Cвятитель Макарий, Митрополит Московский и Коломенский
Духовный образ святителя Макария Московского
В последнее время был канонизован огромный лик русских святых и среди них — три Предстоятеля Русской Церкви: Святейшие Патриархи Тихон (†1925; пам. 25 марта) и Иов (†1607; пам. 19 июня), а также Всероссийский Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.), Предстоятель Русской Церкви XVI века. Он известен как аскет-молитвенник, благочестивый подвижник и собеседник святых современников. Это выдающийся деятель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды предпринял попытку — всё с большим успехом — и осуществил собрание воедино всей духовной литературы Руси того времени. С его именем связано первое систематическое изложение истории — составление Степенной Книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности — учреждение книгопечатания на Руси. Многочисленны источники, освещающие труды святителя Макария, — это летописи, повести, жития, службы, иконы, акты, записки иностранцев и т. д.
Его вхождению в Церковь, как и у всех верующих, послужила святая купель. В Таинстве Крещения крещаемый получает, по учению Православной Церкви, Ангела-хранителя1, а также имя святого подвижника, который становится для крещаемого Небесным покровителем в течение всей его жизни, подвигам которого он должен подражать. “…в Церкви Божией имя есть печать союза, или завета с Богом, Работающим же Мне, говорит Господь, наречется имя новое (Ис 65:15)”2. При Крещении будущий Святитель, как удалось установить, был назван во имя Архистратига Небесных Сил — Архангела Михаила (пам. 8 ноября)3. Мирское имя святителя Макария очень многозначительно. «Имя Архистратига Небесных Сил, первое из тварных имён духовного мира, Михаил, самой этимологией своей указывает на высшую меру духовности, на особливую близость к Вечному: оно значит “Кто как Бог”, или “Тот, Кто как Бог”. Оно означает, следовательно, наивысшую ступень богоподобия»4. Будучи москвичом, отрок Михаил мог бывать на богослужениях в Кремле в великокняжеском Архангельском соборе5.
В раннем возрасте Михаил ушёл в обитель преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая), где ранее принял монашеский постриг преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сент.), которого особо чтил Митрополит Макарий. Преподобный подвижник называл постриг вторым Крещением6. В Древней Руси существовала традиция, когда новое монашеское имя начиналось на ту же букву, что и мирское7. При постриге будущему Всероссийскому Митрополиту было дано имя в честь египетского подвижника — преподобного Макария Beликого (†391; пам. 19 янв.)8.
“Приемля имена святых Божиих, мы обязаны ревновать их добродетелям и своею богоугодною жизнию выражать значение своего имени, дабы стяжать их молитвы в помощь и покров себе”9, — говорит богослов-литургист XIX века. Это предназначение христианина ещё более актуально для монаха. О важности христианского имени говорит отец Павел Флоренский: «В Житиях, Прологах, церковных песнопениях многочисленны указания о ярком выражении святым духовной сущности своего имени. “По имени и житие” — стереотипная формула Житий; по имени — житие, а не по Житию. Имя оценивается Церковью, а за нею — и всем православным народом, как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея; а святой — как наилучший её выразитель, своё эмпирическое существование соделавший так, что чрез него нам светит благороднейший свет данного имени»10.
Имя Макарий означает ‘блаженный’. Протоиерей Григорий Дьяченко, объясняя смысл слова блаженный, указывает на ряд текстов из Священного Писания: Блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак 1:12); Блажени, ихже отпустишася беззакония и ихже прикрышася греси (Рим 4:7). Далее он пишет: “Блаженными, кроме юродивых, святая Церковь ещё называет: 1) сокровенных святых, работавших и угодивших Богу втайне, сокровенно, посреде, как говорит предание, народа и молв житейских-мирскиx… 2) наконец — тех святых, коих святость засвидетельствована пред Церковью не только славою собственных дел, которая осталась сокровенною, сколько доказана свидетельством других”. В качестве примера при этом указывается на святителя Григория, Патриарха Антиохийского (†593, пам. 20 апр.)11. Последний был монахом-подвижником и “против воли” был поставлен на Патриаршество12.
Более тщательное исследование о значении имени Макарий с разбором его лингвистических особенностей предпринял отец Павел Флоренский. Из его работы мы узнаём, что “слово makЈrioj выражает мысль об умиротворённости сердечного кружения, о полной успокоенности парящих помыслов сердца <…> в состоянии makar…a кончается самопоедание сердца”13. Таким образом, это имя означает достижение высокого духовного совершенства.
Многие имена нашли отражение в русской словесности и имеют свою характерную особенность, “…в имени народное творчество отмечает <…> тот или другой отдельный признак или некоторое небольшое число их, особенно существенных <…> очень метко и неслучайно подсмотренных носителями данного имени”, — пишет отец Павел Флоренский14. Народное словесное творчество рисует личность с именем Макарий (в разговорной традиции Макар) как очень простого и страдающего человека: “Нашему Макарке все огарки”, “На бедного Макара везде беда напала”, “На бедного Макара и шишки все валятся”, “Загонят, куда Макар телят не гонял”, “Не Макару с боярами знаться”15. Эти поговорки нашли отражение в рассказе писателя В. Г. Короленко “Сон Макара (Святочный рассказ)”. Он начинается так: “Этот сон видел бедный Макар, который загнал своих телят в далекие, угрюмые страны, — тот самый Макар, на которого, как известно, валятся все шишки…”16.
Народная мудрость свидетельствует, что в судьбе Макара возможны изменения, что явствует из следующей поговорки: “Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал”17. Здесь видится удивление в связи с такой невероятной метаморфозой, приключившейся с человеком маленьким, зависимым, который ничего особенного не ждёт в жизни. Об этом же говорит и реакция забитого, унижаемого Макара на неожиданное приветствие, которое он воспринимает как незаслуженное: “Макару поклон, а Макар на семь сторон”18.
…Своё служение в Церкви святитель Макарий начинал в Боровской обители, где, как известно, он, “много лет пребывая во уставе преподобного Пафнутия, в немже много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив”19. Затем началось его восхождение по иерархической лестнице. Став настоятелем Можайского Лужецкого монастыря, он устроил в соборном храме придел во имя преподобного Макария Египетского20. Незадолго до кончины Святитель дал вклад в Лужецкий монастырь, завещая творить по себе поминальные трапезы для братии обители в день памяти преподобного Макария Египетского.
Начало своего архипастырского служения Святитель положил в Великом Новгороде, архиерейская кафедра в котором до того около 17 лет вдовствовала, а последние четыре Святителя были сведены с владычнего престола. Став же Московским Митрополитом, святитель Макарий явился единственным Предстоятелем Русской Церкви, при котором два его предшественника, Митрополиты Даниил (1522–1539; †1547) и Иоасаф (1539–1542; †1555), сведённые с престола в результате боярских нестроений, были ещё живы и находились на покое. При поставлении на Митрополию святитель Макарий много “отрицался”, о чём перед кончиной он писал в своей Прощальной грамоте21.
Во время его первосвятительства имел место случай, когда при умирении бояр Митрополиту Макарию порвали мантию, об этом позднее царь Иоанн Грозный напомнил А. Курбскому22. Будучи поругаем, блаженный иерарх явился избранным сосудом Божиим, воспринимая всё с христианским смирением, “занеже убо от зельного воздержания и поста елико ему едва ходити, кроток же и смирен и милостив ко всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаше злобою отроча обреташеся, умом всегда совершен бываше”23. За свои подвиги он стяжал от современников именование чюдного. В одном агиографическом памятнике того времени читаем: “Тогда же на превелицемь пресветлом престоле Великыа Митрополиа Русскыа чюдный в добродетелех Макарие сиаа, иже прежде бысть на многа лета архиепископ преименитому Великому Новуграду”24.
В своей многотрудной жизни митрополит Макарий почитал египетского подвижника, своего Небесного Покровителя25. Тем самым он исполнил слова Священного Писания: Да не лениви будете, но подражателе наследствующих обетования верою и долготерпением (Евр 6:12). В великих Четьях Минеях под 19 января Святитель поместил память-житие двух подвижников: преподобного Макария Римского и Макария “Египтянина пустынника”, затем “Поучение блаженнаго Макариа”. Довольно пространно “Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Макариа Египтянина, списано Серапионом, учеником Великаго Антониа”, которое имеет такое начало: “Тому отечество убо Египет, в немже златоструйный Нил река проходит”. Другое Житие начинается словами: “Святый Макарий Египетскый бяше пустынное рожение и воспитание от младых ногтей добродетель проходя”26.
В Службе блаженному Михаилу Клопскому (†1456; пам. 11 янв.) один из тропарей канона начинается с имени преподобного Макария Великого, с подвигом которого сравниваются подвиги новгородского святого. А из акростиха канона узнаём, что это гимнографическое творение было написано по благословению святителя Макария, когда он был архиепископом в Новгороде27. В контексте акростиха имя Преподобного свидетельствует о святителе Макарии, а по содержанию тропаря канона — о Макарии Египетском. Амбивалентность данного имени здесь не случайна: Митрополит Макарий, несомненно, чтил преподобного Макария Египетского.
“Интересна древнерусская иконография преподобного Макария Египетского, связанная с такими культурными центрами Древней Руси, как Новгород, Владимир, Москва”28. Самое раннее изображение этого святого в Московской Руси датируется 1378 годом и находится в храме Спаса на Ильине в Новгороде. Хранившуюся в этом храме икону Знамения Богоматери святитель Макарий сам поновлял и, можно думать, мог видеть изображение своего святого. Хронологически близка к данному изображению фреска всемирно известного иконописца — преподобного Андрея Рублёва (XV в.; пам. 4 июля), созданная им в Успенском соборе города Владимира в 1408 году. Именно в этом соборе Святитель призывал русское войско к дисциплине во время Казанского похода 1550 года. Существенно отличается от названных изображений фреска Благовещенского собора в Московском Кремле начала XVI века, написанная Феодосием, сыном прославленного русского мастера Дионисия. На ней Преподобный изображён не как пустынник-аскет, а как инок в монашеском одеянии. Все перечисленные изображения египетского подвижника видел в разное время своей жизни святитель Макарий. Будучи сам иконописцем, он, конечно же, написал для себя икону своего Небесного Покровителя.
В Службе святителю Макарию неоднократно говорится, что он следовал Евангельским Заповедям блаженств29 и подражал египетскому пустыннику: “Макария Великого имя носил еси, его житию последуя в посте и подвизех, воздержании и кротости…”30. По принципу службы преподобного Михаила Клопского построен акростих и в службе Святителю31.
Ко времени святителя Макария на Руси уже были известны своими подвигами святые соотечественники, носившие это имя. Имя египетского подвижника носили преподобный Макарий, постник Киево-Печерский (XII в.; пам. 19 янв.), преподобный Макарий Унженский (†1444; пам. 25 июля), преподобный Макарий Калязинский (†1483; пам 17 марта), который был канонизован на Макарьевском Соборе 1547 года. Кроме того, во время первосвятительства Митрополита Макария это же имя носили и другие иерархи Православных Церквей. Киевскую Митрополию возглавлял Митрополит Макарий, правление которого (1534–1555) соприкасается со временем святителя Макария, хотя об их общении сведений не имеется32. В среде Восточной иерархии известны митрополит Христианопольский Макарий, митрополит Кесарийский и Каппадокийский Макарий, епископ Сербский Макарий. Их подписи поставлены на грамоте, утверждающей царское венчание Иоанна Грозного33. Синайскому архиепископу Макарию из Москвы посылались “на тысячу золотых рухляди для обновления Синайского монастыря”34. Попутно можно привести следующее высказывание протоиерея Сергия Булгакова об имени: “Оно индивидуально для данного лица, но оно вовсе не индивидуально само по себе: как идея оно осуществляется во многих феноменальных экземплярах”35.
Наряду со своим Небесным покровителем святитель Макарий глубоко чтил великого чудотворца святителя Николая Мирликийского. Истоки этого явления можно относить ко времени его настоятельства в Можайском Лужецком монастыре. В Можайске, как известно, находился почитаемый чудотворный образ Николы Можайского. В 1532 году Д. Сырков по повелению святителя Макария построил в Великом Новгороде на владычном дворе храм святителя Николая36. Затем в 1555 году Первосвятитель поновлял принесённый в Москву Великорецкий образ святителя Николая. Во время чудесного явления свирскому игумену Иродиону Митрополита Макария вместе с преподобным Александром Свирским у Святителя в руках была икона Чудотворца Николая37.
Если Боровский период Святителя можно связывать с началом почитания им преподобного Макария Египетского, что обусловлено было его монашеским постригом, то Можайский период — с началом почитания святителя Чудотворца Николая, а Новгородский — с почитанием Святой Софии Премудрости Божией. Великий Новгород традиционно в древности именовался домом святой Софии38. Её прославлению содействовал владыка Макарий. В 1528 году “боголюбивыи архиепископ Макарии и иконы во святеи Софеи повеле по чину поставити: самую чюдную икону святу Софию выше воздвиг <…> и пелены от паволок устрои, велми чюдно и лепо видети, и прочая иконы по чину повеле поставити”39, — говорится в летописи. По святительскому же благословению над западными дверями собора также был написан образ святой Софии40.
Можно предполагать даже, что истоки благоговейного почитания Софии Премудрости Божией зародились у Святителя еще до Новгорода. Из библиотеки Пафнутиево-Боровского монастыря сохранилась рукопись с творениями святителя Дионисия Ареопагита, присланная туда в 1503 году известным сподвижником архиепископа Геннадия Новгородского архидиаконом Герасимом Поповкой41. В ней инок Макарий, будущий Новгородский владыка, мог, например, прочесть следующее: “Добре убо премудрая и благаа Премудрость от словес въспевается, чашу тайную поставляещи и священное ея пиво предизливаящи паче ж пръвее сих твръдыа пищи предлагаящи и с высокыми проповеданием сама требуящи их ея благолепотне желающи сугубну убо пищу Божественнаа Премудрость предлагает: ова убо тврърду и пребывателну, ову же мокру и излеваему, и в чяши подаесть промыслителное ея благости съездаваящих Премудрость дом себе глаголется и в себе и твръдыя пища и пива и чащу предлагаящи, яко же быти иже Божественнаа благолепне слагаящим явленно”42. В другом месте этой рукописи читаем: “Принести ж аще мнится благыи в вечныи Живот и яко премудр и яко самопремудрость да въспоем, паче же въсекыя премудрости съставителен и паче въсеою премудрости разума паче сущь же бо тъчию Бог преисполнен есть Премудрости и разума Его бысть числа, но и всякого слова и ума и премудрости превыше седит и сеи преславне разумев Божественыи въистину мужь общи нашь и наставника солнца буе Божие премудреиша человек глаголет”43. Другая рукопись ХV века из библиотеки Пафнутиева монастыря44 содержит “Слово о Премудрости”, опубликованное А. И. Никольским45. Оно начинается словами: “Неизречененнаго девъства чистота, смиренныя мудрости истинна, имеет бо над главою Христа Слова, бо есть мудрость Сын Слово Божие, простерта бо небеса выспрь Господа. Преклони бо небеса и сниде в Деву…”46.
Начало, положенное в Боровской обители, получило продолжение в Великом Новгороде и, наконец, в стольном граде Москве. Чтобы подтвердить данные наблюдения, приведём два высказывания современных исследователей. Знаток древнерусской живописи В. И. Антонова говорит: “Распространение в Москве икон Софии Премудрости Божией, патронального изображения Софийского собора в Новгороде, можно связать со временем Митрополита Макария (1542–1563), бывшего ранее, в 1526–1542 гг., архиепископом Новгородским”47. Тема “Софии Премудрости Божией”, воплощённая в иконах, которые в большинстве появляются в Москве с середины XVI века, как бы завершает космогонический круг идей и венчает “венцом Премудрости всё мироздание. Именно в это время устремления московских великих князей получают окончательное выражение. В идеалах царствования Иоанна Грозного “Богохранимая держава” уподобляется “царству Премудрости Божией”. Интересно, что в этих иконах нашли отражение и ортодоксальные идеалы поры Митрополита Макария48. Литая иконка с изображением святой Софии имеется на обороте оплечья саккоса Митрополита Макария, который подарил ему царь Иоанн Грозный в 1558 году. Таким образом, распространение почитания святой Софии в Москве связано с именем Митрополита Макария и обусловлено тем, что он ранее управлял в Новгороде престолом “Святыя Софии неизреченныя Премудрости Божией”. Поистине, Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее <…> обладающий ею наследует славу (Сир 4:12,14).
Литая икона Софии Премудрости Божией.
Оборот оплечья саккоса святителя Макария Московского
Святитель Макарий прославился тем, что, будучи на Первосвятительском престоле, он своими трудами соборне прославил множество русских святых на Соборах 1547 и 1549 годов. Одновременно в течение всей жизни он лично общался со многими святыми современниками, которые позднее также были причислены к лику святых Русской Церковью49. Связующим звеном между теми и другими стал преподобный Александр Свирский (†1533; пам. 30 авг.), прославленный в 1547 году. Его постриженника и ученика, преподобного Макария Римлянина Новгородского Чудотворца (XVI в.; пам. 19 янв.), святитель Макарий возвёл в сан игумена основанного им монастыря50.
Имя, данное Церковью, — это то немногое, что мы унесём с собою в иной мир вечности. Протоиерей Сергий Булгаков пишет: «В христианском календаре имена даются в честь определённых святых: значит, имя даётся не вообще, но определённого качества <…> И этот качественный оттенок имени не остаётся безразличным, совсем напротив, есть столько же видов каждого имени, сколько конкретных его осуществлений. Здесь мы не имеем в виду значения участия небесного покровителя, “ангела”, к лику которого, как бы к семейству, принадлежит носитель данного имени, но действие самого этого имени. Впрочем, и это покровительство “ангела”, онтологически рассматриваемое, есть вариант действительности имени, потому что особливая связь, существующая между святым и ему тезоименитыми, основывается не на каких-либо специальных причинах (как может быть особая близость к разным святым по тем или иным причинам), но именно вследствие единоимённости: общее имя связывает и общую судьбу, как бы ни были различны отдельные уделы»51. Ниже автор продолжает: “Имя <…> формует, изнутри определяет своего носителя: не он носит имя, которым называется, но в известном смысле оно его носит как внутренняя целепричина, энтелехия, по силе которой жёлудь развивается дубом, а зерно — пшеничным колосом, хоть судьбы разных дубов и разных колосьев могут быть и различны”52.
Большую часть своей жизни святитель Макарий носил имя великого Святого, который стоит у истоков православного подвижнического монашества. Митрополит Макарий исполнил завет Священного Писания о наставниках, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр 13:7). “Блаженство” и скорби постоянно сопровождали Великого иераpxa53 на жизненном пути. Пройдя земное поприще, Митрополит Макарий, подобно Евангельскому благому и доброму рабу, не закопал, а развил данные ему от Бога таланты (Мф 25:14–30). В службе Святителю говорится: “Лествицею добродетелей на Небеса возшел еси, тем и Христос тя, Святителю, еще на земли суща, в меру возраста приведе”54. Митрополит Макарий прошёл путь от послушника Пафнутиево-Боровского монастыря до Предстоятеля Русской Церкви, — путь, наполненный трудами, подвигами, скорбями и стяжанием добродетелей — в подражание своему Небесному Покровителю. И Господь наградил Святителя при жизни многими добродетелями и после кончины он был прославлен в дни великого юбилея Русской Церкви — 1000 летия Крещения Руси.
1Воронец Е. Об ангелах хранителях и о подражании современным святым. Харьков, 1877. Следует отметить, что различие между Ангелом-хранителем и Небесным покровителем у нас утратилось. Поэтому в день именин, то есть празднования святого подвижника, традиционно поздравляют с днём Ангела (!). В понедельник же, день недельного прославления бесплотных сил, или в праздник Собора небесных сил (8 ноября) мы почему-то не вспоминаем своих Ангелов-хранителей. Можно привести такое важное высказывание святителя Феофана Затворника (†1894; пам. 10 янв.): “Как вы относитесь к Ангелу Хранителю, — добре. Но Ангел одно лицо, а святой соименный — другое. Что они одно — это спиритская выдумка”. — Собрание писем святителя Феофана. М., 1899. Вып. 6. С. 14.
2Протоиерей Г. Дебольский. Православная Церковь в её Таинствах, Богослужении, обрядах и требах. М., 1993. С. 77.
3См. Священник П. Веретенников. Первосвятительская деятельность Макария, Митрополита Московского и всея Руси (†1563) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1980–1981. № 105–108. С. 234. Прим. 1.
4Священник П. Флоренский. Имена. Б. м., 1993. С. 258.
5О почитании Архангела Михаила на Руси см. Тихомирова К. Г. Героическое сказание в древнерусской живописи // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв. М., 1970. С. 7–28; Мальцев М. В. Почитание св. Архистратига Михаила в Русской православной традиции. 2. Св. Архистратиг Михаил — Небесный покровитель русских князей // Православие и русская народная культура. М., 1995. Вып. 5. С. 91–131.
6Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 152.
7Сазонов С. В. Монашеское имя Александра Невского и традиции монашеского имянаречения в средневековой Руси // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1994. Вып. 6. С. 16–24.
8Приведём примеры переименований русских святых за сентябрь-ноябрь месяцы по труду архиепископа Филарета Черниговского “Жития святых”: преподобный Иосиф Волоцкий в миру Иоанн; преподобный Афанасий Высоцкий в миру Андрей; преподобный Никандр Псковский в миру Никон; преподобный Галактион Вологодский в миру Гавриил; преподобный Ефрем Перекомский в миру Евстафий; преподобный Кассиан Угличский Грек в миру Константин; святитель Дионисий Суздальский в миру Давид; преподобная Евпраксия Псковская в миру Евфросиния; преподобный Иов Почаевский в миру Иоанн; святитель Димитрий Ростовский в миру Даниил; преподобный Авраамий Ростовский в миру Аверкий; святитель Иона Новгородский в миру Иоанн; святитель Герман Казанский в миру Григорий; преподобный Филипп Иранский в миру Феофил; святитель Митрофан Воронежский в миру Михаил; преподобный Диодор Юрьегорский в миру Диомид и т. д.
9Протоиерей Г. Дебольский. Православная Церковь… С. 78.
10Священник П. Флоренский. Имена. С. 34–35.
11Протоиерей Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь (со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). М., 1993. С. 47.
12Архиепископ Черниговский Филарет. Жития святых, чтимых Православною Церковью. Изд. 2. СПб., 1892. Месяц апрель. С. 194.
13Священник П. Флоренский. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах. М., 1914. С. 188.
14Священник П. Флоренский. Имена. С. 30.
15Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989. С. 92. Исключением из вышеприведенных поговорок является следующая: “Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал”. — Круглый год… С. 92. День памяти преподобного Макария отразился также в поговорках по фенологии: “Ясный солнечный Макарьев день — ранняя весна”; “Если на Макарья метель, то на всю масленицу”. — Круглый год… С. 92.
16Короленко В. Г. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1953. С. 5. Образ Макара нашёл также отражение в творчестве еще одного русского писателя — Ф. М. Достоевского, в его романе “Подросток”. Благодарю за это указание игумена Андроника (Трубачёва). — а. М. Также см. и повесть Достоевского “Бедные люди”. — Ред.
17Круглый год… С. 92.
18Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. П. Аникина. М., 1988. С. 171.
19Послание опального к Новгородскому архиепископу Макарию // Православный собеседник. Казань, 1863. Ч. 3. С. 412; Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 356–357.
20Архимандрит Макарий. Можайский период Всероссийского Митрополита Макария // Альфа и Омега. 1997. № 3(14). С. 179.
21ПСРЛ (Полное собрание русских летописей). Т. 13. Ч. 2. СПб., 1906. С. 375.
22Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 34.
23Жарков И. А. К истории московских пожаров 1547 г. // Исторический архив. 1962. Кн. 3. С. 225; Повесть о московском пожаре 1547 года // Макариевские чтения: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в. Материалы XIII Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария. Можайск, 2006. Вып. 13. С. 32.
24Охотина Н. А. “Сказание о Валаамском монастыре” — неизвестное сочинение второй половины ХVI в. // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1993. Т. 47. С. 142.
25Интересно отметить такую параллель. В начале подвижнической жизни преподобный Макарий Египетский был ложно обвинён девицей, ждавшей ребёнка, в том, что пустынник явился причиной её позора. Некоторые исследователи XIX–XX вв. считали, что Митрополит Макарий был первоначально женат (Заусцинский К. Макарий Митрополит всея России // Журнал Министерства народного просвещения. 1881. № 10. С. 213; Карташёв А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. Т. 1. С. 426), что, однако, основано на палеографическом недоразумении; см. Диакон П. Веретенников. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526–1542) // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 8. С. 74. Прим. 1.
26Архимандрит Иосиф. Подробное оглавление Великих Четиих Миней Всероссийского Митрополита Макария. М., 1892. Ч. 1. Стб. 405. В день памяти преподобного Макария Великого один писец, трудившийся над перепиской Великих Четьих Миней, закончив труд, написал: “Написаны быша книги сиа Козма Индикоплов повелением государя преосвященнаго архиепископа Великого Новагорода и Пскова, владыки Макариа: умножи Господи живот его”. — Там же. Ч. 2. Стб. 455.
27Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по современным Минеям). Париж, 1951. С. 198–199.
28Архимандрит Макарий. О почитании на Руси преподобного Макария Великого, подвижника Египетского // Макариевские чтения. Можайск, 1995. Вып. 3. Ч. 1. С. 21.
29См. стихиры на “Господи воззвах”, вторую стихиру на стиховне, а также стихиры на хвалитех. — Служба и Акафист святителю Макарию, Митрополиту Московскому и всея Руси, Чудотворцу. М., 1993. С. 3–4, 14–15.
30Там же. С. 14.
31См. Архимандрит Макарий. О службе Митрополиту Московскому Макарию // Вышенский Паломник. Рязань, 1996. Сентябрь — Ноябрь. С. 66; Он же. О службе Митрополиту Московскому Макарию // Гимнология. Материалы Международной научной конференции “Памяти протоиерея Димитрия Разумовского” (к 130-летию Московской консерватории) 3–8 сентября 1996. М., 2000. Кн. 1. С. 40–49.
32Среди предстоятелей отделившейся Киевской Митрополии к тому времени известен также святитель Макарий, убитый во время набега крымскими татарами в 1497 году (пам. 1 мая). В связи с его канонизацией Е. Е. Голубинский говорит, что празднование ему “было установлено когда-то до 1621–1622 годов”. — Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 217.
33ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 334. Очень важным веком, когда трудились подвижники и иерархи, носившие данное имя, стал XIX век. В это время подвизались преподобный Макарий Оптинский (†1860; пам. 7 сент.), Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков; †1882), подвижник-миссионер преподобный Макарий (Глухарев; †1847; пам. 18 мая), митрополит Московский Макарий (Невский; †1926; пам. 16 февр.).
34Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 2. М., 1996. С. 175.
35Булгаков С. прот. Философия имени. СПб., 1999. С. 242.
36ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929. С. 550; Архимандрит Макарий. Московские “гости” Дмитрий и Федор Сырковы и святитель Макарий // Богословский вестник. Сергиев Посад, 2004. № 4. С. 257.
37Архимандрит Макарий. Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, Митрополит Московский // Альфа и Омега. 1995. № 1(4). С. 144; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий — почитатель святителя Николая Мирликийского // Макарьевские чтения. Почитание святых на Руси: Материалы IV Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 66.
38См. Архимандрит Макарий. Новгородский складень ХVII века (вопросы агиологии) // Тысячелетие Крещения Руси. Русь в Европе. Материалы междисциплинарного и экуменического симпозиума в г. Галле в Саксонии. 13–16 апреля 1988 г. Leipzig, 1993. С. 107–146.
39ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 545.
40В Государственном Русском музее хранится хоругвь из новгородского храма святого Никиты, а также фрагмент облачения. На них изображена София Премудрость Божия. Изготовление их датируется временем архиепископа Макария; см. Лихачева Л. Д. О хоругви из Никитской церкви в Новгороде // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1978. М. 1979. С. 407–411.
41Востоков А. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 164.
42ОР ГБЛ (Отдел рукописей Государственной библиотекм им. Ленина). Ф. 256. Собр. Румянцева. № 93. Творения Дионисия Ареопагита ХV в. Л. 343–343 об. Эта цитата взята из послания священномученика к Титу, перевод которого на русский язык см.: Христианское чтение. СПбДА, 1839. Ч. 1. С. 3–18.
43ОР ГБЛ. Ф. 256. № 93. Л. 189 об. 190; Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Октябрь, дни 1–3. СПб., 1870. С. 542. Таким образом, тексты творений Дионисия Ареопагита были включены Святителем в собранные им Минеи.
44Описание её см. Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собрания. Новосибирск, 1980. С. 187–188.
45Никольский А. И. София Премудрость Божия (Новгородская редакция иконы и службы Святой Софии) // Вестник археологии и истории. СПб, 1906. Вып. 17. С. 79–81.
46Государственный исторический музей. Чуд. Собр. № 320 (18). Григория Двоеслова творения и другие статьи. Первая половина ХV в., в 4-ку Л. 341.
47Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. С. 58. Прим. 1. См. также: Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М., 2006. С. 98–99.
48Яковлева А. И. “Образ мира” в иконе “София Премудрость Божия” // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 388.
49Архимандрит Макарий. Митрополит Макарий и его святые современники // Альфа и Омега. 1996. № 4(11). С. 171.
50Корольков А. Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский Чудотворец, и его обитель — Воскресенский миссионерский монастырь. Изд. 4. СПб., 1901. С. 16.
51Булгаков С. прот. Философия имени. С. 242.
52Там же. С. 242–243.
53Можно сказать, что это именование в истории он стяжал просветительными трудами. «Минеи, справедливо названные Святителем во вкладной записи (а также в Синодике Успенского собора) “великими”, получили это же название, вместе с именем их создателя, и при издании их Археографической комиссией — Великие Макарьевские Четьи-Минеи. Этот великий труд Всероссийского Митрополита — детище, которому было отдано много сил, — позволяет нам и их собирателя назвать Великим». — Игумен Макарий. Великие Макарьевские Четьи-Минеи — сокровище духовной письменности Древней Руси // Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 117.
543-й тропарь 1-й песни канона на утрени // Служба и акафист святителю Макарию Московскому и всея Руси Чудотворцу. М., 1995. С. 7.