Чувствуя приближение момента встречи с Богом, Его Блаженство в течение определенного времени работал над духовным завещанием. При подготовке текста завещания использовались также и ранее озвученные обращения, речи, доклады на различных научных мероприятиях. Окончательная его редакция была им одобрена и подписана в октябре 2013 года. Блаженнейший Митрополит Владимир благословил Высокопреосвященнейшему митрополиту Переяслав-Хмельницкому и Вишневскому Александру объявить это Завещание после своей кончины накануне избрания его преемника на кафедре Киевских митрополитов.
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир
Мысли о будущем Украинской Православной Церкви
XX век стал для Православной Церкви в Украине эпохой испытаний. Это и физическое уничтожение духовенства, и голодомор 1932-1933 годов, и подневольная жизнь Церкви в атеистическом СССР, и церковные разделения во времена независимости… Большую часть исторических испытаний, которые выпали на долю православного украинского народа в прошлом веке, мы перенесли лично, на собственном опыте. Этим опытом, приобретенным в течение более чем 75 лет жизни в Церкви, хотелось бы поделиться с братьями-архиереями, народом Божиим и особенно с молодежью — с теми, от кого зависит будущее нашей Церкви.
Преодоление церковного разделения
Разделение Православия в Украине — трагедия для верующего украинского народа, один из главных вызовов не только для нашей Церкви, но и для полноты Вселенского Православия.
Разделения имеют сегодня место во многих Поместных Церквах. Но по сравнению с ними украинская проблема является особенно трудной, как по масштабу разделения (в Украине вне евхаристического общения со Вселенским Православием находится примерно треть исповедующих православную веру), так и по характеру структур, находящихся в разделении (непризнанные Вселенской Церковью, эти структуры признаются государством как правомочные религиозные организации).
Нравится нам это или нет, но мы должны признать: надежды многих, что автокефальное движение в Украине локализуется в западном регионе и со временем сойдет на нет, не оправдались. Изменились люди, множество наших соотечественников пришли к православной вере внутри этого движения. Изменилась и идеология автокефальных структур. Если в конце прошлого века руководство самопровозглашенного Киевского Патриархата публично заявляло о намерении присоединиться к непризнанным православным Церквам, создав таким образом «параллельное православие», то сегодня эта церковная община ориентирована на другой сценарий развития: получение канонического статуса путем вхождения в состав Константинопольского Патриархата, к которому с начала своего существования и до 1686 года принадлежала Киевская Митрополия. Нам известно, что такие переговоры хотя и с переменным успехом, но достаточно интенсивно продолжаются.
Создание на базе автокефальных структур в Украине митрополии Константинопольского Патриархата и параллельное существование двух православных юрисдикций будет означать, что современное разделение Церкви и общества будет закреплено на многие годы. Понятно и другое: в современных условиях Украинская Православная Церковь не имеет права праздно смотреть на настоящее разделение. Ведь после создания в нашей стране параллельных структур, признанных Вселенской Церковью, других исторических возможностей для восстановления церковного единства в Украине может и не быть. Войдя под омофор Константинополя, автокефальные структуры могут потерять не только возможность самостоятельно вести переговоры об объединении, но и саму потребность в них — потребность в каноническом признании своей иерархии.
Ситуация, когда треть православных христиан в нашей стране находится в расколе с Вселенским Православием, является абсолютно ненормальной и требует немедленного решения. Есть целый ряд решений Священного Синода и Собора епископов Украинской Православной Церкви, в которых высказана позиция нашей Церкви относительно объединения. Однако, выдвигая канонические требования к тем, кто отделился, мы одновременно должны засвидетельствовать им свою любовь и желание единства.
Церкви и стране катастрофически не хватает единства, но единство не может возникнуть механически, по политическому заказу, невозможно оно и без дел любви. Если один человек хочет примириться с другим, он должен сделать первый шаг навстречу тому, с кем хочет примириться, хотя бы он был и прав. Так же и в вопросе объединения с теми, кто находится в расколе, — не надо ждать шагов только с другой стороны. Если мы уже сегодня не раскроем друг другу объятия любви и не будем чистосердечно искать единства, делать это завтра может быть уже поздно.
Автокефалия и проблема ее ложного понимания
Движение за автокефалию в новейшие времена возникло в Украине в конце 80-х годов XX века, когда православные клирики Галичины искали возможности сохранить Православие в условиях бурного возрождения приходов Греко-Католической Церкви на Западной Украине. Опираясь на национальную идею, автокефальное движение активно распространялось по Украине. С провозглашением независимости Украины в 1991 году это движение получило поддержку от тогдашней власти, которая выдвинула лозунг «независимому государству — независимая Церковь» (Л. Кравчук).
Сторонники автокефалии видели в ней непременный атрибут государственной независимости. Зато те, кто жил ценностями великой русской культуры или был сторонником сохранения СССР, стали подчеркивать, что с получением автокефалии Церковь якобы отойдет от пути спасения.
Эти два антагонистических подхода проявили себя в двух богословских концепциях, в каждой из которых можно видеть признаки экклезиологической ереси. Абсолютизируя автокефалию, сторонники церковной независимости от Москвы создали этнофилетическую концепцию, согласно которой национальная Церковь является едва ли не главным средством формирования украинского этноса. При этом единство с Вселенским Православием отходило на второй план. С точки зрения противников нового канонического статуса Украинской Православной Церкви автокефалия начала восприниматься как средство расшатать общецерковное единство.
Так проблема церковного управления была искусственно перенесена в плоскость политических и цивилизационных дискуссий. Из двух канонических моделей единства Православной Церкви в Украине с Вселенским Православием (автокефалия или пребывания в составе Московского Патриархата) по сути сделали две противоположные идеологические модели, которые разделили украинский народ по признаку политических и культурных симпатий.
Позиция Предстоятеля Украинской Православной Церкви в этих дискуссиях заключалась в том, что богословская или каноническая дискуссия в Церкви не может происходить в условиях искусственной политизации, а любые решения относительно канонического статуса нашей Церкви должны приниматься соборно, на основании церковных канонов, а не политических интересов. Принципиально воздерживаясь от того, чтобы занять ту или иную идеологически обусловленную позицию, мы пытались все это время соблюдать чисто церковные приоритеты: пребывание в евхаристическом единстве со Вселенским Православием и сохранение единства и соборности во внутренней жизни Церкви.
Нам советовали, а иногда и требовали, строить церковную жизнь по примеру государств и политических партий: Церковь русскую или украинскую, Церковь правых или левых, Церковь Запада или Востока, государственную или стоящую в оппозиции к государству и его институтам. Но, игнорируя эти советы и требования, все это время мы, по милости Божией, пытались в меру своих сил способствовать развитию подлинной христианской церковности, строя Церковь поместную, а не этническую, Церковь, которая чувствовала социальную ответственность, но не была политизированной, Церковь, которая не ассоциировала себя лишь с одной частью Украины, но объединяла верующих Востока и Запада, Юга и Севера нашей страны.
Почти ежедневно мы слышали от разных по своим политическим взглядам людей одинаковые слова: «вам нужно как можно быстрее окончательно определиться», «вашей Церкви теперь будет нелегко догнать политические процессы» и другие. Избегая конфликтных ситуаций, мы в основном молчали в ответ. Впоследствии, если Господь давал нам такую возможность, мы пытались объяснить свою позицию как верным, так и этим «тайным советникам»: Церковь не является «собственностью» Предстоятеля или Синода и руководствуется своими собственными законами.
Каким будет будущее Православной Церкви в Украине? Смогут ли православные в Украине объединиться? Увенчает ли объединительные усилия автокефальный статус, или Украинская Православная Церковь и в дальнейшем будет реализовывать свою поместность в каноническом единстве с Русской Православной Церковью? Приступая к своему служению как Предстоятель Украинской Православной Церкви, мы считали, что окончательное решение этих вопросов состоится при нашей жизни. Однако сейчас, когда она медленно подходит к концу, мы видим, что сделать окончательный выбор модели единства Православной Церкви в Украине со Вселенским Православием станет одной из главных задач Украинской Православной Церкви при наших ближайших преемниках.
Какими бы ни были их взгляды на эти проблемы, к какой бы модели не склонялся в будущем епископат и церковный народ — важно, чтобы проблема автокефалии рассматривалась трезво, а ее понимание было свободным от политических влияний.
Таким образом, заботясь о чистоте церковной жизни и будущем Украинской Православной Церкви, мы, с одной стороны, должны доносить до нашей паствы правильное богословское понимание понятия автокефалии, а с другой — пристально следить, чтобы под прикрытием борьбы «за» или «против» автокефалии в церковное сознание не проникала ересь этнофилетизма, в какой бы форме она не проявлялась: пророссийского «политического православия» или украинского национализма.
Соборность, Предстоятель и свобода других
В нашей Церкви находятся люди с различными взглядами относительно ее будущего. Одним оно видится в сохранении статуса, который мы имеем сегодня. Другие надеются, что Украинская Православная Церковь в будущем получит автокефальный статус и станет еще одной Церковью-сестрой в семье Поместных Православных Церквей.
С политической точки зрения, Предстоятель Церкви должен осуществлять свое управление таким образом, чтобы усиливать партию единомышленников и обессиливать оппонентов. Но если Предстоятель станет во главе той или иной «стороны» (или идеологической партии) внутри Церкви, то он перестанет быть центром единения и потеряет моральное право на умиротворение внутренней церковной жизни. Именно поэтому, имея собственные взгляды на будущее Церкви, мы сознательно пытались стоять в стороне от дискуссионных страстей и, почитая свободу и позицию каждого, оставаться отцом для всех.
Нужна ли членам Церкви свобода, и где ее предел? Должна ли быть соборность в Церкви способом ее жизни или книжным понятием, о котором мы вспоминаем только для объяснения того, чем православное понимание церковности отличается от католического или протестантского? Мало знать правильные ответы на эти вопросы. Нужно жить так, чтобы ценности свободы и соборности были реализованы в церковной жизни. Искренне пытаясь это сделать, мы заставляли себя уступать, ждать, а порой и менять свою позицию или планы, когда последние были непонятными или неприемлемыми для других.
Подытоживая наш опыт, мы можем сегодня обратиться с советом к нашим преемникам на посту Предстоятеля: помните о том, что любая епископская власть осуществляется в Церкви и вместе с Церковью. Предстоятель Церкви — это друг и слуга каждого. Конечно же, именно Предстоятель ответственен за единство и состояние Церкви. Однако для того, чтобы церковное единство не строилось на административных началах, нужно, чтобы Предстоятель уважал свободу других и не нарушал соборного устройства Церкви.
Помните, что при любых условиях, несмотря на множество обязанностей и усталость, Предстоятель должен оставаться человечным и открытым, жертвенно принимая в душу всех, кто в этом нуждается. Цените и искренне любите ближних, которых нам дарует Господь. Не спешите составлять окончательного суждения о человеке, не окружайте себя теми, кто похож на вас или всегда соглашается с мыслями, которые вы высказываете, не только требуйте от своих сотрудников ответственного выполнения возложенных на них задач, но и искренне прощайте, когда они ошибаются или проявляют слабость. Доверяйте своим сотрудникам, но вместе с тем не забывайте лично следить за состоянием церковных дел, помня, что именно на вас возложена ответственность за Церковь. Окружайте себя добросовестными помощниками, но не отказывайтесь и от самостоятельного управления. Ведь ответственность за ошибки, сделанные другими, все равно будет ложиться на Предстоятеля.
Мысли по поводу выбора нового Предстоятеля
Позволим себе высказать несколько мыслей по выборам нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви.
История Церкви знает Предстоятелей, поставленных с Божьего благословения или же через попущение, когда Господь, видя наши грехи и недоверие к Его Промыслу, попускает нам, ради будущего покаяния, вкусить плоды своеволия. Искренне моля Бога отвратить от нас такое испытание, обращаюсь к каждому из епископов нашей Церкви: выбирайте Предстоятеля не из выгоды, руководствуясь не собственными интересами или чужим советом, а имея в виду исключительно интересы Церкви.
Выбирая между собой Предстоятеля, вспомните о вызовах, стоящих перед нашей Церковью, и о том, что современный мир можно назвать слишком прозрачным, когда жизнь каждого из нас полностью открыта для мира. И хотя у каждого из архиереев, наверное, есть свои личные мнения по этому поводу, мы призываем вас помнить о тех требованиях, которым должен отвечать кандидат на должность Предстоятеля.
Выполняя свое служение в обществе, где большинство составляют бедные, иерарх не должен любить богатство или превозноситься своей высокой должностью. Если в Церкви, так же как в мирской жизни, власть будет принадлежать богатым, она ничем не будет отличаться от мира сего.
Живя в обществе, глубоко разделенном по политическим предпочтениям, кандидат в Предстоятели должен постоянно избегать политики. Ведь если во главе Церкви станет человек, душа которого омрачена политическими страстями, то вместо того, чтобы сеять в народе семена веры, такой горе-иерарх будет сеять страсти, которыми полна его душа.
Предстоятель Украинской Православной Церкви должен изнутри знать и чувствовать культуру и традиции народа, среди которого он живет и выполняет архипастырское служение. Ведь человек, который не воспринимает и не чувствует местной культуры, не способен нести полноценно Благую Весть народу, среди которого проповедует.
Не выбирайте и человека, о котором вам известно, что он безответственен или властолюбив. Человек безответственный не позаботится об управлении Церковью или фактически отдаст ее в другие руки. Что же касается властолюбца, то хитростью или лестью получив доверие собратьев- епископов, он непременно предаст и будет ущемлять их в будущем.
Наконец, главное требование, которому беспрекословно должен соответствовать будущий Предстоятель — это живая христианская вера и удостоверенное жизнью искреннее желание быть с Богом, жить по Его воле, ища прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6:33). Ведь без живой веры и опыта молитвы все другие достоинства кандидата на должность Предстоятеля не будут иметь никакого значения.
Настоящие плоды принесет лишь тот, кто будет способен, став во главе Церкви, забыв о собственных интересах, искренне служить полноте Церкви. Законы жизни необратимы. И один из них заключается в том, что кандидатов на высокие должности всегда больше, чем должностей. Предстоятель Украинской Православной Церкви — лишь один, а желающих взять на себя его обязанности хватало уже два года назад.
Зная об этом и имея искренние дружеские чувства ко всем сослужителям- архиереям, советуем всем и умоляем каждого, кто намерен претендовать на должность Предстоятеля: еще раз трезво взгляните на себя и на те таланты, которыми одарил вас Господь, и подумайте, под силу ли вам нести это послушание. Помните: многое из того, что сейчас вам прощают люди, потом они могут поставить вам в упрек. Ведь Предстоятель фактически лишен возможности жить частной жизнью, выбирать, где и когда ему служить, с кем общаться. Более того, он часто даже не имеет возможности почитать любимую книгу или завершить начатые ранее богословские исследования — ведь для этого тоже нужно время, которого катастрофически не хватает иерарху, добровольно согласившемуся стать во главе Церкви.
Важно и то, в какой атмосфере Украинская Православная Церковь примет это судьбоносное решение. В политической жизни избрание на главные должности обычно предусматривает конкуренцию, партийность и глубокое разделение. В Церкви же все должно быть иначе. Однако в ее истории немало примеров, когда борьба за власть рассоривала иерархов и вредила церковному единству. Поэтому предостерегаем и умоляем братьев-архиереев — найдите в себе силы противостоять искушению и не дайте духу лукавства и споров нарушить церковный мир.
Помните, что уже на следующий день после избрания Предстоятеля вам нужно будет строить Церковь вместе. Не ищите среди себя «врагов», не обращайте большого внимания на мнимые или даже и реальные человеческие недостатки. Ведь кто бы ни получил должность Предстоятеля — человек, близкий вам по своим убеждениям или нет, — когда Божьим Промыслом он станет во главе нашей Церкви, каждый из вас должен быть его сотрудником, разделяя его молитвы и труды ради церковного мира и единства.
Дела любви
Двадцать лет, которые мы Божьей милостью стояли во главе Украинской Православной Церкви, пришлись на бурные времена перемен. Общество разделилось на бедных и богатых. Последние поспешно отгородились от первых высокими заборами. Множество людей, особенно пожилого возраста, которые не смогли приспособиться к новым общественным реалиям, оказались за чертой бедности. В этой ситуации Церковь должна стать инициатором и посредником диалога между богатыми и бедными, не только напоминая новым богачам об их социальной ответственности, но и действенно помогая обездоленным. Однако Церковь, к сожалению, не смогла вовремя отреагировать на новые вызовы. Отчасти потому, что долгое время была искусственно отделена от общественной жизни. Отчасти потому, что сама в то время активно залечивала раны, нанесенные репрессивной советской машиной. Впрочем, следует признать, что в этом есть и наша вина.
Сегодня, когда наша Церковь наконец возрождает опыт социального служения, пришло время особого внимания Церкви к проблемам обездоленных. Действенная, реальная помощь этим людям должна предоставляться на всех церковных уровнях: приходов, благочиний, епархий. Но осуществляя дела любви, мы не должны думать, будто делаем нечто необычное, стоящее особой благодарности. Следует помнить: без ежедневных дел милосердия Церковь не может быть образом Христовой любви, а значит, не может быть собой.
«Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан» (Притч. 21:13). Комментируя это место из Книги притчей Соломоновых, святитель Феофан Затворник писал: «Мы часто удивляемся, почему Бог не слышит наших молитв. Вот и причина! Это происходит потому, что были, наверное, случаи, когда мы затыкали уши от слов, которыми умоляли нас нуждающиеся, вот и нас не слышит Господь. Невелика беда, когда не слышится молитва о чем-то временном, а горе, если не станет Господь нас слушать, когда начнем молиться Ему об отпущении грехов наших. А не станет, если вопль к Нему тех, кем мы пренебрегли, окажется сильнее наши молитв. Нужно спешить отвлечь бедствие, по примеру Закхея, которому за его мудрое решение сказал Господь: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19:9)».
Отношения с государством и обществом
Начиная свое служение в Украине как Предстоятель Украинской Православной Церкви, мы попали в ситуацию жесткого неприятия нашей Церкви и ее позиции со стороны государственной власти. Впоследствии вмешательство государственных органов в церковную жизнь ослабло. Ситуация поликонфессиональности, в которой оказалось украинское общество, имела свои недостатки и преимущества. С одной стороны, это соблазняло власти манипулировать церквями, которые теперь воспринимались ими именно во множественном числе, для продвижения собственных интересов.
Впрочем, парадоксальным образом, поликонфессиональность удержала и государство, и церковную общину от соблазна огосударствления Церкви, превращения ее в составляющую государственной власти.
Церковь в своих отношениях с государством и в дальнейшем должна, с одной стороны, приветствовать желание государства сотрудничать, особенно в социальных сферах и образовании, а с другой — ценить и оберегать свою свободу, помня, что ее очень легко потерять и очень трудно вернуть. Помните, что слишком тесный союз Церкви с миром и «князьями человеческими» может привести к тому, что народ потеряет к ней доверие, усмотрит в Церкви лишь внешнее, то есть будет воспринимать ее как государственное учреждение, где организуется его религиозная жизнь и отправляются его религиозные потребности.
Зато Церковь должна уделять больше внимания развитию отношений с обществом: чувствовать его стремления и беспокойства, должным образом реагируя на них. Церковь должна выступать посредником между государством и обществом. В конфликтах между государством и обществом, которые достались Украине в наследство от советской эпохи, Церковь должна занимать сторону общества, неотъемлемую часть которого составляют члены Церкви. Будущий Предстоятель Церкви должен заботиться о развитии программ помощи обществу — особенно его обездоленной части.
Роль Церкви в объединении общества
Украинская Православная Церковь имеет особую миссию объединения украинского общества. Украина — государство, в политической и культурной жизни которой ощутимо разделение на два социокультурные сообщества: восточное и западное, Левобережье и Правобережье. Восточное украинство не в последнюю очередь сформировалось в результате взаимодействия украинской и российской культур. Западная социокультурная общность сложилась преимущественно в результате взаимодействия с другими европейскими культурами.
К сожалению, многие политики используют культурные различия между востоком и западом нашей страны для своих собственных целей, тем самым разделяя ее. Но, с точки зрения Церкви, эти различия являются не слабостью Украины, а ее силой. Ведь разнообразие всегда содержит в себе огромный потенциал для развития. И Церковь должна способствовать реализации творческого потенциала украинского разнообразия.
Украинская Православная Церковь объединяет восток и запад, юг и север нашей страны. Она составляет пример для объединения Украины, где никто не считает другого менее достойным. Наш наследник должен заботиться о единстве Церкви и украинского народа на основе взаимоуважения и терпения, которые заповедовал Господь.
Объединительное значение Киевского наследия
Передавая давнюю кафедру Киевских митрополитов нашему преемнику, мы также должны сказать несколько слов о значении богохранимого града Киева для Украины и нашего церковного сознания.
Осознавая место Руси в мировой истории, древнерусские книжники символически отождествляли ее с главным городом государства — Киевом, перестроенным во времена Ярослава Мудрого по образцу Иерусалима. Так возникла «киевская идея», которая пыталась определить место Руси и Украины в мировой истории через восприятие древнего Киева как «нового Иерусалима».
Истоки этой идеи уходят во времена Киевской Руси. «Повесть временных лет» с ее преданием о возникновении Киева по благословению апостола Андрея Первозванного, идея Киева как города Божьего избрания и Присутствия в «Слове о законе и благодати», Киев как «второй русский Иерусалим» митрополита Иова Борецкого или образ небесного «святого Киева» у Тараса Шевченко… Стоит только назвать несколько выдающихся фигур истории и культуры и становится понятно: идея Киева как нового Иерусалима действительно издавна играет символическую объединительную роль в украинском сознании и культуре.
Возложив надежду на Господа, будем просить у Него помощи и щедрой милости и верить, что вместе с нами за народ Украины и его Церковь молитвы Господу и Пресвятой Богородице подносят и сонмы святых Земли Русской: святой равноапостольный князь Владимир и благоверный князь Ярослав Мудрый, святители Иларион, Михаил, Макарий и Петр, митрополиты Киевские, святитель Димитрий Ростовский, святые Антоний, Феодосий и все преподобные отцы Киево-Печерские, преподобные отцы Иов Почаевский, Афанасий Брестский, Николай, князь Луцкий, Макарий Каневский, Феодор князь Острожский, священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, со всеми Новомучениками и исповедниками веры, которые страданиями и кровью засвидетельствовали свою верность Воскресшему, и весь сонм святых, прославившихся на нашей земле.
Заключение
Хотим напомнить всем верным Украинской Православной Церкви, а прежде всего нашим собратьям-архиереям, несколько мудрых слов из завещания святого князя Ярослава Мудрого, времена правления которого навсегда останутся «золотым веком» в истории Киевской Руси:
«Вот я и отхожу из этого мира, а вы, дети мои, живите между собой в любви … Если будете жить в любви между собой, и Бог будет с вами, и окучит под вас врагов ваших, и будете мирно жить. Но когда будете в ненависти жить, в ссорах и междоусобицах, то и сами погибнете, и землю отцов и дедов своих погубите, которую получили трудом великим» (Повесть временных лет).
Будем избегать соблазнов, сохранять мир в душах, оберегать единство Церкви и нашего земного Отечества, и тогда, подойдя к воротам смерти, мы по Божьей милости попадем в тот вечный город, который увидел тайновидец апостол: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба… »(Откр. 21: 2).
Благодать Господа Нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами.
+ ВЛАДИМИР
МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
20.Х.2013
Источник: Фонд памяти Блаженнейшего митрополита Владимира
Перевод с украинского: редакция портала «Правмир»