Не многим знаком святой мученик Маврикий. Это христианин, темнокожий воин из Фив. Он возглавлял легион мучеников и вместе со своими товарищами по оружию принял смерть за имя Христово в четвертом веке.
Это была одна из тех историй, которые постепенно ломали скепсис и цинизм позднего язычества. Воинов было шесть тысяч шестьсот человек. Это был знаменитый Фивейский легион воинов-мучеников, воспетых кистью Эль Греко.
Казнь их была в Трире, на месте, когда-то называемым Марсовым полем. Мы с нашей группой паломников поклонились их мощам, и теперь направлялись в Париж.
Мы стремительно врывались в столицу Прекрасной Франции через северную часть города. С этой группой почти все было так же, как и со всеми. Скучая в продолжающейся пробке, паломники неторопливо наблюдали уличную жизнь чернокожих, населяющих окраины Парижа.
Многие были слегка разочарованы, многие, не скрывая ужаса, тихо ворчали: «Просто Гарлем какой-то!»
Все было, как обычно, кроме одного. Наша группа катастрофически опаздывала к самой главной Встрече! Встрече со святыней, ставшей свидетельницей страданий Господа – Терновым Венцом.
Стрелки часов давно миновали три часа. В соборе уже ударил колокол. Так происходит всегда в этот день – пятницу, в три часа дня. Это время, когда Господь умер на Кресте, и разодралась завеса иудейского храма.
В этот час в Notre Dame рыцари Гроба Господня, торжественно выносят Терновый венец всем молящимся. Это святыня Страстей Спасителя.
Венец – это скорбный и радостный свидетель мучений, смерти и Воскресения Господа. Встреча с ним – не просто молитва или даже чудеса. Это глубокое сопереживание Евангельских событий.
Кто из нас не думал о том, как было бы, если бы мы были там, у Креста в то время? Как повели бы себя? Что чувствовали? Молитва у Венца дарит это переживание Встречи. Пережить это приезжают тысячи христиан со всего мира.
Только здесь мы понимаем, какие же мы все разные. Здесь, в соборе Парижской Божией Матери, можно увидеть всех вместе: христиан из Индии, темнокожих коптов с татуировками Креста на руках и на челе, множество западных христиан и, конечно же, православных. В эту пятницу все были уже там. Кроме нас.
Мы пробивались через пробки. Вот уже четыре. Идет молебен. А мы лишь проезжаем площадь Бастилии и видим из окна символ парижской свободы – колонну и место, где все – и женщины, и дети – разбирали руками ненавистные стены старой тюрьмы.
Снова стоим. Половина пятого. Медленно, но двигаемся дальше. Вот впереди уже знакомые каждому очертания Notre Dam, но снова пробка, и нам даже не хочется смотреть на прекрасный вид из окна.
Все напряженно молятся, понимая, что То, ради чего ехали, преодолевая тысячи километров, может так и остаться за пределами мечтаний.
Вот уже и пять часов. Останавливаемся и просто бежим в собор. Вбегаем, спешно перекрестившись при входе, и видим, что все закончилось. В храме – запах ладана и медленно уходящие люди. Венец унесли.
Венец выносят в первую пятницу каждого месяца. Только на молебен и поклонение. Потом уносят в ризницу, кладут в ковчег и опечатывают. Открыть ковчег снова не так просто, необходимо собрание рыцарей Гроба Господня. Не менее трех. Таков протокол. Никому и никогда не открывают эту святыню в другое время.
А у меня за спиной сорок душ, все плачут и молятся… Что делать?
В нашей группе была монахиня, родом из Франции. Она родилась в Париже. Ее родители покинули Россию сразу после Октябрьского переворота, вскоре умерли. Она росла с сестрой. От юности прилепилась к Церкви. Приняла постриг. Долго подвизалась на Святой Земле. Потом Господь привел ее в Киев, откуда и прибыла она с нашей паломнической группой в любимый и родной город.
Я как-то сразу почувствовала, что помощь придет от нее. Французский был ее вторым родным языком, поэтому уповая на милость Господа, знания французского матушки Феодосии и молитвы двух отцов, сопровождающих группу, мы направились в «недра» собора.
За спиной слышалось пение сорока паломников. Пели «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» тихо и жалостливо…
Поворачиваться было откровенно страшно, и мы, не оглядываясь, пошли. Отцы впереди, мы с матушкой следом. Делегация выглядела солидно.
Нас встретил улыбающейся падре. Он сказал, что ему очень жаль, но правила есть правила, и вернуть Венец на поклонение молящимся будет возможно только через месяц. Пение за спиной стало громче, послышалось чье-то всхлипывание.
В этот критический момент к нам вышел темнокожий священник, широко улыбаясь, он смотрел сквозь всех на матушку! Она тоже его узнала. Они обнялись и стали о чем-то оживленно говорить на французском. «Он постарается помочь!» – сказала она через минуту.
Священник оказался ее знакомым. Матушка Феодосия – золотошвейка и когда-то, много лет назад, постигая это мастерство, она часто посещала сокровищницу Notre Dam, срисовывая замысловатые узоры средневековых облачений. Это была кропотливая работа. Темнокожий служитель собора заметил ее старания и сделал ей копии рисунков.
Это было давно. А теперь он, появившись внезапно, ушел творить чудо для нашей группы. Мы ждали его как благого вестника!
Он вернулся через десять минут. Улыбался белыми зубами. Нам разрешили! А дальше все было как во сне! Нашу немаленькую группу повели узкими коридорами, и мы оказались в небольшой комнате с круглым столом, в центре которого лежал Терновый Венец Господа! Тот самый!
Священники трепетно взяли Его в руки. Начался молебен.
Я не помню такой молитвы у Венца! Это была соборная, выстраданная всеми молитва.
Все было неспешно. Все приложились, а потом с разрешения темнокожего брата во Христе сделали групповую фотографию у Венца! Мы работаем десять лет. Но такое фото, как и такая группа – одно. Больше фотографировать не разрешают, и не разрешат, наверное, никогда.
С тех пор прошло много лет. Мы сняли фильмы «Неизвестная Европа», среди них есть фильм о Терновом Венце Господа – «Сердце Парижа». Ведь эта святыня – сакральный фундамент, на котором стоит этот большой, шумный, порой невозможный и такой прекрасный город!
Я люблю Париж, не потому, а вопреки. Парижане часто говорят: «нас качает, а мы не тонем». А на холме Мучеников (Montmartre), где был казнен первый епископ города – святой Дионисий, можно увидеть изображение лодочки – Сите.
Мне кажется, что у этой лодочки надежный Кормчий! И Он ведет ее сквозь бури революций, отрицаний и неверия. Господь не оставит этот удивительный город и этот бунтующий, веселый и смелый народ. Ведь Он подарил ему такую Святыню.
Венец привез в город лучший из королей, которому даже французский народ не дал обидного прозвища «горбатый», «злой» или «ленивый». Он вошел в анналы французской истории как Людовик Святой.
Говорят, именно встречая Венец, в простой рубахе, сняв все королевские регалии, король впервые встретил своего будущего духовника – простого монаха по имени Робер де Сорбонн… Сейчас мы знаем университет, носящий его имя. Сорбонн основал его, и первый факультет был посвящен важнейшей из наук – Богословию.
Париж! Каждую первую пятницу сюда стекаются христиане. Такие разные: черные, белые, иногда даже желтые. И пусть на молебне у Венца нас не смущают непокрытые главы гречанок или татуировки креста на руках смуглых собратьев святого мученика Маврикия.
Не все из нас, прибывших из далекой России, знают, что в период османской оккупации Греции, когда мусульманки кутались в хиджаб, гречанки, вопреки этому, открывали свои волосы, исповедуя таким образом свою веру во Христа.
А копты-христиане живут в постоянном режиме исповедничества и мученичества среди мусульманского мира.
Был в их истории такой период, когда в христианских семьях казнили родителей, а детей отдавали в мусульманские семьи на воспитание. Родители-христиане, зная перспективу мученичества, делали татуировки креста на теле своих детей. Татуировка ведь не смывается. Они верили, что и вера во Христа останется в их детях навсегда.
В тот день нам почему-то показалось, что святой мученик Маврикий молился о нашей группе и о том, чтобы мы, православные не боялись разного: выражения веры, цвета кожи, мыслей. Ведь есть главное, то что над…
У меня в архиве есть удивительное фото. На нем группа православных паломников. Священники держат Терновый венец Господа в руках. А сбоку скромно стоит тот самый темнокожий католический священник, через которого Господь явил всем нам чудо любви во Христе.
Фото автора. Также использованы фотографии Анатолия Данилова и Анны Даниловой
Информационный телефон по вопросам паломничества к Терновому Венцу Господа: 8 926 947 01 12. Больше информации вы найдете на сайте православного прихода во имя Сорока Мучеников Севастийских в городе Трире.
Читайте также:
- Почему в «бездуховной» Европе есть города, где не делают аборты
- Рождественское чудо в Париже
- Как православные Европы готовятся к Рождеству
- Хитон Господень в Трире