Паломнический и культурно-просветительский центр Св. апостола Фомы в Европе является представителем журнала «Фома» в Западной Европе а так же туроператором по приему православных паломников у святынь Западной Европы. Расположен в городе Трире (Германия). Паломнический центр содержит гостиницу для приема богомольцев «Святого апостола Фомы на источнике» с домовым храмом Св. Сорока мучеников Севастийских, Берлинско – Германской епархии, Московского Патриархата. Рассказывают руководители центра Тимофей и Эльвира Китнисы.
-Как и почему вы стали заниматься паломнической деятельностью, да еще за пределами России?
Все начиналось в России в 1995 году, в Университете, когда по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия, мы возили детей в паломничества в Ачаирский Крестовый монастырь Омской епархии. Потом мы переехали в Германию, и получилось так, что оказались в городе Трире – самом древнем городе Германии, имевшем когда – то статус Северной столицы Римской империи, резиденции св. Равноапостольного. императора Константина. Этот город сохраняет множество святынь, связанных с историей первых веков Церкви Христовой. Мы, были у основания прихода Русской Православной Церкви во имя Святых мучеников Севастийских в Трире. Идея паломничества планомерно вытекала уже из приходской деятельности. Мы издавали газету «Православный вестник», она распространялась по приходам Германской епархии. Там была рубрика, в которой мы стали писать о святынях Западной Европы. Она так и называлась: «Православная Европа». В итоге все выросло в культурно-просветительское паломническое объединение.
Сегодня мы соработники и представители журнала «Фома» в Западной Европе. Наша основная деятельность организация паломничества. Журнал много писал о святынях в Европе, так мы и познакомились с «Фомой». Мы любим этот журнал, считаем его очень нужным, особенно здесь. В Берлинско – Германской епархии (да и в любой другой зарубежной православной епархии) вырастает уже второе поколение русских людей, которые приехали сюда на постоянное место жительства после перестройки. У них не частые контакты с Родиной. Эти люди воспитываются в православных семьях, но их окружение, совершенно другой традиций и, как следствие другого менталитета. Для того чтобы не потерялась связь с русским Православием, кроме родительского воспитания, им надо что-то читать. До чтения святых отцов нужно еще дорасти. В этом росте нашим людям очень помогает журнал «Фома».
— Задам, возможно, наивный для вас, но важный для многих вопрос: а какие такие православные святыни можно увидеть в Западной Европе, перед, чем там можно молиться? Всем известна Святая Земля, Греция, но при чем здесь Западный мир?
— Как раз этот вопрос, часто задают россияне, в том числе и воцерковленные, когда слышат о паломничествах по Западной Европе. Люди забывают, что и у нас и у западных христиан совместная тысячелетняя история до раскола Церкви 1054 года, а соответственно и общие святыни и святые. Просто внимательно нужно смотреть наш церковный Православный календарь, там это все отражено. Многие святыни относятся именно к тому периоду, а многие вывезены с православного Востока во время Крестовых походов. К примеру, в печально известном IV Крестовом походе 1204 года крестоносцы захватили Константинополь, а там находилось огромное количество святынь, которые затем и оказались на Западе.
Именно так на территории Западной Европы появились: Терновый Венец Спасителя, Глава (вернее, лицевая часть) святого Пророка и Крестителя Иоанна, Туринская Плащаница. Некоторые святыни, оказались в Западной Европе в качестве благочестивых даров Константинополя и Рима – варварским королевствам, для укрепления их в вере Христовой. Множество святынь пришло в Европу при Карле Великом, когда король утверждал в вере Христовой империю франков. Нужно сказать, что Карл не только создавал империю, но и проводил христианскую миссию среди саксов и других варварских народов.
Именно в первое тысячелетие истории еще не разделенной Церкви устанавливаются древнейшие паломнические пути. Один из самых известных на сегодняшний день – это путь святого апостола Иакова, к его мощам в Сантьяго – де – Кампостелла в Испании. Первые паломнические путеводители XII-XV вв.. можно назвать самыми настоящими инструкциями для паломников. Кроме того, в них рассказывается, как, например, бичуются лодочники, которые бессовестно обирают людей, желающих переправится через реку. Поэтому история, традиции паломничества складываются достаточно давно. А само понимание паломничества, как образа духовного подвига относится к первым векам христианства.
Первые паломники – это люди, которые шли, например, в Рим, где были гонения на Церковь, и среди христиан уже появились первые мученики. Люди издалека шли к их гробам, чтобы помолится, попросить у них заступничества перед Господом, порадоваться, что у Христа появились новые мученики. Это первая форма паломничества. Зачастую власти выставляли засады в тех местах, где были гробы мучеников, определяя, таким образом, христиан. Одним словом, святыни появились в Западной Европе уже в первые века истории Церкви, и их действительно можно назвать Вселенскими святынями.
— А как относятся к православным паломникам доминирующие конфессии этого региона – католики и протестанты? Как они сами поклоняются святыням?
— Протестанты выпадают из паломнической тематики. Они не почитают святых, иконы и т.д., можно перечислить по пальцам одной руки случаи, когда та или иная святыня по разным обстоятельствам находится в протестантском храме. Так что здесь стоит говорить, прежде всего, об отношении римо — католиков к нашим паломникам.
В конце 80-х годов в России падает «железный занавес», и, одновременно, идет возрождение интереса к Православию. Многие сознательно принимают Православную веру. Среди верующих множество интеллигентных и думающих, интересующихся историей Церкви людей. Поэтому постепенно стала появляться информация о том, и что на Западе не только существуют святые, но и многие из них относятся православной традиции. Например, мощи мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, которые вот уже более 1200 лет назад были принесены в маленький городок Эшо (русский перевод – «Ясеневый остров»), рядом со Страсбургом, или Глава св. царицы Елены — в германском городе Трире. В России им посвящено множество храмов, их имена так близки русскому человеку так, что даже забывается, что события их земной жизни проходили на территории современной Европы. Ведь святые мученицы приняли мученический венец в Риме, а св. царица Елена начинала свою равноапостольную проповедь в Трире, где сохранился дворец ее сына св. Константина, куда она передала из Иерусалима часть Хитона Господа Иисуса Христа. Когда люди узнают об этом, они начинают совершать поездки в Европу, молится этим святым, обращаться к их небесному заступничеству.
Поначалу западные христиане удивлялись, не столько самим православным паломникам, как нашей традиции поклонения. Дело в том, что на Западе, особенно за последние два века утвердилась другая форма поклонения. Они молятся святыням, но не прикладываются к ним. Традиция поклонения в нашей форме была утеряна. Сейчас мы часто наблюдаем, как миряне – католики, глядя на наши группы, обращают внимание на их поведение, многие, глядя на это, становятся в очередь и с явной радостью прикладываются к нашим общим святыням.
Сейчас святыни пребывают в католических храмах, но западные христиане зачастую не обращают особого внимания на них. Нас очень удивило, когда мы первый раз поехали служить Божественную Литургию к мощам Иоанна Крестителя в город Амьен, нашего благочинного – архимандрита Иосифа (Пустоутова) – провели в ризницу, где в старом шкафу хранилась Честная Глава Пророка и Крестителя Господня. Представляете, не в общедоступном для поклонения пространстве храма, а в старом, правда, очень добротном, шкафу! Тогда, четыре года назад, все только начиналось, и отец Иосиф проделал большую работу ради того, чтобы сегодня перед нашими паломниками открывались, закрытые двери решеток, за которыми находятся святыни. Он вел переписку и устные переговоры со священноначалием и клириками тех соборов, куда мы ездили поклоняться. Благодаря этой переписке и нашим регулярным группам многие святыни стали доступными. Место нахождения главы святого Иоанна Предтечи определили теперь за стеклом. Она находиться там постоянно, а по специальным договоренностям, в дни памяти Пророка и Крестителя Господня Иоанна, Его Глава выносится на престол и духовенством Корсунской епархии, в эти дни регулярно служится Православная Литургия. Это событие собирает большое число молящихся.
Похожая история была в городе Шартре у Плата Пресвятой Богородицы, в котором Пречистая Дева была в ночь Рождества Спасителя. Как нам рассказал архиепископ Шартрский Михаил Пансар, любезно встречая нас, тогда, четыре года назад, ворота решетки открыли впервые за 36 лет, для нашей группы православных паломников.
Хочется обратить внимание на то, что встречают нас тепло, как братьев во Христе. Было поразительно, когда епископ Шартрский, одетый скромно, улыбаясь, проводил нам экскурсию по собору, показывал святыни, подземную крипту с фресками византийского образца (первый собор строился до разделения церквей), знаменитые Шартрские витражи 12 века.
Наш опыт приема паломников в Европе показывает, что часто приезжают люди, имеющие предвзятое и даже агрессивное отношение к западному христианству. Но, все же, переламывая, эти чувства, они приезжают поклониться дорогим православному сердцу святыням. Для них является открытием, что к нам, оказывается, относятся как к христианам, и я глубоко верю, что у людей, которые побывали в наших поездках, уже не повернётся язык, увидев в православном монастыре группу христиан, например из Франции, сопровождать их косыми недобрыми взглядами.
Удивительная история связанна с традицией поклонения Терновому Венцу Спасителя. Всего лишь лет 5-6 тому назад его выносили один раз в году в Страстную Пятницу, сейчас это происходит значительно чаще — первую пятницу каждого месяца. Хочется надеяться, что для такого секуляризированного города как Париж это поворотное, в его духовной истории, событие. Сейчас в соборе Парижской Богоматери собирается множество людей со всего мира, чтобы почувствовать благодать присутствия Господа, прикоснуться к великой святыне Страстей Господних. Очень много христиан из Индии, а нужно сказать, что в современной истории это страна новомучеников и исповедников. Церковь Христова там терпит гонения. Много приходит и парижан, а что особенно удивительно…детей. Целые школы! Для современной Франции это совершенно не свойственно. Ведь по соображениям ложной политкорректности, людям становиться затруднительно в школах открыто встречать Рождество или читать Библию. И вдруг…детям резервируется в храме специальное место, они молятся, после этого прикладываются к Святыне точно так же, как и мы. Это выглядит как чудо.
— А чем паломник должен отличаться от туриста, который едет посмотреть, например, Париж? Он, ведь, среди прочего, может посетить и храмы?
Паломничество – это, в первую очередь, одна из форм духовного делания, такая же, как пост и молитва. Целью является соединение человека с Богом, или, как говорил преподобный Серафим Саровский «стяжание Духа Святого». В паломничество человек отправляется по причинам именно духовного порядка. Он сознательно вырывает себя из круга бытия, из той рабочей и бытовой рутины, из того пространства, в котором он обычно пребывает, и посвящает какое-то время Богу. Раньше это были месяцы, и даже годы, люди часто шли пешком. Сейчас на перемещение тратиться меньше времени, ведь средства связи другие: самолёт, поезд, автобус, автомобиль. Но, не смотря на такое обрамление, суть паломничества все -таки абсолютно не меняется.
Именно для «стяжания Духа» человек в паломничестве молится, сохраняется определённая культура поведения даже не только в плане принятия пищи, а во внутренней подготовке встречи со святыней. И здесь очень важна роль человека, встречающего и сопровождающего паломника. Он должен не только соединить группу, но духовно подготовить людей. Хорошо, если это будет священник. Вот ещё одно отличие паломничества от туризма. Руководитель группы должен выделить, усилить момент встречи человека со Христом, рассказав историю святыни, как она оказалась в том или ином месте, погрузить паломников в ту обстановку, где они оказались. Ведь не даром у наших братьев православных греков руководитель паломнической группы называется ксеногз — то есть водитель странников.
Мы часто слышим рассказы о чудесах, происходивших от святынь и выходящих далеко за рамки нашей реальности. Но надо говорить не только об исцелениях от физических недугов, часто рассказанных в Житиях, но и о менее заметных, но более чудесных случаях выздоровления от болезней духовных. О преображении, изменении человека, когда он сознательно вырвал себя из своей обыденности и совершает шаг к Богу.
— Сегодня все чаще можно услышать понятие «христианский туризм». Существуют ли здесь какие-то отличия от паломничества?
Безусловно. Паломники – это воцерковлённые люди, которые совершают волевое сознательное усилие. Они вырывают себя из трёхмерного пространства, для того чтобы ещё раз себя внедрить в пространство духовного делания. А «христианский туризм» — понятие иное, это приглашение для тех людей, которые хотят провести отпуск, не просто развлекаясь. Этот вид путешествия обращен к тем, кто желает увидеть нечто большее, чем развлечение, не просто услышать поверхностную информацию о стране, но увидеть само зерно Европы, услышать историю святыни, увидеть её. По сути своей это тоже миссионерское делание, когда человек, впервые слышит рассказ о Христе, об апостольской проповеди, о зримом присутствии этой проповеди здесь и сейчас. Конечная цель христианского туризма, находится в соответствии с пожеланиями, которые в свое время выразил организаторам паломнических поездок, ныне покойный Святейший Патриарх Алексий II. Суть его в том чтобы люди, которые поехали в паломничество, как туристы, обосновывая поездку поверхностным интересом, или недорогой ценой, возвратились из нее паломниками. Цель христианского туризма – в том, чтобы человек, отправляющийся в Европу под воздействием интереса к европейской храмовой архитектуре, или истории христианства на Западе, соприкоснувшись со святынями, почувствовав сердцем нечто большее, нежели восторг искусствоведа, вернулся бы назад, унеся в своем сердце благодать, как настоящий паломник. Это поездки для людей, которые ещё только стоят на пороге Церкви. Соприкасаясь с историей Христианства, они начинают понимать, что есть не просто Европа красивых витрин, и что все это великолепие, именуемое Великой Западной культурой, рождено не на пустом месте: оно выросло из Христианской проповеди, феномене учения о Любви.
— Россияне, особенно невоцерковленные часто удивляются, когда видят, что Православие не заканчивается Россией?
— Такое случается, поэтому мы очень серьёзное внимание обращаем на русское присутствие в Европе. И когда паломничаем с группами из России по Германии, Франции, Бельгии, всегда уделяем внимание приходам Русской Православной Церкви, как Московского Патриархата, так и Зарубежной Церкви. Рассказываем об истории русского присутствия в Западной Европе: утверждения Православия через династические браки, которые заключали представительницы династии Романовых. Благодаря их присутствию возникли такие замечательные по красоте храмы, как в Висбадене или Штутгарте, через православных эмигрантов из России, Украины, Белоруссии, Грузии и других традиционно православных стран. Большую роль в этом сыграли эмигранты первой волны. Для их потомков и для наших паломников это момент встречи. Кроме паломнических поездок мы занимаемся также детскими лагерями «Встреча». Важно, чтобы русские дети, выросшие в Западной Европе, общались, встречались со своими сверстниками из России, а последние, в свою очередь, понимали, что Православие не заканчивается границами России, что это Вселенская конфессия. Мы уже проводили такие встречи на территории Греции, Германии. Прошлым летом, мы провели такой лагерь около древнего града Трира.
— Какие существуют формы сотрудничества Католической и Православной Церквей, кроме свободного доступа к святыням?
Я думаю, что очень важно здесь, просто понять, что они смотрят на нас и, глядя вот на такие, еще недавно, необычные для Европы, группы удивляются их благочестию, их свидетельству искренности Веры и сохранению церковной традиции. Они понимают, что паломники это люди из пространства бывшего Советского Союза, где на протяжении более 70 ти лет Церковь была гонима. Ведь это чудо и особая милость Господа! Может быть им неловко, за то, что при всем внешнем благополучии исторического развития Европейских стран, им сейчас трудно сохранять христианские устои, ибо общество все больше и больше отрекается от своих христианских корней.
А нам, не имея никаких потаенных мыслей об объединении уже давно разветвленных ветвей, единого когда-то древа, важно просто взглянуть на них не как на врагов, а как на братьев во Христе, имеющих свои ошибки или заблуждения.
Христианство религия вселенская и радостная. Евангелие учит нас, во взгляде на ближнего своего не замечать бревно в глазу его. Мы должны постараться увидеть неистребимый никакими наслоениями характера, образ Божий в западных братьях во Христе. Глядя на наших Западных соседей, пользуясь их гостеприимством, молясь у наших общих святынь в их храмах, можно увидеть то лучшее и прекрасное, что было создано их культурой, дабы славить Господа.
Паломники из России, приезжая к святыням Западной Европы, посещают также и русские приходы, возникает диалог, общение. Это очень важно для людей, живущих за границей. Они видят русских со своей исторической Родины, проявляющих реальный интерес к ним и к Западной Европе. Часто бывает, что паломники, видя скромный, по сравнению с Россией церковный быт, после таких встреч пишут и дарят нашим приходам иконы. В нашем трирском приходе уже несколько писанных икон, подаренных конкретными людьми побывавшими в паломничестве. Со стороны православных в рассеянии, в свою очередь, возникает чувство благодарности. Это моменты социального характера, но и они важны, так как это и моменты взаимопроникновения, взаимной любви.
— И все же, зачем человек стремиться за тысячи километром к святому, перед иконой которого он может помолиться в любом храме?
— Это могут понять, те, кто испытывал чувство глубокой любви и претерпел разлуку. Когда ни письма, ни фотографии не могут заменить любимого человека. Дерзну сказать, что, молясь святому, чье житие, характер, мысли нам близки, мы стяжаем похожее чувство.
Мы смотрим на икону…но наступает момент, когда этого недостаточно. Нам недостаточно читать о страстях Господа, мы хотим приблизиться к свидетельствам этого. Соприкоснуться с Терновым Венцом, с Его Хитоном, с Погребальными Пеленами в Турине, на которых чудесно отобразился Его Лик.
Мы молимся Пресвятой Богородице, но представьте, что чувствуют те, кто увидел и приложился к совершенно нетленному Плату, в котором Она была в Ночь Рождества. Мы почитаем Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Его Глава в городе Амьене хранит Его черты и свидетельство поругания – отверстие от кинжала нечестивой Иродиады. Паломничество это не только труд духовный, но и волевое изъявление посильной человеческой любви ко Господу и к тем кто связал себя с Ним в Жизни Вечной.
Беседовал редактор альманаха «Призвание» Вячеслав Маханьков