Конечно, дружба между священником и прихожанином возможна. Вспомните, как говорит Спаситель, обращаясь к ученикам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями» (Ин, 15:15)
Другое дело, что действительно есть некие границы, которые накладывает сан. Они говорят о том, что священник должен строго следить за соответствием своему сану, в первую очередь — недопустимо снижение образа. Священник всегда должен держаться на высоте, строго следя за тем, чтобы не допускать панибратства, амикошонства, а также не впадать в другую крайность, став надменным.
Священник может и исповедовать своего друга. Родители же могут дружить со своими детьми, особенно когда они вырастают. Здесь отношения примерно такие же. Можно быть другом и в какой-то сфере старшим товарищем, а в какой-то — на равных.
Не распускаться!
Отношения должны быть строгими. Ни в коем случае нельзя распускаться, ни священнику, ни тем, с кем он общается. Нужно общаться так, чтобы эти отношения способствовали духовному росту обоих, а не получалось, что один опускается за счет другого.
У священника и его друга могут быть и какие-то общие интересы. Только важно помнить — не все интересы, не все сферы приемлемы. Например, если общие интересы — идти в баню и пить пиво — на мой взгляд, такое нельзя приветствовать. Гораздо лучше — вместе ездить в паломнические поездки, помогать друг другу, обсуждать серьезные проблемы, ходить в музеи, на концерты. То есть культурная жизнь высокой пробы. Не расслабленная.
Как избежать ошибок
У любого священника, независимо от возраста, должен быть духовник. И если священника что-то смущает в отношениях со своими близкими друзьями или родственниками, он может пойти к духовнику и посоветоваться и таким образом решить вопрос.
Да, бывает, что священник может совершить в этом смысле какую-то ошибку. Ошибки можно исправить, но только в случае, если человек относится к себе критично, что и подразумевает покаяние. Есть мудрое изречение: «Чем глупый человек отличается от умного? — Не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте».
Мужчины и женщины
Вообще дружбы мужчины и женщины быть не может. Либо это дружба внутри семьи, между мужем и женой, либо это дружба семьями. Дружить семьями — пожалуйста, нет никаких проблем. А излишне близкие отношения священника с прихожанкой, как и любые отношения между мужчиной и женщиной не мужем и женой, по определению не могут быть нормальными, устойчивыми, продолжительными, спокойными. Потому, что человек — существо эмоциональное и если начинается какая-то дружба, то против воли она может перерасти во что-то недолжное.
Священнику здесь нужно сразу ставить барьер, причем спокойно, не возвышая себя, не выпячивая.
Старые друзья
Дружбу с друзьями детства и юности можно сохранить и после хиротонии. Правда, отношения меняются, становятся более строгими. Если раньше можно было сказать что-то по-свойски, фамильярно, вольно пошутить и так далее, то теперь уже нельзя. Отец Глеб Каледа вспоминал, что, когда он был еще мирянином, его близкий друг Евгений Амбарцумов намеревался принять сан. Как-то они шли по улице, и Глеб Каледа неожиданно толкнул будущего священника в сугроб. «Ты что делаешь?» — спросил Евгений Владимирович. В ответ услышал: «После твоей хиротонии это будет невозможно».
Повторяю, если человек в Церкви, если у него есть духовник, то он найдет правильную линию поведения. Сан не дает оснований кичиться, гордиться, думать, что ты не такой, как прочие человецы. Но все-таки сан накладывает ограничения и обязательства. Рукоположение — это таинство. Человек, принявший сан, не равен самому себе. Он уже носитель сана. Поэтому он должен этот сан нести с достоинством и не сметь его ронять.
Записала Оксана Головко
Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю — новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем — пишите в редакцию, по адресуdiscuss.pravmir@gmail.com.