Светские психологи убеждают: человеку для счастья просто необходимо себя полюбить. При этом, как ни парадоксально, ссылаются на Евангелие: как ты сможешь любить ближнего, как самого себя, если к себе относишься плохо?!
Чтобы разобраться в этом, вначале мы хотели сделать двойное интервью с параллельными вопросами священнику и психологу. А потом решили задать их человеку, который совмещает оба служения, – ректору Института христианской психологии (ИХП), клирику храма святителя Николая в Новом Ваганькове на Трёх горах г. Москвы, протоиерею Андрею ЛОРГУСУ.
– Отец Андрей, разделяет ли эту точку зрения психолог-христианин? Как православные душеведы относятся к заповеди Спасителя?
– «Любовь к себе» – фраза многозначная. Вырванная из евангельского контекста, понимаемая в современном, невротическом смысле, она может извратиться до «самолюбия». Эгоистического самолюбия.
В христианском смысле каждый обладает такой ценностью, которой наделил нас Создатель: высшей тварной, то есть творческой. Человек есть образ и подобие Божие. По слову святителя Григория Богослова, он – сотворённый бог! Именно эта ценность и есть субъект любви! Иначе и быть не должно: человек не может не любить того, кого Бог наделил высшим званием и статусом во вселенной – Своим образом и Своим почётом!
Отказывающий себе в этом звании покушается на Бога, сомневаясь, что и его Господь одарил высшей ценностью. Ведь если и мне Творец даровал привилегию быть его возлюбленным сыном или дочерью, то как я смею это чадо не любить!? Нелюбовь к себе есть грех!
Согрешает всякий, кто думает о себе низко. Согрешает всякий, кто не почитает в себе образ бытия божественного, кто себя унижает, растлевает, обесчещивает, лишает вечности, позволяет себя пользовать как вещь, низводит до животного.
– Предлагаемая психологами технология с небольшими вариациями такова: простить себя (грехи, проступки настоящие и мнимые); принять таким, какой ты есть (внешность, характер, интересы и пр.); начать радовать себя (еда, одежда, удовольствия и прочее); перестать обращать внимание на окружающих; аффирмации (то есть некие установки, подобные мантрам, постоянно повторяемые утверждения, помогающие изменить образ мыслей и сформировать то будущее, к которому человек стремится). Прокомментируйте, пожалуйста, каждый из этих пунктов.
– У психологов есть разные методы и методики, технологии. С христианской точки зрения парадоксально не прощать себя, прося прощения у Бога. Кто себя не прощает, получая Господне прощение, тот ставит себя выше Его Самого! Принимая себя тем, кто ты есть, можно положить начало смирению. Апостольская заповедь «всегда радуйтесь» прямо вытекает из пасхального радования – Воскрес Христос и нас совоскрешает! Смерти нет – как тут не радоваться? Радость и удовольствия – разные вещи. Унылому духу человека надлежит, иногда, даже возвеселиться с помощью вина, чтобы не искушать себя и ближних унынием. Так поступали пророки. Это, можно сказать, психологическая тактика, простая психотерапия.
А вот фраза по поводу равнодушия к окружающим ни психологически, ни по-христиански неверна. Что касается аффирмаций, то такое самовнушение работает очень слабо, а на некоторых людей не оказывает никакого влияния. Действительная психотерапия, как краткосрочная, так и глубинная, основана на сознательных процессах, на волевых решениях и опыте проживания.
– Сколько мы видим людей самовлюблённых, в которых любовь к другим от обожания себя никак не рождается! Эгоизм – это да!..
– Самовлюблённость – результат «нелюбви» к себе, защитная реакция от невротической униженности. Самовлюблённый обеспокоен только тем, что его внутренний дом нужно всё время чем-то заполнять. Каждый день. У него нет ни сил, ни времени о других думать. Представьте себе больного, который лежит с температурой. Может ли он быть чутким к нуждам ближних? С большим трудом!
– Не является ли оборотной стороной любви к себе уныние, депрессия: я такой хороший, достоин уважения, благополучия, любви и т.д., а у меня этого нет или «маловато будет»… Где грань между любовью к себе и эгоизмом?
– Депрессия – результат подавления в себе любви, силы, энергии. А эгоизм – защитная реакция на чувство внутренней пустоты, духовной ненасыщаемости. Эгоист как бы говорит всем: «Дайте мне больше. Мне всё мало!»
– А обратное? Почему возможно видеть в себе грехи, слёзно каяться (ненавидеть в себе что-то!) и радоваться, и быть открытым людям, и любить?
– Если любить себя по-Божьему, со смирением, то можно и грех в себе ненавидеть и радоваться жизни.
– Не влияет ли любовь к себе на трезвость самооценки?
– Подлинная, то есть адекватная самооценка, в отличие от невротической, без любви к себе невозможна.
– Как относиться к примерам святых, мучеников, юродивых, которые целенаправленно истязали себя холодом, голодом, стояли на коленях в многочасовых молитвах, жили в нищенских условиях… Или это и есть та самая любовь к себе, о которой говорится в Библии? Ведь их любовь к Богу и людям не подлежит сомнению. Именно за эту любовь мы и называем их святыми…
– При том, что мы очень мало знаем о внутреннем мире подвижников, я бы сказал, что аскетический подвиг возможен у психически целого человека, а невротик на него не способен. Аскеза невротика может привести его в клинику неврозов.
– Как можно, любя себя, стремиться к христианским добродетелям (смирению, например), воздерживаться, поститься, лишать себя удовольствий, тем более подставлять другую щёку?
– Смирение – результат обретения целостного отношения к себе, любви и трезвомыслия. Только тот способен отказывать себе в удовольствиях, кто насыщен изнутри любовью.
– Как правильно ухаживать за телом – храмом души, не становясь его рабом (или рабом своих болячек)?
– А как правильно ухаживать за храмом? Чистота, порядок, потом благолепие, эстетика видимого и слышимого. Иконы и пение, позолота, резьба, архитектура. Так и человек: здоровье, опрятность, образ себя, стиль, достоинство.
– Должен ли человек любить свою внешность? Насколько позволительно её менять (косметика, одежда, пластические операции, пирсинг, татуировки…)?
– Посмотрите, что человек из себя строит, что изображает, и вы прочтёте его внутренний мир. Если кто-то стремится к уподоблению себя монстру, к эпатажу, хочет, чтобы все смотрели на него, значит ему внутри крайне плохо с собой. Вдумайтесь, татуировки – знак уголовного мира (в нашей цивилизации). Эстетика стиля – следствие отношения к себе. Любящему себя человеку пугать других не нужно; он любит радовать других собой.
– Как научиться себя любить?
– Довериться свету, который внутри.