К 35-летию Патриаршества Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II
Предлагаем читателям Правмира фрагменты из бесед и воспоминаний Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II.
Музыкальная композиция Патриарха Илии «Мысли о прошлом и грядущем».
О храмах духа
Это было в начале коммунистического режима. Патриарху всея Руси сообщили, что разрушаются многие церкви. Он ответил: «Главное, чтобы не разрушились храмы духа, а они – в человеческой душе». Это действительно так. Коммунистам не удалось уничтожить внутреннюю Церковь христиан. И теперь мы видим, как у нас на глазах с верой, надеждой и любовью возводятся вновь новые и новые храмы.
О семье
Мои родители так наставляли нас в детстве: человек не должен смиряться с бедностью. К бедности можно привыкнуть, но вы не привыкайте. Много трудитесь, ищите выход и делайте все, чтобы помогать другим! У нас дома всегда имелся запас: семья была обеспечена на весь год картофелем, солеными огурцами и помидорами, копченым мясом. Нужно трудиться, с большой охотой трудиться!
И еще так мама нам, детям, говорила: какая бы нужда вас не постигла, не оставляйте Родину и на чужбину не уезжайте. Нужно нести бремя, которое Господь посылает нашему народу. Эти ее слова, сказанные мне в детстве, очень глубоко запечатлелись в моем сердце.
О коммунистическом времени в Грузии
При коммунистах в Грузии, как и во всем Советском Союзе, закрывали тысячи храмов и монастырей. Однажды вызвали Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема II и объявили ему, что закроют еще одну церковь, потому что должны делать то же, что и по всему Союзу. Святейший и Блаженнейший Ефрем с возмущением спросил: «И какую же церковь вы намереваетесь закрыть?» «На Мтацминде, святого Давида Гареджийского». Патриарх приподнялся: «Пока я жив, вы этого не сделаете!»
Вот такие испытания прошла Грузия, и наша Церковь выстояла в них. Как вы знаете, был период, когда арестовали весь Священный Синод, святого Патриарха Амвросия (Хелая) присудили к расстрелу. Однако никому не постижима воля Божия.
Об отце Иоанне Козлове
Вспоминается проповедь одного из наших профессоров – отца Иоанна Козлова. Мы студенты очень любили этого профессора. Он был протоиереем и всегда говорил краткие проповеди. Особенно запомнилась проповедь о том, как беседовали между собой два астронома, один из них верующий, другой нет. Неверующий говорил своему верующему коллеге: «Всю жизнь я смотрю на небо, и не увидел там Господа». А верующий отвечал ему: «Ты искал Творца на небе, позабыв, что должен искать Его в сердце. Загляни в свое сердце, и в нем обретешь ты Бога».
О студенческих годах
Когда мы учились, то студенты делились на две группы: одна группа читала только конспекты лекций, а другая – после окончания занятий прямиком направлялись в библиотеку, где отыскивала интересные книги, причем не только по богословию. Мы взахлеб читали и познавали философию, психологию, антропологию, историю, литературу. Студенты нашей группы отличались от остальных семинаристов своим энциклопедизмом. Поэтому и вам я советую создать свои личные, домашние библиотеки. Как замечательно проводить время, устраивая семейные литературные вечера, приглашать на них друзей!
Ректор Духовной академии учил нас: «Когда диакон скажет «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», обязательно попросите у Господа благодати и перекреститесь». Вот уже 50 лет прошло с тех пор, но и сегодня так же, как тогда, я слышу его слова. Помните об этом и вы, и когда диакон произносит возглас, приклоните ваши главы, перекреститесь и помолитесь о ниспослании вам благодати.
О постриге
Вспоминаю день моего пострига. Я тогда учился на втором курсе Духовной академии, мне было 24 года. Ректор передал Патриарху Алексию Ι прошение благословить мой постриг и рукоположение во диакона. Святйший Патриарх наложил резолюцию – «Господь благословит».
Стояли святые предпасхальные дни. Я отправился в Тбилиси, вошел к Святейшему и Блаженейшему Мелхиседеку III. Испытывая меня, он долго увещевал, чтобы я создал семью, наверное, видя во мне какую-то слабинку. Но я твердо сказал, что намерен принять монашество. Мне хотелось стать священником в самом маленьком селе и служить для крестьян. Увидев мою непоколебимую волю, Патриарх позвонил в собор святого Александра Невского владыке Зиновию (Мажуге) и благословил, чтобы тот меня постриг.
Я очень ждал этого дня! Меня постригли во вторник Страстной седмицы. И так печально, что ни один грузин не присутствовал на моем постриге. В то время все было разрушено, люди не интересовались жизнью Церкви. Я переживал, как назовет меня владыка Зиновий. И вдруг слышу: «Постригается раб Божий Илия». В миру меня звали Ираклием. И мне почему-то стало не по себе, я привык к своему прежнему имени.
После пострига я вошел в комнату владыки и думал, что меня оставят в церкви, но мне вызвали машину и сказали: «Теперь можешь поехать домой». У нашей семьи не было квартиры в Тбилиси, и я отправился к одному нашему родственнику. Увидев меня, тот удивился: «Что такое ты на себя надел?» Он не понял, что это монашеское облачение, хотя и был верующим человеком. Так началось мое монашество.
Невероятно тяжелыми оказались первые искушения! Я думал, что не останусь в живых, столь нестерпимым было мое состояние! Внутренняя борьба меня истощала. Чувствовал я себя ужасно, хотя и осознавал, что все это – от лукавого. Меня постригли во вторник на Страстной. А на четверг, когда Патриарх совершает чин умовения ног, была назначена диаконская хиротония. Она состоялась в Сионском соборе. И свершилось чудо! Куда исчезли все мои искушения!? Я не ходил по земле, а буквально парил над ней! Не передать словами, сколь удивительная радость пришла на смену испытанию!
Все возвратились домой. А мне не хотелось покидать алтарь. В те времена литургия начиналась поздно, в 11 или в полдвенадцатого. После литургии я долго оставался в храме. Уже было где-то пять вечера, а мне все хотелось петь и творить добрые дела. Я и сам не знал, откуда во мне такая радость! Когда я вышел из алтаря, и приблизился к кресту святой Нины, то случайно клобуком задел лампаду – все масло вылилось мне на голову. Уборщицы мне тогда сказали, что это благодать снизошла на меня.
С одной стороны, я тоже обрадовался, но с другой, мне было не по себе, так как я не имел другого облачения и подумал: в чем же я вернусь в Академию? Но когда дома я почистил облачение, то никаких следов от масла на нем не осталось! В этом облачении я закончил МДА. Вот так тяжесть на душе сменилась неиссякаемой радостью.
Об имени
В миру меня звали Ираклием. Это имя происходит от греческого имени «Геракл», что значит «телесная сила». При постриге меня назвали Илией. Так телесная сила перешла в духовную (имя «Илия» означает «сила Господня»).
О встрече с Патриархом Мелхиседеком III
«Велий еси, Господи, и дивна дела Твои». Тогда я учился в семинарии и приехал в Тбилиси на каникулы. Это был необыкновенный день для меня, я никогда его не забуду. Меня привели к Святейшему Патриарху всея Грузии Мелхиседеку III, который в те годы управлял Грузинской Церковью. Святейший и Блаженнейший Мелхиседек был очень образованный и внимательный человек. Он окончил Казанскую Духовную Академию, кроме того был великолепным математиком. Как я только подошел к нему, и взял благословение, он обратился ко мне почему-то по-русски (наверное, думал, что по-русски я лучше пойму): «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Может быть, Святейший и Блаженнейший Патриарх увидел мой недостаток – гордость и поэтому сказал слова, которые навсегда остались в моем сердце и в моей душе. Как и каждый человек, я грешен. Но мы все живем надеждой на то, что рано или поздно непременно исправимся.
О видении, бывшем русской монахине
Когда я был митрополитом в Абхазии, одна монахиня рассказала мне о своем видении. Она хотела вернуться в Россию, но увидела сон, который так повлиял на нее, что она решила остаться в Грузии навсегда. В Абхазии есть гора Иверия. И вот монахиня увидела во сне эту гору, с сотнями горящих на ней лампад. Она заворожено смотрела на это зрелище, когда раздался голос: «Вся Грузия светится так. Куда ты едешь? Грузия – удел Богородицы!» Так она осталась в Грузии и больше о переезде уже не думала.
О грузинском Патриархе Ефреме
Святейший и Блаженнейший Ефрем был потрясающим человеком, милостивым, образованным, начитанным, великим подвижником. Он хорошо знал древнегрузинскую литературу. Его университетским педагогом был Корнелий Кекелидзе, некогда протоиерей Сионского собора, принужденный коммунистами снять рясу и заняться преподаванием (его перу принадлежит «История древней грузинской литературы»). Именно Корнелий Кекелидзе нарекал имя «Ефрем» Святейшему и Блаженнейшему Патриарху, которого в миру звали Григорием.
Святейший и Блаженнейший Патриарх Ефрем II был совершенно особенной личностью. Он часто пророчил. Я могу привести множество примеров из его пророчеств. Однажды, будучи ректором Духовной семинарии, я пришел к нему и принес сочинения семинаристов (их в ту пору училось у нас всего 6–7 человек). Прочтя сочинения, об одном из студентов он сказал: «Этот станет врагом Грузинской Церкви». А студент был очень хороший, талантливый. Я удивился. Но прошло время, слова Патриарха Ефрема сбылись.
Патриарх отбывал ссылку в течение 7 лет. До своего ареста он служил в храме святой Варвары, там же находилась его резиденция. Оттуда его забрали поздней ночью. Он рассказывал: «Когда я закрывал двери, упал мой посох, и появилось ощущение, что сюда я вернусь». Патриарху присудили 10 лет лагерей, но затем смягчили приговор, и через 7 лет отпустили. Конечно, в первую очередь, он направился в храм святой Варвары. По дороге думал: от дверей храма до алтаря доползу на коленях, и первая икона, которую я увижу, будет «моя спасительница». С такими мыслями он приближался к церкви.
На пороге храма встал на колени и устремился к алтарю. Сперва его никто не признал (на нем была надета не ряса, а телогрейка заключенного), но потом все равно поняли, кто это. А первой он увидел икону святого Серафима Саровского. Святейший и Блаженнейший Ефрем вспоминал, что раньше ничем не выделял ее среди других, а после этого случая полюбил особенно.
Когда Патриарх Ефрем возвращался из ссылки в Грузию, ему нужно было на пароме пересечь морской пролив. Он занял очередь. Когда очередь дошла до него, посадку прекратили. Патриарх объяснял им, что семь лет не видел Родину и спешит домой. Он горько плакал и усердно умолял сделать исключение ради него и взять еще одного пассажира. Но получил категорический отказ. Удрученный он ждал на берегу посадки на следующий рейс. Спустя два часа стало известно, что тот паром затонул, все пассажиры погибли. Так Господь спас Патриарха!
О духовном отце
У меня был замечательный духовник отец Шио (Дзидзава). Он часто приезжал ко мне сначала в Батуми, потом в Сухуми и исповедовал меня. Когда он видел, что из-за какого-либо греха я был взволнован, он обнимал меня: «Молись, владыка, не переживай». И со мной случалось такое. Этим он утешал меня: может быть, такое никогда с ним не случалось, у него никогда не было такого греха, но он был настолько снисходительным и благородным человеком, что для того, чтобы утешить меня, брал этот грех на себя. И когда я заканчивал исповедь, он обнимал меня со словами: «Владыка, ты теперь уже ангел. Господь да простит твои прегрешения».
О монахинях и медведе
Вспоминаю период моего служения в Абхазии. Есть там одна деревня, Георгиевка. Возле нее в лесу жили две монахини – отшельницы. Они стали свидетелями необычной истории. К ним пришел, хромая, медведь. Испугавшись, они забежали в келью. Медведь подошел к келье и с ревом показывал им заднюю лапу, в которой застрял гвоздь. Матушки догадались, что зверь просит их о помощи. После недолгих колебаний они постарались гаечным ключом вынуть гвоздь из лапы. Медведь, понимая, что ему помогают, прилег и вытянул лапу. Когда матушки вытащили гвоздь, зверь облизал раненную лапу и ушел. Вечером монахини увидели, как он вернулся и принес им, видимо, в знак благодарности, кукурузные початки.
О заключенных в колонии и теленке
Один раз мы приехали в колонию и привели туда маленького теленка, 1–2 месяцев отроду. Нужно было видеть, как обрадовались дети! Они не знали, как его приласкать – одни целовали, другие обнимали. Кто-то спросил тогда: «Ну и что вы сейчас с ним сделаете?», – предполагая услышать в ответ: «зарежем и съедим». Но у ребят и в мыслях не было убить теленка, они ответили шуткой, на мой взгляд, очень даже мудрой. Они сказали: «Пока он побудет с нами, малолетками, а когда нас переведут к взрослым, заберем его с собой!» Потрясающа доброта в человеке! Спасибо Господу, что это благо существует. Оно непременно проявится в человеке, и тогда он найдет свой путь в жизни.
В связи с этим вспоминаю, как я получил письмо от заключенного. Он писал, что его семья нуждается, и просил, если у меня есть возможность, помочь. А если нет, то у него не было другого выхода, как бежать из тюрьмы. Мы помогли его семье. Через несколько месяцев заключенного освободили, и он пришел вместе с женой и благодарил нас. Никогда не должно забывать о помощи заключенным и их семьям!
Говорят, что в тюрьмах плохо обращаются с узниками.
Хочу попросить всех, кого это касается, уделять им больше любви и сострадания. Ни в коем случае нельзя издеваться. Никто не застрахован от того, что завтра сам не окажется в застенках на их месте. Поэтому я, как просит отец сына, прошу администрацию тюрьмы помогать заключенным. Молодежь, которая сегодня находится в тюрьме, нужно беречь. Они находятся в том возрасте, когда нужно создавать семьи, а не сидеть за решеткой.
Об одном астрономе
Был великий астроном Камиль Фламмарион. Запомните это имя. И кто еще не знает его трудов, поищите их и почитайте. Это французский ученый, живший в 19–20 вв. Кроме астрономических исследований у него есть очень интересные разработки, имеющие отношение к религии, Богу, человеку. Фламмарион написал книгу «Господь в природе». В ней рассказывается о том, как проявляется в природе сила Божия, сила Всевышнего. После многих исследований и наблюдений ученый доказал, что сама материя – мертва и бездейственна, и сила, которая ей дает жизнь и свойства – Божия.
О Сионском соборе и верующем москвиче
Сионский собор, Сиони, – это тот святой храм, где пролились кровь и слезы многих грузинских мучеников. Здесь молились наши великие цари и выдающиеся предки! Именно здесь, в этом святом храме, воссияли 100 000 грузинских мучеников. Джелал ад-Дин снял купол с Сионского храма, поставил там свой трон и наблюдал, как мучили грузин.
Из храма вынесли святые иконы Спасителя и Богородицы, положили на мосту и заставляли наступать на них. Тем, кто отказывался оскорбить святыню, там же отрубали головы, а тела бросали в Куру. В летописи «Картлис цховреба» написано, что никто не посмел оскорбить иконы, и в тот день Кура обагрилась кровью тысяч убиенных.
Я знаю одного верующего, который часто для того, чтобы помолиться в Сиони, садится на самолет и прилетает из Москвы в Тбилиси. Это русский человек. Он заходит в храм, становится у одной из колонн на час или два, тихо молится и вечером возвращается в Москву. Очень большая благодать и милость дарованы Господом Сионскому собору.
О «малом государстве»
Представьте себе малое государство, которое мы называем семьей. В последние годы все чаще говорят о том, что муж и жена равноправны. А в Священном Писании сказано, что мужчина – глава семьи. Равноправие губит общество.
Если мы обратимся к древней философии, даже дохристианской, то увидим, что она основана на том, что младший да уважает старшего, и меж ними должно существовать единодушие. Этим общество спасется.
О любви к врагам
Эту историю я вычитал в воспоминаниях одного священника. Она произошла в России еще до революции. Жили супруги, любившие друг друга. И бес, позавидовав их благополучию, возбудил к жене страсть соседа. Он изо всех сил старался соблазнить ее, но не достигнул цели и убил. В этот момент в дом вошел муж. Он увидел свою жену окровавленной и рядом с ней соседа.
Позднее он признался духовнику, что первым его желанием было убить соседа. Но сосед, заприметив его, упал ему в ноги: «Знаешь, я очень люблю твою жену и всячески пытался ее соблазнить, но не смог, и поэтому убил». Исповедь убийцы так подействовала на мужа, что он отпустил соседа невредимым. А сам сдался полиции, взяв вину на себя и взвалив на плечи столь тяжелый крест. Когда духовник спросил его, почему он так поступил, мужчина ответил: «Я хотел облегчить бремя своему ближнему».
Про кончину человека
Вспоминаю детские годы. Когда умирал человек, не просто вся деревня, весь район скорбел и плакал от горя. Наступал всеобщий траур. Все сочувствовали родственникам почившего. А сейчас, когда умирает человек, то словно ничего и не происходит. Больше того, сегодня из Европы распространяется порочная практика: если человек скончался в больнице, его не привозят в тот дом, где он провел всю жизнь с членами своей семьи, где он радовался и горевал. То же и в православной Греции.
И когда спрашивают, почему вы не хотите забрать покойника домой, открыто отвечают: «Нам не нужны лишние проблемы!» Его отвозят прямо на кладбище: а там пропоют панихиду и захоронят. Это не любовь. Это жестокая традиция, которая, не дай Бог, может придти и к нам, в Грузию.
О 9 апреля
Завтра 9 апреля. Исполняется 20 лет со дня страшной трагедии. Я вспоминаю тот невероятно трагический день. Но вместе с тем тогда грузины проявили патриотизм, отвагу, жертвенность Родине. И сегодня мы возносим свои молитвы о том, чтобы Господь даровал и правительству, и оппозиции способность взаимного диалога.
Завтра и в последующие дни они должны сделать такие шаги, которые пойдут на благо Грузии, а не на пользу частных лиц, делающих карьеру ради собственного благополучия. По поводу запланированных акций: я обращаюсь ко всей Грузии, к правительству, к оппозиции, к грузинскому народу, к грузинской армии: ни в коем случае нельзя употреблять силу, противостоять своему народу, своей «крови и плоти». Солдат, который поднимет руку на своего брата, уже не защитник Родины.
Обращение к грузинам-эмигрантам
Я прошу вас: возвращайтесь на Родину. Вы не гости в нашей стране, а хозяева. Грузия ваша страна и ваш дом. В каждом доме здесь распахнуты для вас двери. И я благодарю Бога, что это единство увидели и почувствовали все. Когда фестиваль для эмигрантов подошел к концу, то грузины, приехавшие из Турции, подошли ко мне со словами благодарности. Наверное, они думали, что больше меня уже не увидят. Но я пригласил их в Свято-Троицкий собор на торжественную встречу. И сказал, что мы встретим их колокольным звоном, национальными флагами, пением хора и собранием всего прихода. Ведь они должны почувствовать себя едиными с нами, ощутить, что они –у себя на Родине. Мы все должны им показать, что мы любим их и ждем.
Любовь и добро спасут нашу страну! Я уверен, что наш народ испытывает Господь. И мы обязаны сдать этот экзамен: стойко хранить веру православную и национальные ценности – наш язык, нашу культуру, все то, что берегли и наши предки. Прискорбно, что более миллиона грузин уехали за границу, кто-то там учится, кто-то работает. И я сомневаюсь, что все вернутся обратно: к «загранице» привыкаешь. Там много соблазнов и своеволия, которые поглощают личность. Когда особенно молодой человек видит все это, он думает: если здесь люди так живут, значит, я тоже так должен жить. А это опасно!
О взаимоподдержке
Часто нам не хватает взаимоподдержки, не хватает единодушия.
Часто в беде мы не помогаем друг другу, не поддерживаем друг друга, мы отходим в сторону и смотрим издалека, как погибает наш близкий родственник или друг. Как будто это нас и не касается. Но настанет время, когда возможно, и нас постигнет беда, и тогда мы поймем, как в жизни необходима взаимоподдержка.
О стрессе
Сегодня все человечество находится в стрессе. Вы все, наверное, смотрите новости. А в них, к сожалению, освещаются лишь негативные события, передают, как кто-то кого-то убил, где-то машина перевернулась, столько-то человек погибло… Нет никакого позитива. Никто не рассказывает о том, что сделано что-то доброе, нашли что-то новое… будто ничего хорошего и не происходит!
Раньше люди были добрее и думали, прежде всего, о других. А мы нет. Хотя и в наше время очень легко уделить внимание, доброту и, главное, захотеть вывести человека из стрессового состояния. Мы должны приносить друг другу радость и не делать дурных дел. На сегодня это очень важно!
О чужом мнении
К сожалению, мы до сих пор не научились беседовать, не научились слушать других людей. Часто по телевизору показывают дебаты на какие-то темы, и участники передачи – 2, 3, 4 или больше человек говорят одновременно, не слушают друг друга и прежде всего любым способом стремятся высказать свое мнение. Это показатель их низкой культуры. Мы должны еще многому учиться и особенно – слушать и слышать друг друга. Отличающееся мнение не означает того, что вы станете друг другу врагами.
Вот я – Патриарх. Это не значит, что я все знаю и ни в чем не ошибаюсь. Когда возникает проблема, я могу о ней спросить других, выслушать их аргументы, со своим вопросом я обращусь и к послушнику, и к ребенку, и к священнику, и к владыке. Вот так нужно поступать: выслушать другого человека и по крупицам собрать истину. Человек, который доверяет только себе, своей воле, своим рассуждениям, очень часто ошибается.
О верующих
Вспоминаю, мои студенческие годы, когда я приезжал на каникулы в Тбилиси, в Сиони молилось всего 10–15 человек. И вот Господь пожелал и всех нас призвал в Церковь. Слово «экклесиа» состоит из двух греческих слов: «эк» и «кало», что значит «призывать». То есть нас призвал Господь. Это та форма призыва, когда человек стоит далеко, и ты зовешь его: «Иди к нам!» Так нас призывает Господь. С большой радостью я хочу отметить, что в нашей Церкви много молодежи.
О рождественской свече
Зажечь свечу в ночь Рождества – добрая традиция, существующая во многих странах мира. Ведь когда настало время родиться Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятая Богородица Мария и Иосиф искали гостиницу. Не найдя ее, они зашли в пещеру, и там родился наш Спаситель.
Свеча – это приглашение в дом. И так было бы замечательно внедрить эту традицию у нас: в рождественскую ночь поставить на подоконник зажженную свечу или лампаду и распахнуть двери нашего дома и сердца Пресвятой Богородице. Предоставить возможность Христу родиться в нас. Пускай Он войдет не только в наши дома, но и в наши сердца и останется там. Ведь человек есть храм Божий!
Составление по материалам газеты «Церковные ведомости»: Мариам Гагуа, Александра Никифорова
Перевод: Натия Исакадзе, игумения Нина (Зумбадзе).
Фотографии из открытых Интернет-источников.
Портал «Правмир» сердечно благодарит Пресс-Центр Грузинской Патриархии за помощь в подготовке этого материала и Мариам Гагуа лично.
Читайте также:
Нелли Шиолашвили: Мой Патриарх
Митрополит Батумский Димитрий — о чуде в Аджарии, мусульманах и Патриархе Илии
Четыре истории о Патриархе Илии (+Видео)