Свой вклад в подготовку и проведение выставки внесли следующие организации: Министерство Культуры Российской Федерации, Мультимедия Арт Музей Москвы, Московский дом фотографии, Греко-американский союз, Греко-американский университет/колледж, Музей фотографии Салоник, Российская национальная библиотека и московский издательский дом “Индрик”. Выставка проводится в рамках фестиваля “Дни русской культуры в Греции” и продлится до 29 ноября 2014 года в галерее Хадзикириакос-Гикас Греко-американского Союза.
Основу выставки составляют фотографии из двух альбомов: “Виды Валаамского монастыря” 1887 года из коллекции Российской национальной библиотеки и альбома “Монастыри и скиты Святой Горы” 1881 года, принадлежавшего великому князю Константину Константиновичу Романову. Материалы этого альбома подготовлены издательством “Идрик”, создавшим соответствующее издание.
Мнения историков относительно даты основания Валаамского монастыря разнятся. Некоторые связывают ее со временем Крещения Руси, в то время как другие относят к более позднему периоду. В годы своего расцвета (XV-XVI вв.) Валаам являлся центром и эталоном монашества для всего севера, наравне с Киево-Печерской Лаврой юго-западной части России и Троице-Сергиевой Лаврой Центральной России.
После разрушения монастыря в 1611 году он пустовал почти сто лет до 1715 года, когда вышел указ Петра Великого о его восстановлении. Так началось возрождение Валаамского монастыря: были построены храмы, часовня, скиты, помещения для приема паломников. Монастырь принимал всех нуждающихся, давая им пищу, кров, материальную и медицинскую помощь.
Важным событием в жизни монастыря стал визит императора Александра I в 1819 году. Слава Валаама распространилась по всей православной России и вышла за ее пределы. Паломники приезжали даже из монастырей Святой Горы. В 1858 году монастырь посетила царская семья. XIX век стал периодом величайшего расцвета монастыря, что отражено и на фотографиях, где в деталях изображены постройки и можно проследить историю монастыря. В начале XX века Валаамский монастырь насчитывал 13 скитов.
В годы антихристианских гонений Валаам, как и другие русские монастыри, стал испытывать трудности. Сохранившиеся фотографии из других источников конца XIX – начала XX вв. послужили восстановлению монастырских построек в первозданном виде после пережитых ими в XX веке испытаний, опустошения и забытья. Помимо сведений относительно архитектуры монастырских зданий, фотографии запечатлели и девственные пейзажи этой местности, а также явились редким источником, описывающим монастырский быт.
Святая Гора Афон была центром восточного монашества. В 2003 году Г.И. Вздорнов, корреспондент Российской Академии Наук, обнаружил в Петербурге, в архивах института археологии РАН, афонский альбом и предложил опубликовать фотографии монастырей и скитов Святой Горы. Как гласило название книги, альбом принадлежал Константину Константиновичу Романову и был подарен ему во время его поездки на Афон в 1881 году. Великий князь Константин Константинович прибыл на Афон вечером 14 августа 1881 года на греческой шхуне “Зезуапе”. В период с 15 по 18 августа он посетил русский монастырь святого Пантелеимона, Кариес, Протат, Свято-Андреевский скит, Иверский монастырь, скит пророка Илии, монастыри Ватопед и Зограф. Альбом, подаренный князю 18 августа, принадлежал ему с 1881 по 1915 гг. и хранился в Мраморном дворце Петербурга. В настоящее время альбом находится в фотоархиве Института истории и материальной культуры Санкт-Петербурга. В ходе работ выяснилось, что еще четыре аналогичных альбома принадлежали и царской семье: они были подарены от имени русского монастыря святого Пантелеимона великому князю Алексею Александровичу, императрице Марии Александровне, императору Александру III и, вероятно, Александру II.
Фотографии Святой Горы из царских альбомов были отсняты в период с 1867 по 1872 гг. монахами Свято-Пантелеимонова монастыря, отцом Леонтием и отцом Геннадием, и были напечатаны монастырской мастерской. Целью этих фотографий было не только точное отображение всех построек афонских монастырей. Авторы также стремились запечатлеть прекрасные пейзажи и достопримечательности Святой Горы. Со второй половины XIX и до начала XX вв. в облике афонских зданий произошел ряд изменений. В период, когда были сделаны фотографии, реставрационные работы больших зданий только начались, а значит, эти фотографии уникальны, поскольку представляют Афон XVII-XVIII вв., лишенный больших кафедральных храмов и высоких зданий.
Особенное восхищение вызывает инициатива братства русского монастыря во главе с кафигуменом, монахом-великосхимником Иеронимом, который попросил отцов Леонтия и Геннадия запечатлеть Афон на таких крупноформатных фотографиях. Многие пейзажи, которые выбрали фотографы, стали классическими и появлялись в более поздних альбомах Святой Горы. На фотографиях отсутствуют случайные сцены, снимки показывают каждый монастырь и скит в наиболее удачном ракурсе, отображают очертания монастыря на фоне пейзажа, а также скрывают некоторые монастырские постройки и, наконец, фотографии отличаются высоким профессионализмом и абсолютной четкостью изображения. Кроме того, это реальное запечатление Святой Горы середины XIX века, какой она стала по прошествии девяти веков, когда здесь были основаны первые монастыри.
Фотографии взяты с официального сайта Мультимедия Арт Музея Москвы
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.