Завтра – Неделя о расслабленном, исцеленном Христом. Вот как предваряет рассказ об этом евангелист Иоанн: Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по- еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Каждый православный знает, что эта экспозиция, этот отрывок читается каждый раз на водосвятном молебне, после чего Церковь в лице священника призывает Господа низпослать Свое благословение причастием же воды сия и окроплением. Это не призывание Святого Духа как в чине великого освящения воды, совершаемом в сочельник Богоявления и на самое Богоявление (Крещение Господня), а также в таинстве Крещения, а более скромное священнодействие, напоминающее не о схождении Духа Святого на Иисуса при крещении в Иордане и ветхозаветные прообразы этого события, а о купальне у Овечьих ворот в северной части Иерусалима. Руины этой купальни, называвшейся по-еврейски Бет-Шесда, что означает «Дом милосердия», где ведутся археологические раскопки, являются одним из объектов приезжающих в Иерусалим паломников. Рядом находится церковь святой праведной Анны, построенной крестоносцами в 1140 году и восстановленной столетье назад. По преданию, в стоявшем здесь доме жители Иоаким и Анна – родители Пресвятой Девы. Пять крытых ходов, о которых упоминает Иоанн, это пруды, самый большой из которых, как выяснилось при раскопках, имел 106 м в длину и 61 м в ширину; его глубина достигала 12 м; его окружали портики с колоннами, а над серединой пруда был перекинут мост. Бассейн, как выяснилось при раскопках, был также популярен среди язычников, почитавших бога врачевания, известного у греков как Асклепий, а у римлян – как Экулап.
Это был величественный «оздоровительный комплекс», осмотреть который, опускаясь и поднимаясь по извлеченным из-под культурных слоев ступеней, я рекомендую каждому, кто будет в Иерусалиме. Итак, купальня Бет-Шесда привлекала и иудеев и язычников в те годы, когда медицины в нашем теперешнем понимании еще не существовало во всяком случае – для простонародья, обращавшегося к услугам целителей или непосредственно к высшим силам. Сюда стекались ожидавшие чуда, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (этот стих, кстати, отсутствует в самых древнейших греческих рукописях и самых ранних из сирийских переводах Евангелия от Иоанна). Но что значит временами? Ясно, что схождение Ангела, о котором говорило бурление воды было непредсказуемо и ждать его можно было десятки лет, что некоторые и делали.
Тут был человек, – пишет Иоанн – находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Странный вопрос, не правда ли? Чего ради бы он здесь лежал чуть ли не четыре десятка лет, будучи парализован, но не полностью, если б не хотел выздороветь? Но, возможно, этот вопрос не был риторическим. Ни для кого не секрет, что далеко не все бомжи, к примеру, соглашаются, чтобы им дали приют, вымыли, подлечили, выправили документы и трудоустроили. Есть бомжи по призванию, которые не променяют свой образ жизни ни на какой другой и точно также есть больные по призванию, профессиональные больные, так сказать, научившиеся извлекать выгоду из своего несчастья, что их в общем-то вполне устраивает. Человек, как известно, ко всему привыкает и далеко не все хотят каких либо перемен, обременяющих необходимостью шевелиться, принимать решения. Не исключено, что паралитик, к которому обратился Иисус, был именно из таких. .
Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
Когда прихожу – значит, не был он прикован к постели, этот расслабленный, худо-бедно, но двигался, хотя и не разу не успел за 38 лет погрузиться в забурлившую воду первым. Впрочем, сама такая возможность, видимо, выпадала ему не так уж часто. Но опять же вопрос: насколько сильно он хотел избавиться от своего недуга, поразившего его, как выяснится позже, за грехи? Почему не нашлось никого, кто бы ему помог? Только ли здесь дело в черствости толпившихся вокруг бассейна иудеев и эллинов, стремившихся нырнуть первыми, предоставляя своей собственной горькой участи калек и всех менее удачливых, чем они, успевавшие ухватить предназначавшуюся лишь для самых проворных благодать исцеления? Маловероятно, что у собеседника Иисуса не было ни родственников, ни друзей, ни приятелей из здоровых или не слишком разбитых болезнью посетителей купальни, что за 38 лет не появилось ни одного человека, который бы ему помог. Хотя, если вспомнить, что не было никакого графика схождения Ангела, что появлялся Он внезапно, может быть, раз в год, а может и реже…
Как бы то ни было, Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Евангелист не упоминает ни о словах благодарности, ни об особенной радости вдруг исцелившегося после почти сорока лет ожидания: встал, взял постель свою и пошел. Не пал к ногам со слезами, не поинтересовался, кто Он, этот чудотворец, этот Человек, Которого он наконец-то дождался…
Было же это в день субботний. – продолжает Иоанн – Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Я, мол, тут не при чем. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Итак, выздоровевший паралитик и Иисус, после происшедшего чуда пошли, похоже, каждый в свою сторону. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
На этом заканчивается отрывок, а следующий стих звучит так: И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Итак, донос исцеленного стал причиной смертельной ненависти и гонений: бывший паралитик «сдал» Того, Кто поднял его на ноги. И потому как-то нет уверенности, что он, однажды наказанный за грехи, не будет грешить впредь, отнесется к предупреждению Иисуса всерьез. Впрочем, виноват ли в этом выздоровевший? Немало зависит от того, как он рассказал иудеям (здесь, судя по всему, близким к Храму и/или к враждебным к Иисусу фарисейским кругам).
Лопухин, например, в своем комментарии полагает, «что тот объявил о Христе в радости и простоте сердца, думая, что иудеи поспешат признать во Христе истинного пророка», но для такого прекраснодушия, на мой взгляд, текст не дает оснований. И, похоже, рассказ об исцелении слепорожденного, что будет читаться на Литургии через воскресение, как и рассказ о самарянке в следующее (заметим, кстати, что все три связаны с водой, имеющим столь большое значение для Иоанна) соотносятся с приведенным здесь по принципу контраста. Все они кроме буквального имеют еще и глубокий символический смысл, что отличает Иоанна от трех других евангелистов. К нему мы и обратимся.
Вернемся к воде. Здесь речь идет о прудах, в главе о самарянке о колодце Иакова, в случае слепца о еще одной иерусалимской купальне – Силоам, что значит: «посланный», здесь – посланный Иисусом слепец, что, умывшись, делается зрячим. Во всех трех случаях мы видим, что встреча с Иисусом существенно меняет жизнь тех, с кем Он говорит, но эти изменения, которые можно также называть исцелениями, различны. Первый эпизод: исцеляется тело расслабленного, но у нас нет оснований говорить о какой-то благой перемене в его душе даже после того, как Иисус говорит с ним, уже твердо стоящим на ногах, в Храме. Разговор с Самарянкой, о котором речь пойдет в следующей передаче, меняет именно душу, а вместе с ней и жизнь этой не отличавшейся, скажем так, строгим поведением женщины – здесь «болезнь» только нравственная, не физическая, именно она и врачуется Иисусом. Наконец, третья история, что также станет отдельной темой моей беседы: исцеление и физическое, и духовное. Теперь посмотрим, как соотносится со всем этим вода. синонимичная для Иоанна Духу, действующему через Иисуса – Утешителю, как именует Его Иисус в четвертом Евангелии.
В рассказе о расслабленном не Ангел, сходящий временами в купель, а Иисус ставит на ноги паралитика, из чего следует вывод: встреча с Иисусом «эффективней», так сказать, редкого чуда, которого ждут как иудеи, так и язычники, чуда случающегося редко и действующего по случаю, ни о чем не спрашивая того, кто первым окажется в воде бассейна – «объекте» этой неведомой силы. Одни уповают на Господа воинств, посылающего иногда одного из Своих воинов, другие – на Асклепия-Эскулапа, т.е. на «силы природы», и редкие счастливчики, оказавшись более ловкими, чем другие (чем лузеры, как сказали бы сегодня) действительно вылечиваются от своей хвори. Здесь все зависит от случая и собственной расторопности, вода купели – не живая вода, не вода, скачущая в жизнь вечную, а вода лишь изредка оживляемая каким-то непостижимым, чудесным образом. Личностного контакта между неведомой высшей силой и человеком здесь нет, или, во всяком случае, он не очевиден. Вода здесь – естественная стихия, природа, материя, «заряжаемая» некой положительной энергией, чье действие исчерпывается первым входящим в воду по возмущению воды. Это – символ естественной мудрости, свойственной всем, лишь эпизодически и на краткий миг посещаемой Ангелом.
Колодец Иакова, возле которого Христос говорит с Самарянкой самим своим отсылом к патриарху, вырывшему этот колодец – это мудрость подзаконная, единая как для иудеев, так и для самарян, черпающих из того же колодца Пятикнижия Моисеева, но живущих в духовном плане распутно, блудящих от Бога Израилева, заблудившихся, заблудших. Явление Мессии исправляет этих несчастных, более того: меняющая мужей еретичка оказывается первой, кому Иисус открывается как Мессия, первой, кто несет весть о Нем как о Том, кого ждут, кто объяснит все. И это явление делает ненужным ежедневное хождение к колодцу Иакова, обращение к Торе как единственному источнику, утоляющему жажду – теперь ее утоляет Сам Мессия, Сын Божий.
И последнее чудо: исцеление слепого посредством смывания в купальне Посланный брения – земли и слюны Иисуса, что напоминает о сотворении человека из глины, т.е. смеси воды и земли. Иисус буквально творит здесь новое зрение – тоже исключительно важный для Иоанна образ – а вместе с ним и нового человека, который будучи послан Иисусом к купальне Посланный, т.е. исполняя Его волю прозревает и бесстрашно исповедует Его перед иудейскими властями. Итак, вода как естественная мудрость, как мудрость, данная Богом, но лишь до того времени, как придет Мессия и вода, к которой отсылает Сам Мессия, чтобы слепые стали зрячи – вода Духа, преображающего и материю и человеческий дух, обновляющая все творение, сообщая ему жизнь вечную.
Именно это делает Иисус в субботу, будучи ее господином, а не рабом. Он живет во времени нового творения, где времени больше не будет, как скажет Иоанн в Апокалипсисе, где Бог будет все во всем, как скажет Павел – вечном времени, ни понять, ни принять которое не способны Его гонители. Они потому и гонят Иисуса, потому и ищут убить Его, что, как скажет Он в том же четвертом Евангелии, слово Его не вмещается в них. Они принадлежат целиком и полностью старому эону, руководствуясь мудростью, чье время прошло, данной лишь на время до прихода Мессии – воплощенной Мудрости, или, по-гречески, Логоса, или, по-русски, Слова, Которое было в начале, Которое было у Бога, Которое было Бог и через Которое все начало быть, что начало быть. И дальше Иоанн скажет с горечью об этом Свете: в мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим и свои Его не приняли. Почему? Потому что Его действия, как им казалось, самым вызывающим образом нарушали данный Богом закон, за что согласно тому же закону, данному Богом, полагалась смертная казнь: побивание камнями. Что же отвечает Иисус на обвинение в нарушении субботы, проявившемся в том, что он сказал поднятому им на ноги паралитику взять свой тюфяк и идти с ним домой? Отец Мой доныне делает и Я делаю. Через Своего Сына Бог творит новый мир, прежний закон меняется с того момента как из слова, начертанного на скрижалях, а затем на пергаменте, становится Человеком – не буквой, но Духом: самой Жизнью. Жизнью Слова, ставшего плотью и жизнью всех, кто позволит жить в себе этому Слову. Не расслабляйтесь. Христос воскресе!