Нежная сказка про святого Сергия
Темами своих проектов будущих анимационных фильмов первокурсники ВГИКА неожиданно выбрали Древнюю Русь и жития святых. Мы попросили рассказать их, чем продиктован такой выбор. Кроме того, работы ребят выявили несколько подходов к изображению истории средствами анимации.
Рассказывает студентка первого курса Наталья Королькова:
«Насчет «почему» – все просто: это задание по истории. У первого курса есть задание сделать краткую разработку; временные рамки – допетровская эпоха.
Тема моей работы – «Житие преподобного Сергия Радонежского».
Просто когда нахожусь в местах, которые люди зовут святыми, я что-то чувствую. И так еще с детства. Поэтому это мне интересно… А было это или не было – это уже вопрос веры – каждый решит для себя.
Пока что моя жизнь складывалась так, что доказала мне, что христианство может помочь человеку быть счастливым. Наверное, поэтому мне интересна тема и истории, и святых….
Рисунки делались по впечатлениям от книги «Хрестоматия памятников русской литературы».
Вполне возможно, все было не совсем так, а может и совсем не так. Можно поискать еще источники. а если их нет, ну что ж — телепортироваться в прошлое и увидеть все своими глазами, человечество пока не может. Поэтому придется верить тому, что нам доступно, пересказу другого человека.
К тому же памятники, то же «житие», это не документальная хроника, а литературный памятник, с метафорами, символами. читая его, мне все больше кажется, что это как сказка, которую не надо воспринимать буквально.
В наставлениях же, которые оставил нам Сергий, для меня важно: «Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» В моем понимании это означает, что не нужно ставить себя выше других. Я и сама пытаюсь этому учиться….это очень непросто…»
Портреты Минина и Пожарского?
Для своей разработки «Хранители земли Русской» о событиях Смутного времени Александра Молоскина и Екатерина Спицына избрали другой принцип.
«Автором идеи на начальной стадии была Екатерина Спицына. Тема «Хранители земли русской» была ею выбрана, поскольку речь идет о втором ополчении, которое зародилось в Нижнем Новгороде, откуда Катя родом», — рассказывает Саша.
«А в целом — тема древнерусских памятников интересна нам, поскольку мы имели возможность более подробно, чем предполагает школьная программа истории ознакомиться с древнерусскими литературными, архитектурными и другими памятниками. И это, конечно, не могло не заинтересовать и не захватить воображение.
Я считаю, что есть замечательные современные мультипликационные работы на исторические темы, выполненные выпускниками ВГИКа, – такие как «Сказ о Петре и Февронии» или «Егорий Храбрый». Они очень добрые, трогательные и, насколько я понимаю, довольно достоверные с исторической точки зрения. К сожалению, не такие известные российскому зрителю, как тот же «Князь Владимир».
Трудно судить, насколько хорош или плох этот мультфильм, конечно, есть свои плюсы и минусы, лично я могу сказать, что мне оказались совершенно не близки образы и стилистика, в которой выполнен фильм».
Основной чертой работы самих девочек стало именно стремление к исторической достоверности. Каждый эскиз кропотливо выверялся ими по документам и историческим источникам.
Например, внешность князя Дмитрия Михайловича Пожарского на их эскизе
была взята с легендарного знамени князя Пожарского.
Особенности одежды князя частично позаимствованы с парсуны Ивана Борисовича Репнина.
(Здесь, правда, стоит сказать, что парсуны такого рода – на которых короткие европейские кафтаны демонстрировались из-под длинных плащей, – появились на Руси к середине XVII столетия и были в ходу у послов и сотрудников Посольского Приказа. Князя Минина от подобной одежды отделяло лет пятьдесят. Но стараний авторов, проштудировавших по каталогам ещё и образцы тканей, это не умаляет).
В качестве образца одеяния русского воина
был взят рисунок из книги немецкого путешественника XVI века Сигизмунда Герберштейна:
И даже для храма
в одном из городских пейзажей
был подыскан конкретный прототип
Как выглядел Димитрий Донской?
В проекте Артёма Плетнёва причудливо сошлись воедино разные эпохи. Юному Димитрию Донскому здесь снится сон о битве на Калке. Поэтому в фильме много исторических реалий –московский князь XIV и славянские правители XIII века, монголы и половцы. Всё это активно доработано фантазией автора.
Вот, например, дошедший до нашего времени, явно поздний, портрет московского князя.
Основываясь на нём, автор предполагает, что в детстве Димитрий мог выглядеть как-то так:
Из самых разнообразных источников – от скифских каменных баб до энциклопедий по оружию
в конце концов, получился образ половца
Из археологических реконструкций
и фантазии художника составился облик древнерусского князя.
Из самых разнообразных источников
был собран мультипликационный монгол
«Стилистика и орнаментика Древней Руси – неиссякаемая золотая жила для художника.
А вообще я разрабатывал идею, имея в голове представление о готовом фильме. Что-то уже сложилось. При наличии специалистов и финансировании его можно спокойно разрабатывать дальше», – сказал автор корреспонденту «Правмира».