Прошедший 2—5 февраля 2013 года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви стал уже вторым (а если считать Архиерейское совещание на первую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в 2010 году, то и третьим) собранием всего епископата Русской Церкви для обсуждения насущных вопросов современной церковной жизни.
Для каждого чада Русской Православной Церкви подобное событие всегда неординарное, от него ждут важных решений, ясного формулирования церковной повестки дня. И каждый, для кого жизнь в Русской Церкви действительно имеет значение, не смог не заметить, что, как и в 2011 году, архиереи вновь собираются для того, чтобы утвердить документы, которые уже обсуждала вся Церковь.
Волей и благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был создан особый церковный орган — Межсоборное Присутствие, состоящее из архиереев, клириков и мирян для выработки проектов церковных постановлений по самым актуальным вопросам церковной жизни.
Но помимо этого формата Святейшим Патриархом и Священным Синодом инициируется общецерковное обсуждение проектов церковных документов не только в каждой епархии, благочинии и приходе, каждый пользователь Интернета, желающий внести свою лепту в созидание церковной мысли получает такую возможность.
Масштаб вовлечения духовенства и мирян в реальное обсуждение реальных церковных вопросов воистину беспрецедентный в истории Русской Церкви. Для вовлечения в этот процесс нужно соблюсти лишь несколько простых условий — благожелательность в отношении Русской Православной Церкви и настроенность на взаимоуважительный конструктивный диалог.
К сожалению, благожелательность и конструктивность есть далеко не у всех, кто причисляет себя к Русской Православной Церкви. Одной из главных «сенсаций» последних дней стала распространение (дез)информации о том, что Архиерейский Собор «окончательно похоронил церковную демократию», отменив Поместный Собор.
Любой человек, умеющий более или менее пользоваться Интернетом, сможет легко найти обновленный Устав Русской Православной Церкви и убедится, что параграф Устава о Поместном Соборе никуда не делся. Более того, если ознакомиться с его текстом, то становится понятным, что Поместный Собор продолжает сохранять за собой очень важные функции, которые отнюдь не сводятся только лишь к избранию Предстоятеля Русской Церкви и дарованию автокефалии. Чтущий да разумеет.
Разумеется, что и у подобной редакции Устава найдутся свои критики как внутри церковной ограды, так, разумеется, и за ее пределами. Люди, так или иначе причисляющие себя к Русской Православной Церкви, слишком разнородны в своем восприятии действительности, и это одна из тех причин, по которым светские образцы демократии не будут иметь конструктивного будущего в Церкви.
Безусловно, миряне должны влиять на церковные процессы, но для этого мирянин должен не просто по факту крещения считать себя принадлежащим к Православной Церкви, а, прежде всего — сохранять живую связь со своим приходом, которая заключается в участии в богослужении, регулярной исповеди и причастии, соблюдении канонов и церковных предписаний, совершении дел веры, стремлении к религиозно-нравственному совершенствованию и содействии благосостоянию прихода.
Чем больше будет в нашей Церкви мирян, желающих не только выразить свое недовольство всем и вся, но и жить в теснейшей и непосредственной связи со своим приходом, принимать участие в таинствах и делах милосердия, тем слышнее будет голос народа Божиего.
К сожалению, как и в любом другом коллективе, в церковной среде очень распространен «синдром командира» — свещница лучше батюшки знает, как править службу, клирик лучше настоятеля разбирается, как управлять приходом, священник лучше архиерея понимает, что и как нужно делать в епархии, и так далее…
Не об этом ли говорил святитель Григорий Богослов: «Овцы, не пасите пастырей и не выходите из своих пределов; для вас довольно, если вы на доброй пажити. Не судите судей, не предписывайте законов законодателям»?
А всем нам не хватает одного простого, но очень ценного качества — доверия к Церкви. Господь каждого из нас призвал и поставил там, где счел необходимым, для того, чтобы мы научились доверию и соработничеству.
Если мы не хотим жить в плену информационных мифов о Церкви, нам необходимо знать свой приход, своего священника, своего епископа. Тогда наш голос будет услышан в те дни, когда собор епископов, опираясь на Священное Писание и Предание Церкви, будет действовать в единомыслии со всем клиром и паствой.
Читайте также:
Межсоборное присутствие в блогосфере
Когда мирянка может возразить архиерею