— Пожалуйста, если хочешь — пойдём, сядешь поближе, — в темноте я не сразу понимаю, к кому обращены эти слова на ломаном английском. Потом соображаю, что это ко мне обращается пожилой араб, сидящий рядом на скамейке. Скамейка приткнулась сбоку от Эль-Хазне — знаменитого высеченного в скале набатейского храма.
На площади собралась порядочная толпа туристов, пришедших посмотреть на ночную Петру. Вся площадь уставлена бумажными фонариками. В центре на стуле сидит музыкант и играет какую-то арабскую мелодию, бесконечную, тягучую. Вспышки фотоаппаратов тонут в душной темноте.
***
Побывать в Иордании и не посетить Петру значит совершить непростительную глупость. Потому что этот опустевший почти полтора тысячелетия назад древний город —настоящее чудо. Помнится, когда в 2007 году в интернете проходило голосование и люди выбирали новые семь чудес света, Петра одна из немногих была неоспоримым претендентом, а потом действительно вошла в это число.
А теперь мы ходим по улицам этого полумифического древнего города, и осознать этот факт получается не сразу — уж очень всё это странно и удивительно.
Петра. Столица древней Идумеи, а затем — и Набатейского царства. Город, через который во главе израильского народа проходил пророк Моисей во время сорокалетних странствий по пустыне. Город, неподалёку от которого он похоронил своего старшего брата Аарона, первого еврейского первосвященника.
Как мог возникнуть большой и цветущий город посреди пустынных гор? Большой — это не преувеличение: на рубеже нашей эры население Петры составляло 40 тысяч человек. Для туриста, попавшего сюда впервые, этот факт становится неожиданностью; как правило, первая и единственная ассоциация, связанная с Петрой, — это как раз Эль-Хазне, знаменитый фасад, ставший фактически туристическим логотипом Иордании.
В то время как мавзолей (храм? сокровищница? у учёных нет единого мнения на сей счёт) Эль-Хазне — это действительно только парадный фасад Петры, помимо которого здесь сохранилось огромное количество древних памятников.
Мы бредём по каменистой дороге между невысокими скалами. Где-то впереди — ущелье Сик, та единственная дорога, по которой можно попасть в Петру. Местный туристический бизнес олицетворяют многочисленные коляски, запряжённые лошадьми, да всадники, лихо гарцующие перед туристами и предлагающие преодолеть два километра до Петры верхом. Нет, отказать себе в удовольствии неторопливо пройтись по узкому (иногда ширина достигает буквально нескольких метров) ущелью мы не можем и продолжаем свой путь.
Наш и без того словоохотливый гид Самер здесь не умолкает ни на минуту. Оно и понятно: Петра — уникальное место, настоящая жемчужина древнего мира, и рассказывать (равно как и слушать) о ней можно часами.
— Здесь пересекались торговые, караванные пути. И Петра была отличным местом для их отдыха, перевалочным пунктом. Караваны, которые прибывали сюда, были в безопасности — город всегда был отлично защищён, — рассказывает Самер.
Да-да, и снова — экономика, выгода, доход. “Money makes the world go round”. Деньги местные жители зарабатывали, как сейчас бы сказали, в сфере услуг — помимо гарантий безопасности, они предоставляли купцам кров, пропитание и воду. Постепенно набатеи начали сами скупать товары, доставлять их на рынки отдалённых городов и перепродавать там с выгодой для себя. Приезжие купцы, проигрывая в цене, выигрывали в безопасности торговли и обороте.
С безопасностью здесь на самом деле было всё в порядке. В древности мало кто знал, как попасть в Петру; вход в ущелье надёжно охранялся, местные жители держали в тайне это место. Но даже если кто-то из непрошенных гостей и проникал в ущелье Сик, выбраться из него живым шансов было крайне мало. Даже прославленные римские легионы, когда пришли сюда на рубеже нашей эры, не смогли взять Петру. Лишь в начале II века н. э. Набатейское царство вошло в состав Римской империи, и это вхождение стало скорее результатом политического процесса, нежели прямого завоевания.
В узком просвете мелькает розовый фасад Эль-Хазне. Мы выходим на площадь-колодец, окружённый в трёх сторон скалами бледно-кораллового цвета. Добро пожаловать в Петру.
Количество, масштабы и совершенство сохранившихся здесь сооружений поражают воображение. В скалах, окаймляющих разветвлённое ущелье, древние набатеи высекли огромные здания. До сих пор не найден ответ на вопрос, как они это сделали с точки зрения технологии. Равно как не понятно до конца, чем являлись скальные сооружения по своему назначению — усыпальницами местных правителей и вельмож, храмами в честь древних богов, чем-то ещё.
— Здесь, справа, были гробницы царей, — наш гид показывает на многометровые величественные фасады, возвышающиеся над ущельем. — А там, с другой стороны, видите — простые, небольшие пещеры, где хоронили обычных горожан. Мы называем это место «муравейник».
Метко. Чёрные отверстия пещер жмутся друг ко другу, поднимаясь рядами-этажами вверх по склону. Никаких монументальных фасадов и украшений, разумеется.
То, что здесь хоронили усопших в пещерах, высеченных в скале, — сомнению не подлежит; эта традиция распространена на Востоке. Но как сосуществовали рядом город мёртвых и живая Петра, загадка. По крайней мере, отличить жилую пещеру от пещеры-склепа непросто.
Заходим под сень большого навеса у одной из скал. Это сувенирный магазин. Наш Самер привёл нас сюда не для того, чтобы мы отоварились здесь местными побрякушками, а он потом получил свои комиссионные. Дело в другом. Владельцы этого магазина приспособили под него пещеру, ранее служившую усыпальницей. Похоже, теперь это «фишка» их лавки, с помощью которой они привлекают любопытных туристов.
— Вы спрашивали, живёт ли кто-нибудь сейчас в Петре, — Самер, как обычно, несерьёзен. — Вот эти ребята живут. Им неудобно каждый вечер уезжать отсюда и оставлять весь товар в магазине — вот они и ночуют прямо здесь.
А если серьёзно, то в своё время правительство Иордании с трудом решило проблему отселения из Старой Петры местных жителей. Но теперь вроде бы всё утряслось, и современная Новая Петра — это городок, который начинается неподалёку от входа в ущелье Сик и простирается в сторону от древней набатейской столицы.
Петра была богатейшим городом, в этом можно не сомневаться. Масштабы строительства и уровень технологий — тому свидетельства. Вопреки расхожему мнению, Петра не вся целиком высечена в горных породах. Здесь сохранилось много построек, возведённых обычным, традиционным способом, с помощью известняка. И самые монументальные — это храмы.
Древние набатеи были предприимчивые и неглупые люди. Они поняли, что для того чтобы привлечь в свой город ещё больше купцов со всего света, для них надо создать комфортные условия. Вода, пища, охрана, верблюды — это всё понятно, это необходимые вещи. Но цари Петры, выражаясь современным языком, мыслили системно. Они поняли, что приезжий купец-чужестранец будет чувствовать себя спокойнее, если он будет иметь возможность молиться своему богу. Поэтому Петра стала настоящим экуменическим центром древности. Здесь были храмы, вероятно, всем известным на тот момент богам – римским, греческим, ассирийским, египетским. Алтари и жертвенники стояли даже в ущелье Сик, по дороге к городу.
Эта политика местных правителей оправдала себя. На пике своего расцвета Набатея представляла собой торговую империю, которая связывала Средиземноморье с Китаем, Индией, Парфянским царством и Аравией.
В поздний период своей истории, в первые века нашей эры, Петра узнала христианство. Высоко в скалах сохранился так называемый монастырь Эд-Дейр — монументальное здание, напоминающее Эль-Хазне и даже превосходящее его размерами. Предполагают, что с проникновением в эти места христианства здесь жили первые монахи. Помимо этого, туристам показывают развалины храма постройки Vвека. Как и повсюду в Иордании, эта христианская базилика была украшена замечательными мозаиками.
Но христианская история Петры была недолгой. После того как Набатейское царство в 106 году н. э. было включено в состав Римской империи, город постепенно теряет своё влияние. В V-VI веках Петра становится центром конфликта между Византией и Персией, неоднократно подвергается осадам и переходит из рук в руки. В 551 году здесь происходит разрушительное землетрясение, уничтожившее многие города региона. В период распространения ислама географическое положение Петры поначалу способствует её процветанию — город находится на пути в Мекку. Но когда в 750 году нашей эры Аббасиды переносят столицу халифата в Багдад, город начинает стремительно умирать. А конец истории набатеев и вовсе покрыт мраком:
— В какой-то момент этот народ пропал, — Самер, как истинный экскурсовод, в меру сгущает краски, придавая драматизма своему рассказу. — Просто исчез. Никаких следов, никаких документальных свидетельств. Учёные думают, что здесь произошло сильное землетрясение, и люди ушли из Петры из-за эпидемии.
В 747 году в здешних местах действительно произошло ужасающее по силе землетрясение, были разрушены многие города Трансиордании и Палестины. Набатеи, семитские племена, скорее всего, навсегда покинули свою столицу, чтобы ассимилироваться среди родственных народов.
В XI веке Петру, уже необитаемую, заново открыли крестоносцы, но вскоре, к середине XIIIвека, здесь оставались лишь руины, почти полностью погребённые под слоем песка. На многие столетия Петра была предана забвению. Одни только местные бедуины, пасшие своих овец вблизи здешних каньонов, знали о её существовании.
Новая жизнь Петры началась в 1812 году, когда швейцарец Иоганн Буркхардт, принявший ислам археолог-востоковед, путешествовал в этих местах и открыл древнюю столицу Набатейского царства. Про историю этого открытия можно сказать: «Как в кино!»
Во время одного из очередных переходов по долине Вади-Муса (арабское «долина Моисея») он заметил вдали на вершине горы какую-то постройку и спросил сопровождавших его арабов, что это такое. «Могила Аарона», — ответили проводники. Буркхардт, не веря своей удаче, упросил отвести его к этому месту. Хотя швейцарец и хорошо знал арабский язык и путешествовал под видом сирийского купца Ибрагима ибн Абдаллы, всё равно, в здешних краях он был чужаком. Потому сопровождающие его арабы согласились не сразу.
Но когда проводники всё же решились провести Буркхардта к могиле Аарона, судьба сыграла со швейцарцем добрую шутку: они двинулись по самому удобному пути — через ущелье Сик. Ну, а в конце ущелья удачливого исследователя ждал большой сюрприз.
…Бесконечная бедуинская песня заканчивается. Партер, сидящий на брошенных на песок циновках, аплодирует. Певца сменяет следующий актёр. Актёр? Наверное. Вся местная экзотика — чуть-чуть театральная, на экспорт. Вдруг узнаю в человеке, ходящем посреди рядов бумажных фонарей и что-то громко декламирующем на английском, того самого араба, который предлагал мне занять место поближе к певцу.
Он размахивает руками и, делая большие паузы, выкрикивает слова. Он рассказывает притчу о том, как он услышал Голос.
— Я спросил: кто ты? «Я — Петра», — был мне ответ.
Мистически настроенные туристы притихли, внимая эху, которое отражается от стен ущелья и уносит восклицания рассказчика куда-то вверх, к небу.
Какую мудрость поведала древняя Петра этому человеку? Чем готова она поделиться с нами? У каждого, кто побывал здесь, возникла своя связь, завязался свой диалог с этим удивительным местом.
Петре есть что рассказать.
***
Факт-открытие всей поездки: Иордания — Святая Земля, неотъемлемая её часть. И нельзя познакомиться со Святой Землёй, не побывав в Иордании. Это даже не «вид сбоку», нет. Если Израиль — это первый том-описание запечатлённых свидетельств библейской и евангельской истории, то Иордания — второй. А может быть, и наоборот — если следовать хронологии событий. И читать всё это ценнейшее повествование необходимо целиком.