Доцент КДА о том, чем может быть полезен Церкви известный критик христианства
— Умберто Эко большинству читателей известен как автор интеллектуальной прозы, прежде всего благодаря таким своим романам, как «Имя розы», «Маятник Фуко» и др. В студенческой среде, в том числе и у учащихся духовной школы, Эко популярен благодаря своей книжке «Как написать дипломную работу», в которой много дельных советов по методам выбора темы, работе с источниками и т.п.
Однако Эко не только писатель, педагог и научный руководитель, но и крупный историк средневековый мысли, культуролог, философ и… критик христианства. Вряд ли его взгляды можно охарактеризовать как атеистические, он скорее агностик. Но что это меняет в случае с Эко?
Мы привыкли, что критика христианства со стороны атеистов всегда (или почти всегда) агрессивна. Многие из популярных новоатеистов имеют самые поверхностные представления о христианском вероучении, не говоря уже о тонкостях конфессиональных различий. Их аргументация определенно строится в ключе иронии, а иногда пародии. Подобный стиль может привлекать, казаться острым, сокрушительным, но по большому счету не имеет ничего общего с серьезной интеллектуальной дискуссией.
Умберто Эко — автор совершенно другого уровня. Его знакомство с христианской традицией изнутри (в одном из сочинений он упоминает, что считал себя практикующим христианином вплоть до 20 с лишним лет), глубокое знание средневековой европейской (и не только) культуры и просто живой ум позволяют ему быть не только увлекательным романистом или лектором, но и интересным оппонентом.
Наверное, самая известная дискуссия Эко по некоторым вопросам христианского вероучения — это его газетная переписка с кардиналом Карло Мартини, издания в виде брошюры «Диалог о вере и неверии». Она переведена на многие языки, в том числе и русский. Из текста видно, что Эко уважительно относится к христианству как культурообразущей религии многих народов, так что аргументов в духе «христианство породило инквизицию, которая тормозила своими кострами развитие науки и искусства» там не встретишь.
Эко слишком хороший знаток истории и культуры средневековья, чтобы повторять подобные клише, давно уже отвергнутые даже в общих работах по истории философии (см., например, характеристику эпохи возрождения и, в частности, Джордано Бруно в итальянском учебнике Джованни Реале, Дарио Антисери «Западная философия от истоков до наших дней» и у А.Ф. Лосева «Эстетика Возрождения»), но все еще популярные у некоторых антихристианских авторов.
Эко пытается выстроить свою аргументацию по принципу: есть вот такое-то утверждение в христианском вероучении, которое когда-то было важным и необходимым, и как таковое оно является культурной ценностью, но на современном этапе уже стало не нужным, так как не несет положительных последствий. И, кроме того, человечество, в том числе и сами христиане, созрели, чтобы понять, что ряд этих положений не доказуемы с позиций богословия, а есть лишь часть сложившейся практики. Умберто Эко относит к ним положение женщины в Церкви, вопрос о статусе человеческого эмбриона (письмо «Когда начинается человеческая жизнь?») и др.
Нужен ли верующим этот текст Эко и другие, где может встретиться критика христианской традиции? Считаю, что нужен. Большинство христиан давно вышли за пределы знания своей веры по минимуму. Иногда по-настоящему удивляешься, какую литературу читают верующие. Конечно, все зависит и от места и конкретного прихода, но большинство прихожан киевских храмов очень неплохо ориентируются в богословской литературе. И естественно, круг их общения, нередко совсем нецерковный, предполагает, что им придется вести дискуссию и на богословские темы. И вот здесь Умберто Эко может пригодиться как пример думающего и образованного человека, имеющего определенные «претензии» к христианскому вероучению. Сочинения Эко позволяют заранее увидеть и обдумать ответы на эти вопросы.
Кроме того, мы часто не понимаем, что есть аргументы, которые нам кажутся убедительными, но на самом деле для нецерковных людей они совсем не имеют значения. Но ведь доводы, которыми мы пользуемся, должны быть действенными. Это возможно лишь при условии понимания сути и определенной силы аргументов наших оппонентов. В этом плане труды Эко как нельзя лучше подходят в качестве примера ведения интеллектуальной дискуссии на религиозную тематику.
Ну и, естественно, Эко интересно читать как романиста и культуролога. Кроме того, у него есть произведения публицистического характера, которые достаточно интересны своим содержанием с точки зрения христианского мировоззрения. Яркий пример — его труд «Не надейтесь избавиться от книг!», написанный в соавторстве с Жан-Клодом Карьером.