму не просто в дар, а с существенным указанием: «на вечное поминовение». Приход не имеет права отказаться от этой собственности, поскольку «вечное поминовение» —  священная обязанность Церкви.

При этом по прямому смыслу завещания это поминовение совершается не только в храме, но также распространяется на всю эту территорию. Формула «дар на вечное поминовение» – обычное завещательное выражение, и в старые времена, при христианском обществе, это было всем понятно. Теперь же мы вынуждены прояснять смысл для тех, кто не ведает, что творит.

В состав вечного поминовения входят не только бывший собственник-жертвователь и его близкие, но, безусловно, также и все те, кто пользуется этим участком или живет на нем. Все лица, имеющие любое отношение к земле вечного поминовения, вечно поминаются пред Богом видимой и невидимой Церковью, в соответствии с их делами и мыслями – либо направленными к прославлению Бога, либо в противлении Богу и Его Святой Церкви.

«Вечное поминовение» здесь означает, что все люди, пользующиеся данным церковным участком, осознают особенность этого своего положения и сами обязуют себя к постоянному молитвенному воспоминанию о Боге и его благодеяниях, и трудятся во славу Божию вместе с приходом. Именно поэтому в доме проживала семья благочестивого дьякона (впоследствии иерея) Василия Богословского, который был главным пользователем дома.

Анафема Патриарха

На месте разрушенного дома. Фото: vanmeetin.livejournal.com

На месте разрушенного дома. Фото: vanmeetin.livejournal.com

Ввиду всего сказанного, для прихода отказ от завещанной территории равен отказу от сакрального статуса этого участка земли. А это уже церковное преступление, за которое настоятель храма будет нести ответственность перед Богом. За такое священнослужитель должен быть истязан на Страшном Суде, согласно предупреждению, полученному им в момент рукоположения в сан от епископа. Поэтому все будущие настоятели храма, кто бы они ни были, будут обязаны по совести подтверждать незыблемую принадлежность «Дома дьякона» и его усадьбы Святой Церкви.

В интернете недавно появилась статья о применении к насильственному захвату «Дома дьякона» и его усадьбы анафематствования святого Патриарха Тихона и Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов. Действительно, это анафематствование наложено на все времена на тех, кто разрушает и гонит христианскую Церковь, разоряет Ее, отнимает Ее имущество и производит прочие незаконные действия.

Никто не может его отменить, потому что оно подтверждено Поместным Собором. Оно распространяется на всех лиц, участвовавших прямым насилием, или лукавством, или каким-либо иным действием в захвате церковной собственности, в данном случае – храма Воскресения Христова в Кадашах, и незаконно использующих ее в личных целях, хотим мы этого или не хотим. Спасением от последствий является только искреннее покаяние с исправлением сделанных ошибок.

Протоиерей Александр Салтыков
Источник

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.