Два эпохальных открытия
Сколько шума поднялось из-за находки гностического «Евангелия от Иуды». Каждый уважающий себя журналист, казалось, спешил отметиться своими соображениями, догадками, анализом и т.п. Тем временем незамеченными (во всяком случае, для меня, может быть что-то упустил) прошли две куда более значительные новости.
1) В римских катакомбах св. Петра и Маркеллина были найдены больше тысячи скелетов, одетых в роскошные золототканные тоги.
Археологи из римской Французской Школы и французского Университета Бордо датируют это захоронение первым веком от Рождества Христова, отмечая при этом, что доселе подобных массовых захоронений в катакомбах не встречалось: они нашли несколько комнат, заполненных скелетами.
Археологи пока не могут объяснить, почему столь много богатых римлян вместо того, чтобы быть кремированными, по обычаям того времени, оказались похоронены. Сейчас проводится экспертиза, должная установить умерли ли эти люди естественным путём, в результате какого-то неизвестного исторической науке заболевания или же были убиты.
Римские катакомбы использовались первыми христианами как тайные храмы и иногда как маленькие кладбища для мучеников. Название «катакомбы» произошло от одного христианского могильного сооружения, находившегося ad catacumbas — в низменной части долины.
Вот как описывает катакомбы римлянин Пруденций в «Страдании блаженнейшего мученика Ипполита» (III в. от Р.Х.): «Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишенное света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее чрез означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий».
Именно оттуда пошла христианская традиция совершать Божественную Литургию на мощах святых — в катакомбах это происходило на могилах, в наши дни — в антиминс вшивается маленький кусочек мощей. В целях гигиены тела, которым собирались воздавать почитание, оборачивались в полотнища с известью. Именно такие следы извести нашли на полотнищах в этом массовом захоронении. Порядок, с которым сложены скелеты, также свидетельствуют о почтении, которое воздавалось этим мёртвым людям.
Если будут найдены дополнительные данные, доказывающие, что найденные тела принадлежали первым христианам, то можно будет сказать, что археологи нашли останки адресатов Послания ап. Павла к Римлянам.
2) В Стране Басков, что на севере Испании, в местечке Ирунья Велея были обнаружены самые древние надписи (3 в. от Р.Х.) на баскском языке — уникальном, неиндоевропейском языке. Но помимо ценности для лингвистов и христианской тематики этих надписей, что тоже удивительно, на раскопках был обнаружен глиняный осколок с изображением Распятия. На тех же раскопках были найдены черепки с изображениями египетских богов, что, вероятно, свидетельствует если не о богословском споре, который вел человек, выцарапавший на глине Распятие, то по крайней мере о той переходной эпохе, когда язычество уступало место христианству даже в этом отдалённом уголке Римской Империи.
Значимость этого Распятия трудно недооценить: даже в римских катакомбах мы находим только изображения рыбы, символизирующей Иисуса Христа, здесь же мы видим хотя и примитивное, но чёткое и каноническое изображение распятия, с Распятым на кресте, надписью над головой и двумя людьми у основания креста. Радиоуглеродный анализ, сделанный независимо в лабораториях университетов Тулузы и Гронингена, подтвердил датировку этого черепка третьим веком, что сдвинуло известное время появления христианства в Стране Басков на 200 лет раньше.