В это время, то есть в год от Воплощения Господня 605, блаженный папа Григорий, находившийся в великой славе на престоле Римской апостольской Церкви в течение тринадцати лет, шести месяцев и десяти дней, умер и перешел к Престолу Царства Небесного. Нам приличествует более пространно рассказать о нем в нашей “Церковной Истории”, ибо своими неусыпными трудами он обратил наш народ, то есть народ англов, от власти сатаны к вере Христовой, и мы можем и должны по справедливости называть его нашим апостолом. Ибо, как только он стал править понтификатом всего мира и был поставлен над Церквями, давно уже обращенными к истинной вере, он сделал наш народ, до того времени поклонявшийся идолам, Церковью Христовой, так что мы можем применить к нему слова Апостола, а именно: если для других он не Апостол, то для нас он Апостол, ибо печать его апостольства — мы в Господе(ср. 1 Кор 9:2).
Святой Григорий был родом римлянин; отца его звали Гордианом1. Он происходил от предков не только знатных, но и благочестивых2. Так, Феликс3, некогда епископ этого же апостольского престола, муж великой славы о Христе в Церкви, был его прапрадедом. Но и сам святой Григорий не менее преданно, чем его родители и родственники, поддерживал высоту веры. То высокое положение, которое, как казалось мирским людям, он занимал, с помощью Божественной благодати он полностью обратил к обретению славы Небесных почестей. Ибо, внезапно оставив мир, он устремился в монастырь, где стал вести жизнь столь совершенную и благодатную, что, как он позже свидетельствовал со слезами, душа его оставила далеко внизу все бренное4, поднялась над всем преходящим, не имела обыкновения помышлять о чем-либо, кроме Небесного, что, будучи еще удерживаема телом, она покидала узилище плоти в богосозерцании, что самую смерть, которая почти для всех является наказанием, душа его любила, словно вход в Жизнь <вечную> и награду за труд. Святой Григорий имел привычку это рассказывать о себе, не хвалясь преуспеянием в добродетелях, но скорее оплакивая ущерб, который, как ему казалось, он нанес себе по причине пастырского попечения. Так, однажды, разговаривая наедине со своим диаконом Петром, он перечислял прежние добродетели своей души и внезапно, опечаленный, добавил: “А ныне по причине пастырского служения мне приходится терпеть дела мирских людей; оставив славную красоту моего безмолвия, я оскверняюсь пылью земных деяний, и, когда ради снисхождения ко многим, я расточаю себя на внешнее, — после, устремляясь ко внутреннему, я, без сомнения, возвращаюсь к нему поврежденным. И так я обдумываю то, что претерпеваю, обдумываю и то, от чего отказался; и когда постигаю то, что потерял, моя ноша становится тяжелее”5.
Святой муж говорил это по усердию великого смирения, но нам приличествует верить, что он не утратил ничего из монашеского совершенства по причине пастырских забот; более того, в трудах обращения многих <ко Христу> он, конечно, стяжал большее совершенство, чем то, которого он некогда достиг в собственном безмолвном житии; ведь, неся служение предстоятеля Церкви, святой Григорий позаботился сделать свой дом монастырем6; когда он впервые был отозван из монастыря, поставлен на служение алтарю и послан от апостольского престола в Константинополь7 как апокрисиарий8, он не оставил своего стремления к небесной жизни, обитая в земном дворце. Ибо некие из братии его монастыря9, последовавшие за ним ради братской любви в Царствующий град, служили ему защитой в соблюдении <монашеского> правила для того, чтобы их пример, как он сам писал, всегда удерживал его, словно якорный канат, у мирного берега молитвы, когда он колебался под непрерывным напором мирских дел; и он ежедневно укреплял свой ум, взволнованный мирскими деяниями10, в беседах с ними об усердном чтении <Священного Писания>11. И их сообществом он не только был защищен от земных нападений, но все больше и больше побуждался к упражнениям небесной жизни. Ибо собратия12 убедили его изъяснить в таинственном толковании книгу блаженного Иова, исполненную великих неясностей; и он не смог отказаться от труда, возложенного на него братской любовью, ради будущей пользы многих; он основательно изложил в тридцати пяти книгах по достойному удивления плану, как следует понимать книгу Иова в буквальном смысле, как она относится ко Христу и церковным Таинствам, и записал это так, как это должно быть приспособлено для <понимания> каждого из верных. Святой Григорий положил начало этому труду еще в Царствующем граде, будучи апокрисиарием, а завершил его, сделавшись предстоятелем Римской Церкви. Когда святой Григорий еще пребывал в Царствующем граде, он с помощью благодати кафолической истины уничтожил зарождавшуюся там новую ересь о нашем воскресении в самом ее начале, когда она только возникла. Евтихий13, <архи>епископ этого же града, учил, что наше тело в славе воскресения будет неосязаемо, тоньше воздуха и ветра; услышав это, святой Григорий с очевидностью доказал здравым рассуждением и примером Господня Воскресения, что это учение во всех смыслах противоречит православной вере. Кафолическая14 вера учит, что наше тело, вознесенное в славе бессмертия, утончается под воздействием духовной силы, но остается осязаемым по действительности природы, по примеру Господней плоти, о каковой по воскресении из мертвых Сам Господь сказал ученикам: осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк 24:39). В этом утверждении веры досточтимый папа Григорий при помощи благочестивейшего императора Тиверия Константина15 настолько сосредоточил все усилия в трудах против зарождающейся новой ереси и сокрушил ее, что после этого не было найдено никого, кто бы стал ее возобновителем.
Святой Григорий также составил другую замечательную книгу, которая называется “Пастырское попечение”16. В ней он ясно показал, какие мужи призываются на управление Церковью, какую жизнь они должны вести, как они должны наставлять слушающих, разделяя их на разные чины, сколь глубоко они должны каждый день обдумывать свою собственную немощь. Он составил также гомилии на Евангелие17, числом сорок, которые разделил поровну на две книги. Святой Григорий составил также четыре книги “Собеседований”18, в которых он по просьбе своего диакона Петра собрал рассказы о подвигах святых, о ком он мог узнать или услышать как о славнейших в Италии. Он собрал их как образец жизни для потомков, чтобы наставлять их, как и в книгах толкований, над какими добродетелями должно трудиться; так, описав чудеса святых, святой Григорий еще показал, какова слава их подвигов. Также святой Григорий показал в двадцати двух гомилиях на первую и последнюю части книги пророка Иезекииля19, кажущиеся неясными, сколь великую ясность они имеют внутри. Нельзя не упомянуть и “Книгу ответов”20, которую святой Григорий написал на вопросы святого Августина, первого епископа народа англов, о чем мы сказали прежде, включив эту самую книгу целиком в нашу “Историю”, а также полезнейшую “Книгу Синода”21 о важнейших делах Церкви, составленную святым Григорием вместе с епископами Италии, и письма некоторым близким людям22. Более всего удивительно то, как он мог создать многочисленные и пространные сочинения, ибо почти все время, начиная с его юности, он, по его собственным словам, терпел мучения от частых болей во внутренностях и каждое мгновение дня испытывал утомление по причине ослабления желудка и задыхался от небольшой, но постоянной лихорадки23. И вот среди этого, когда он со вниманием вдумывался в то, чему свидетель — Священное Писание: Господь <…> бьет <…> всякого сына, которогопринимает (Евр 12:6), — чем более жестоко беды настоящего времени угнетали его, тем более верно его укрепляло чаяние вечности.
Это сказано о его бессмертном духе, который не могло подавить даже столь великое страдание плоти. Ибо иные предстоятели трудились, строя церкви и украшая их золотом и серебром; сей же посвятил себя стяжанию душ. Сколько бы денег не имел святой Григорий, он усердно стремился потратить их, раздавая нищим, чтобы правда его пребывала во веки и рог его вознесся бы во славе (ср. Пс 111:9), так что поистине он мог сказать словами блаженного Иова: Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня, потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное (Иов 29:11–17). И немного спустя: Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы? Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота? Ибо с детства он рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей я руководил вдову (Иов 31:16–18).
К трудам благочестия и праведности папы Григория относится еще и то, что он сделал наш народ причастником вечной свободы при помощи проповедников, которых он сюда направил, избавив нас от зубов вечного врага; сорадуясь вере и спасению нашего народа и возвеличивая его достойной хвалой, он говорил в толкованиях на книгу блаженного Иова: “Се, уста Британии, которые не знали ничего другого, кроме свирепого скрежета зубов, уже давно в божественных хвалах Ветхого Израиля начали произносить аллилуйа. Се, океан, некогда надменный, ныне же подчинившийся, служит стопам святых, и его неукротимые движения, которые земные владыки не могли обуздать мечом, уста пастырей сковывают простыми словами силой страха Божия; и тот кто, будучи неверным, совсем не страшился во время битвы вражеских полчищ, теперь, уже став верным, боится слов смиренных людей. Ибо когда такой человек воспринял небесные слова и стал свидетелем чудес, он исполнился благодати богопознания; страх Божий обуздывает его, чтобы он страшился делать дурное и всей силой желаний жаждал достигнуть благодатной вечности”24. Этими словами блаженный Григорий также свидетельствует о том, что святой Августин25 и его спутники привели народ англов к признанию Истины не одной лишь словесной проповедью, но и явлением небесных знамений.
Среди прочего блаженный папа Григорий постановил, чтобы в церквях святых апостолов Петра и Павла отправлялись богослужения над их мощами, и в сам чин богослужения добавил еще три прошения, полные величайшего совершенства: “дни наши устрой в мире Твоем, и благоволи избавить нас от вечного осуждения и сопричислить к стаду избранных Твоих”26.
Святой Григорий правил церковью во времена императоров Маврикия и Фоки27. Во второй год правления того же Фоки, перейдя из сей жизни, он преселился в Жизнь истинную, которая на небесах. Он погребен плотью в церкви блаженного апостола Петра перед святилищем в четвертый день до мартовских ид28; в этой же самой плоти он воскреснет во славе вместе с прочими пастырями Святой Церкви. На его гробнице написана эпитафия такого рода:
Ныне прими, о земля, плоть, что частью была твоей плоти,
Животворящему ты Богу ее возвратишь.
Дух устремился к звездам, так что смерти законы бессильны,
К истинной жизни теперь стала дорогой она.
В этой гробнице лежит предстоятеля высшего тело,
Сам он повсюду живет в добрых деяньях своих:
Голод трапезой смирил, победил он одеждою стужу,
Речью святой защитил души людей от врага.
То, чему словом учил, исполнял он немедленно делом,
Сами поступки его — людям безмолвный урок.
Он ко Христу обратил отдаленные области англов,
Многим спасения путь Вестью Благой указал.
Труд сей, заботу сию, попеченье о стаде ты принял,
Господу чтоб предложить прибыль словесных овец.
Ты, сотаинник Христов, вечно радуйся этим победам,
Богом увенчан за труд, в славе ликуй без конца29.
Не должно обойти молчанием предание о святом Григории, которое донесено до нас устами наших предков. Оно повествует о том, что побудило святого Григория столь усердно заботиться о спасении нашего народа. Говорят, что однажды в Рим прибыли купцы и привезли на Форум30 немало разных товаров. Множество людей стекалось туда за покупками; вместе с другими пришел и сам святой Григорий. Среди прочего он увидел мальчиков-рабов, выставленных на продажу, светлых телом, прекрасных лицом, с красивыми волосами. Взглянув на них, святой Григорий попросил, чтобы ему сказали, из какой области или земли они были привезены. Ответ был, что с острова Британия, жители которого таковы видом. Он снова спросил, христиане ли островитяне или до сего времени пребывают в путах языческих заблуждений. Ему сказали, что они язычники. И тот, испустив тяжкий вздох из глубины души, произнес: “Увы, как печально, что людьми со столь светлым лицом обладает творец мрака, и столь благодатная внешность скрывает в себе дух, лишенный внутренней благодати!”. Итак, святой Григорий снова спросил, каково было имя их народа. Ему ответили, что они называются англами. И он говорит: “Хорошо, ибо они имеют ангельские лица, и таковым приличествует быть сонаследниками ангелов на небесах. Как называется сама область, из которой они привезены?”. Ему ответили, что жители этой области называются деиры31. И он говорит: «Хорошо, “деиры” значит “от гнева Божия избавленные и к милосердию Христову призванные”. Как зовется правитель этой области?». Ему ответили, что он звался Аэлле32. И святой Григорий, намекая на имя <правителя>, говорит: “Аллилуйа подобает в тех краях петь хвалу Богу Творцу”. И, отправившись к первосвященнику Римского апостольского престола (ибо сам он еще не был сделан первосвященником), святой Григорий попросил, чтобы тот послал к народу англов в Британию каких-нибудь служителей Слова, при помощи которых этот народ обратился бы ко Христу; он сказал, что сам готов исполнить этот труд, если, однако, апостолическому папе угодно, чтобы это совершилось. В то время святой Григорий не смог сделать этого; так как даже если бы первосвященник и пожелал разрешить ему то, о чем он просил, граждане Рима не могли позволить, чтобы святой Григорий отлучился из города на столь долгое время. Вскоре, когда святой Григорий сам был избран на служение первосвященника, он исполнил то, чего так долго желал, послав <в Британию> других проповедников; при этом помогая своими увещаниями и молитвами их проповеди, чтобы она принесла плоды. Так, в соответствии с устным преданием, которое мы восприняли от древних, мы сочли уместным включить <этот рассказ> в нашу “Церковную Историю”.
Житие святого Григория Великого** Церковная история англов. Кн. II. Гл. 1.
**Перевод выполнен по изданию: Bede’s Ecclesiastical Histоry of the English People / Ed. B. Colgrave and R. A. B. Mynors. Oxford, 1969. P. 122–134.Более позднее житие святителя Григория Великого, составленное преподобным Симеоном Метафрастом, см.: Альфа и Омега. 1997. № 1(12). С. 189–195.
1Имя матери святителя Григория — Сильвия — было упомянуто в анонимном житии святого, составленном около 700 года в древнеанглийском монастыре Уитби.
2Святитель Григорий Великий принадлежал к старинному патрицианскому роду Анициев и Манлиев. Этот род дал Риму двух императоров — Петрония Максима (455) и Олибрия (472), пап святого Феликса III (483–492) и святого Агапита (535–536), философа и богослова Боэция (480–524/5). Три родные тетки святителя Григория стали монахинями. Отец его, Гордиан, был сенатором, но кончил свои дни в сане диакона. Благочестие матери Святителя Сильвии было также хорошо известно. На портрете, заказанном самим святителем Григорием, она держит в левой руке открытую Псалтирь, а пальцы ее правой руки сложены в крестное знамение. Прославлена Церковью, память 12/25 марта.
3Святитель Феликс III, папа Римский (483–492), прославился своей активной борьбой с монофизитами. Он твердо стоял на православных позициях в вопросе присоединения монофизитов к Православию. При поддержке константинопольского патриарха Акакия император Зенон составил “Генотикон” (482), согласительное определение, на основании которого устанавливалось общение между монофизитами и православными. Святитель Феликс осудил “Генотикон” как еретическое вероучение и отлучил от Церкви всех, кто его принял: императора, константинопольского, антиохийского и александрийского патриархов, некоторых епископов, так что общение между Востоком и Западом было прервано до 519 г.
4Слегка измененная цитата из “Собеседований” святителя Григория Великого, S. Gregorii papae Dialogorum Libri IV // PL 77, 152.
5Точная цитата из “Собеседований” святителя Григория Великого, см. Там же.
6После смерти родителей святитель Григорий основал шесть монастырей в поместьях, находившихся на о. Сицилия, а седьмой монастырь святого апостола Андрея Первозванного — в своем доме в Риме, на склоне Целийского холма (Clivus Scauri). Во всех монастырях, основанных святителем Григорием, был введен устав святого Венедикта. Сам святитель Григорий вступил в братию монастыря святого апостола Андрея под начало его первого настоятеля Валентиона простым монахом.
7…Constantinopolim… — Cоnstantinopolis — Константинополь, далее называемый urbs regia ‘царствующий град’. Ср. русское Царьград.
8…апокрисиарий… — посланник или представитель епископа при дворе императора. В его обязанности входило представлять Церковь своей провинции в столице, передавать обращения своего священноначалия императору и пересылать ему ответы императора. Если же епископ приезжал в Константинополь, апокрисиарий должен был сопровождать его ко двору. Папы и архиепископы посылали в столицу апокрисиариев, которые жили там постоянно. Так, в 579 г. папа Пелагий II (579–590) рукоположил святителя Григория в диакона и послал его в качестве апокрисиария в Константинополь (579–586). По возвращении святитель Григорий стал настоятелем монастыря святого апостола Андрея, основанного им на Целийском холме.
9Святителя Григория сопровождали монахи из монастыря святого апостола Андрея во главе с его настоятелем Максимилианом (S. Gregorii Magni. Moralia in Iob. Praefatio // PL 75,511).
10Аллюзия на Предисловие к “Нравственным толкованиям на книгу Иова”, см. Там же.
11“Нравственные толкования на книгу Иова” возникли из бесед с братией(S. Gregorii Magni. Moralia in Iob. Praefatio // PL 75,511–512).
12Одним из братий, поощрявших святителя Григория к написанию “Нравственных толкований на книгу Иова”, был святитель Леандр, будущий епископ Севильский (550–600), который в период до 584 г. жил в Константинополе как апокрисиарий и познакомился там со святителем Григорием. Сын Севериана, герцога Картахенского, старший брат святого Исидора Севильского, знаменитого богослова раннего Средневековья, святитель Леандр принял монашество в Севилье, затем был отправлен как апокрисиарий в Константинополь. По возвращении оттуда (584 г.) он был рукоположен во епископа Севильского. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с арианством, которое исповедовали визиготы, населявшие Испанию. О святителе Леандре кратко говорится в “Страдании св. мученика Ерминингельда” (пам. 1/14 ноября) (“Жития святых” святителя Димитрия Ростовского. Ноябрь. М., 1905). Святитель обратил в Православие голтского царевича Ерминингельда, за что тот был отдан на мучения по приказу своего отца. Святитель Леандр не оставлял царевича своей поддержкой и в заключении, тайно прислав к нему перед казнью православного пресвитера, приобщившего царевича Святых Тайн. Царь умирая раскаивался в убийстве старшего сына и, призвав святителя Леандра, просил его наставить в Православии его младшего сына, Рекареда. Обратившись, Рекаред привел к истинной вере всю Готскую землю (на Третьем Толедском Соборе в 589 г.). Святитель Леандр составил Правило для монахинь и ввел в богослужение пение “Символа веры”, принятое до него на Востоке. Сохранилось письмо святителя Григория к святителю Леандру с выражением радости по поводу обращения короля Рекареда (PL 77, 497), а также еще несколько писем святителю Леандру и Рекареду. Память святителя Леандра 1/14 ноября.
13Святитель Евтихий, патриарх Константинопольский (*512–†582, годы патриаршества 552–565, 577–582), родился в местечке Сион, во Фракии; начинал священническое служение в Амасийской метрополии. Как представитель епископа Амасийского был послан на V Вселенский Собор. С 550 г. был принят в кругу Юстиниана, который заметил исключительные способности будущего Святителя в богословских работах и полемике против “Трех глав”. Был избран патриархом Константинопольским после смерти патриарха Мины в 552 г. С императором Юстинианом сохранял хорошие отношения до его смерти. Согласно житию Святителя, составленному Евстратием, а также некоторым другим текстам, удаление святителя Евтихия из Константинополя последовало за его отказом принять указ Юстиниана в защиту афтартодокетизма. Однако Евагрий Схоластик ясно указывает, что удаление святителя Евтихия произошло до составления указа (в последнее время выдвигаются мнения, что такого указа вообще не было). Евстратий приводит несколько несущественных обвинений против святителя Евтихия и полагает, что император был введен в заблуждение относительно его виновности. После удаления из Константинополя Святитель жил в монастыре в Амасии. Император Юстин II снова призвал святителя Евтихия на патриаршество в 577 году. К последнему периоду жизни святителя Евтихия относится его спор со святителем Григорием, упоминающийся у Беды. Сохранились немногие из сочинений святителя Евтихия: послание папе Вигилию в материалах V Вселенского Собора, отрывки сочинения о Евхаристии. Сочинение о воскресении плоти утеряно, поэтому неясно, насколько святитель Евтихий находился под влиянием Оригена, подчеркивая разницу между воскресшей и земной плотью. Погибли также его сочинения против афтартодокетов и монофизитской вставки в “Трисвятое”: “Распныйся за ны”. Память 6/19 апреля.
14Беда, говоря о вере — fides — равно употребляет эпитеты cаtholica ‘соборная’ и orthodoxa ‘православная’.
15Тиверий II Константин (578–582), византийский император. Прославился как хороший полководец, великодушный и просвещенный правитель, терпимый в религиозном отношении.
16Составлена в 590–591 гг. Это была одна из книг, привезенных римскими миссионерами в Англию в 597 г. Книга эта была очень хорошо известна англосаксам. Ее рекомендовалось читать не только священнослужителям, но и светским правителям. При рукоположении пресвитер в одной руке держал святое Евангелие, в другой “Пастырское попечение” святителя Григория Великого. Беда знал эту книгу, использовал ее в своих сочинениях; в письме (734 г.) к своему ученику Экберту, ставшему архиепископом Йоркским, он настойчиво рекомендовал чтение “Пастырского попечения”. Это сочинение святителя Григория было одной из пяти книг, переведенных по повелению короля Альфреда Великого (849–899) на древнеанглийский язык с тем, чтобы его могли читать и те священнослужители, которые не знали латыни. В нашей традиции эта книга известна как “Пастырские наставления, или Правило пастырское”; она вышла в свет как “Правило пастырское, или о пастырском служении” (Киев, 1872). В древней Англии это произведение было известно под названием Cura pastoralis — “Пастырское попечение”, так как cura передается словами ‘забота, попечение, старание, усилие’; существует выражение cura publica ‘забота об общественном благе’.
17Произнесены в начале пребывания святителя Григория на папском престоле, позже им лично отредактированы.(См. наш перевод одной из них: Святитель Григорий Двоеслов. Гомилия вторая на Евангелие от Луки 18:31–44 // Альфа и Омега. 2001. № 2(28). С. 48–54).
18“Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души” (или “Диалоги”, 593–594). Именно благодаря этому сочинению святитель Григорий стал известен на Востоке. “Собеседования” были переведены папой Захарией (741–752) на греческий язык. По этой же книге святитель Григорий известен в греческом и славянском мире как Dialogos ‘Двоеслов’, или ‘Собеседователь’. При короле Альфреде Великом “Собеседования” были переведены на древнеанглийский язык. В последнее время “Собеседования” издавались дважды: Святитель Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. М.: Благовест, 1996; Святитель Григорий Великий, Двоеслов. Творения. М.: Паломник, 1999.
19Произнесены в 593–594 гг.
20“Книга ответов” представляет собой подробные ответы святителя Григория на вопросы святителя Августина, архиепископа Кентерберийского, о церковном устроении, рукоположении епископов и т. д.; см. нашу статью “Святитель Григорий Великий и Древняя Англия” в этом номере журнала, с. 85.
21“Книга Синода” отражает работу Римского собора 595 г.
22Сохранилось около 850 писем.
23…viscerum doloribus… ‘…от …болей во внутренностях…’, …fracta stomachi virtute… ‘по причине ослабления стомаха…’, febribus anhelabat ‘задыхался от лихорадки’, viscera ‘внутренности, внутренние органы’; stomachus — греческое заимствование (stomace‹n означает ‘иметь слабый желудок’, ‘иметь чувствительный желудок, который легко заболевает’); stomachousus ‘чувствующий тошноту’ (из совокупности значений этого слова в латыни можно представить, какое физическое состояние каждый день преодолевал Святитель); febris ‘лихорадка’ (S. Gregorii Magni. Moralia in Iob. Praefatio // PL 75, 515).
24S. Gregorii Magni. Moralia in Iob, XXVII, 11 // PL 76, 411.
25Святитель Августин Кентерберийский.
26Святитель Григорий составлял “Сакраментарий” в самом начале своего пребывания на папском престоле (591–594). Цель Святителя состояла в том, чтобы отобрать из уже существующих молитв те, из которых можно было бы составить постоянный текст богослужения и указать в нем те места, куда необходимо было вставлять молитвы дня. Среди прочих изменений святитель Григорий упорядочил канон миссы, сделав его неизменным. Он также сделал некоторые дополнения к молитвам, например, к молитве перед освящением Святых Даров, которую упоминает Беда (Hanс igitur oblationem…): “Итак, сие приношение смирения нашего и всей Церкви Твоей молим (Тебя), Господи, милостиво прими, и дни наши устрой в мире Твоем, и благоволи избавить нас от вечного осуждения и сопричислить к стаду избранных Твоих, через Христа Господа нашего” (цит. по: Чинопоследование литургии по сакраментарию папы Григория Великого // Собрание древних Литургий, восточных и западных в переводе на русский язык. Вып. 5. М., 1999. С. 87). По общему преданию Восточных Церквей, святитель Григорий является составителем Литургии Преждеосвященных Даров.
27Император Маврикий (582–602), зять Тиверия II Константина; полководец, выдвинувшийся в войнах против персов, одерживавший над ними блестящие победы; честный, образованный, простой в быту, умевший выбирать соратников. Завершил войну с персами, начатую его тестем, так что Хосров II признал свою зависимость от Константинополя. Вызывал недовольство армии реформами и желанием уменьшить расходы на содержание войска. Недовольство переросло в мятеж, в результате которого Маврикий и его семья были убиты. Императором был избран сотник Фока (602–610). После смерти Маврикия персидская война началась снова. Святитель Григорий, однако, приветствовал воцарение Фоки, может быть, потому, что тот, в отличие от Тиверия и Маврикия, был более непримирим к врагам Православия.
2812/25 марта.
29Эта эпитафия, возможно, происходит из раннего сборника эпитафий римским папам, составленного неким англосаксонским паломником, побывавшим в Риме. Есть свидетельства, что подобные сборники существовали в древней Англии.
30Еще в античности на Форуме находились лавки торговцев.
31Игра слов: деиры — deiri созвучно лат. De ira… ‘от гнева…’.
32Согласно “Англоcаксонской хронике”, Аэлле был первым королем области Деира. Он начал править в 560 г.