-… И именно здесь Закхей услышал от Господа те слова, услышать которые было бы великой честью и радостью для каждого из нас: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», — заканчивает матушка Анисия рассказ о месте, на котором теперь трудится — об участке Русской Духовной Миссии в Иерихоне на месте дома мытаря Закхея.
Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения на Иордане от Иоанна Крестителя. Поэтому здесь установлена часовня во имя святого Пророка и Предтечи Иоанна. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников.
Впервые мы встречаемся с Иерихоном (древний город находился в полутора километрах от нынешнего) на страницах Ветхого Завета, в начале книги Иисуса Навина. Именно этот город был первым на пути следующих в обещанную Богом землю Ханаанскую древних израильтян. Все коренное языческое население было уничтожено в ходе войны, в живых осталась только укрывшая израильских разведчиков блудница Раав и ее семья.
Ветхий Завет — отражение Нового. Далекое эхо истории Раав слышится в Евангелии: как грешница-язычница вдруг каким-то чудом поняла, что чужеземцы — не просто захватчики, а народ Божий, и фактически отреклась от своего народа, так и грешник-мытарь вдруг встречает в странствующем Учителе своего Спасителя и отрекается от своего прошлого…
Иерихон сегодня — по-восточному шумный и грязный город, наполненный запахами пряностей и фруктов. Он находится на территории Палестинской автономии, большая часть населения — арабы-мусульмане, есть еще небольшое количество арабов-христиан (в основном являющихся прихожанами греческой церкви рядом со смоковницей, на которой Закхей ожидал Христа).
Совсем рядом с русским участком возвышается красивая мечеть с желтым куполом. Как раз сейчас слышно, как протяжно голосит мулла. Наслышанная об ужасах религиозных конфликтов на Святой Земле, спрашиваю у матушки:
— А с мусульманами не бывает проблем?
— Да нет, — улыбается она. — Здесь народ спокойный.
Здесь народ, действительно, спокойный и мирный. Кажется, Иерихон существует для того, чтобы разрушать мифы о Палестине, как про-, так и антиизраильские. Первый гласит: «Есть бескультурные агрессивные палестинцы, умеющие только взрывать и грабить, и есть высококультурный Израиль, который пытается этому безобразию противостоять». Другой вторит: «Есть несчастные палестинцы, у которых ничего нет, а есть жадный и злой Израиль, который и то, что было, готов отнять».
Современное население Иерихона нельзя назвать ни несчастным, ни агрессивным.
В Иерихоне выращивают самые вкусные и дешевые фрукты, которыми питается весь Израиль, поэтому вопиющей нищеты тут не встретишь.
Лачуги, поначалу наводящие ужас на туристов, свидетельствуют не столько о бедности, сколько о традиционности: из-за облупившегося строения может как выйти ослик с поклажей, так и выехать очень недешевый автомобиль.
В Иерихоне никто не кинет в вас камнем из-за отсутствия хиджаба или выпущенного наружу креста. В Иерихоне не пишут на стенах «Free Palestine!» и не рисуют карикатур на евреев. В Иерихоне мирно сосуществуют восточная и западная цивилизация, и совершенно невозможно поверить, что десять или чуть меньше лет назад сюда с огромным трудом, если вообще пускали туристов, а израильский и палестинский солдаты на границе придирчиво разглядывали каждого въезжающего и выезжающего, сверяясь с паспортами.
Находиться здесь было опасно. Например, если паломников пропускали на гору Искушений, то с балкончика греческого монастыря Сарантариу высовываться запрещали — обстрелять могли с любой стороны…
Сегодня Иерихон — гостеприимен и дружелюбен, ему не до политики и не до цивилизационных конфликтов.
Прогуливаясь по аккуратным дорожкам русского участка, греясь на выглянувшем из-за зимних облаков солнышке, хорошо понимаешь местных жителей. Какие конфликты, какие войны? Все уже отгромыхало задолго до Рождества Христова, когда стены Иерихона чудесным образом сокрушались перед древними евреями, и все позднейшие войны кажутся неумным подражанием, если не кровавой пародией на Священную Историю.
То ли промыслом Божьим, то ли по какому-то заранее продуманному плану архимандрит Антонин (Капустин) выкупил несколько участков, связанных с гостеприимством. Горненский монастырь находится на месте дома родителей Иоанна Предтечи, где праведная Елисавета с радостью приняла в дом Пречистую Деву Марию. Возле храма святой Троицы в Хевроне находится дуб Мамврийский — под ним произошла встреча Авраама с Пресвятой Троицей, чему посвящен известный иконописный сюжет «Гостеприимство Авраама» (в т.ч. и «Троица» прп. Андрея Рублева). Здесь, в Иерихоне, как уже было сказано, находился дом мытаря Закхея. Тут останавливаются передохнуть уставшие паломники, и нехитрая трапеза из чая, конфет и фруктов, выращенных на этом же участке, кажется уместнее богато накрытого стола.
— Подлить еще чаю? — заботливо спрашивают матушка Анисия и трудницы, обходя трапезную. Конечно, подлить! И не потому даже, что хочется пить, а просто отсюда совсем не хочется уходить. Здесь как будто вечно продолжается этот радостный прием («и принял Его с радостью» (Лк.19:6) — наверное, вместе с учениками принял? По крайней мере, предыдущая глава повествует о том, что Господь двигается в Иерусалим с учениками — и дорога лежит через Иерихон).
И в этой живой иллюстрации к Евангелию открывается очевидный и вечно новый смысл — только с нетерпением дожидаясь, прыгнув выше головы в самом буквальном смысле («взобраться на смоковницу») и с радостью встретив Христа в своем сердце, можно услышать Его голос: «Ныне пришло спасение дому сему…».
Паломничала
Мария Сеньчукова
Читайте также:
Вверх!