Что можно считать дружбой? Хождение друг к другу в гости? Звонки, общение семьями? Но у меня остались давние друзья, с которыми мы общаемся и общаемся не одно десятилетие. Да, мы перезваниваемся, разговариваем на отвлеченные темы, о спорте, шутим. Правда, никто из этих людей не является прихожанином храма, где я служу. Это, в основном, мои одноклассники и однокурсники по вузу. При этом почти все они знают, что я священник и никогда не забывают об этом в личном общении. Хотя с другой стороны, есть люди, с которыми я сдружился именно в связи со своими прямыми обязанностями. Нас сдружили обстоятельства, причем достаточно непростые и печальные. Нет здесь никаких подводных камней. Надо просто быть собой. То есть оставаться священником всегда, а не только в храме. Кажется, нас должно объединять нечто большее, чем просто дружба. Любовь и единение во Христе. Просто важно, чтобы любой человек, который общается со мной, все-таки вспоминал о Христе, а не концентрировался на моей личности. Независимо от того, насколько он тебе близок. В любой ситуации священник должен оставаться напоминанием человеку о чем-то очень-очень важном для его души. Поэтому нельзя быть кому-то рубахой-парнем, а для кого-то человеком-загадкой. В идеале должно быть ровное отношение. Но часто ли мы близки к идеалам? Друг ли тебе тот, кому ты можешь довериться? Священник должен быть таким, чтобы ему хотелось доверяться.
Не возводить на вершины
Всегда нужно оставаться человеком, простым в общении, внимательным, сострадательным, очень грустно, когда батюшка, особенно молодой, возводит себя на некие вершины, откуда он смотрит на всех со снисхождением, в лучшем случае. Грустно для него самого. И еще очень вредно. Вредно, потому что может привести к переоценке своих возможностей. Не в лучшую сторону. От этого помогает только личное искреннее участие в жизни встретившихся тебе людей. Они не могут делиться на спонсоров, родственников, хороших знакомых, просто прихожан или же случайно встреченных. Бог никогда не посылает священнику случайного человека. Кем бы он не был. И если помнить об этом, то может быть всякий человек в жизни священника — это кто-то очень важный доверенный мне Богом. Какое тут может и должно быть отношение? Разумеется, самое осторожное и бережное. С любовью.
Без впечатлений
Это же касается и отношения с прихожанками. Священник просто должен отдавать себе отчет в том, кто он и Кто поручил ему окормление этой женщины. И, наверное, быть предельно осторожным и внимательным к эмоциональности окормляющейся у него девушки или женщины. Здесь очень важно все-таки не допустить какого-то домысливания, ненужных впечатлений. За личностью священника должна открываться Церковь, а центром этой Церкви является Христос. И когда начинается почитание человека, какое-то ненормальное, а еще хуже и романтическое увлечение им, то здесь важно, наверное, прекратить отношения вообще. А девушке — поменять приход. И вообще внимательнее отнестись к себе. Вопрос в другом, кто же все-таки виноват в таких ситуациях? Может быть, и священнику нужно внимательнее отнестись к себе? Внимательнее в том смысле, чтобы понять, что является его жизнью — проповедь Евангелия или же самоподача?
Я так и не ответил на вопрос, возможна ли дружба? Должны быть отношения, в которых главными являются две личности, личность пасомого и Личность Бога, к Которому он должен вести человека. Его же собственная персона должна быть не объектом почитания, а примером для правильного и нормального подражания.
Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю — новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем — пишите в редакцию, по адресуdiscuss.pravmir@gmail.com.