Люди возвращаются в храмы. Что мы можем им сказать?
Разрыв с Церковью — трагедия
— В последние год или два много людей ушло из Церкви. Могу судить по своему приходу — исчезла половина прихожан. Знаю, что такая же приблизительно ситуация во многих других приходах.
Есть стереотип, возможно, это защитная реакция, что ушедший из Церкви человек — жуткий и страшный. Считается, что он уходит, чтобы грешить, уходит, потому что ненавидит Церковь, Бога. Или он сделал это потому, что ему хочется грешить. Но эти люди далеко не всегда являются преступниками и какими-то моральными уродами.
Расставание с приходом, с церковной жизнью для человека далеко не всегда проходит бесследно. И это трагедия.
Можно сравнить это с разводом. Если смотреть со стороны, то может показаться, что люди просто разбежались. Но на самом деле для человека развод — это глубокая травма. Рушится то, во что он верил. Исчезает то, что было частью его жизни. Тот, кого человек любил, кажется предателем, становится источником боли. Поэтому иногда разрыв с Церковью бывает весьма трагическим для человека. Хотя внешне он этого даже может не показывать.
Конечно, бывают и тихие «разводы». Например, одна женщина мне сказала: «Я вдруг на карантине поняла, что могу быть с Богом и без Церкви».
Когда-то у человека была бурная любовь к Церкви, после чего могло что-то произойти и человек ушел из храма. Почему это произошло? Может быть, не было отношений внутри общины. Может быть, они не встретили любовь. А может быть, человек это сделал в каком-то эгоистическом порыве.
Бывает тихое расставание с Церковью. И оно может быть для человека не сильно болезненным. Но это тоже для человека все равно тяжело, даже если он это не показывает.
Должны встретить как родного
В любом случае для человека разрыв с Церковью — это тяжелое испытание. И если он возвращается назад, то для него это — подвиг. Не нужно от него требовать, чтобы человек «рвал на себе одежду», кричал, что он жуткий грешник и должен заслужить наше хорошее отношение и прощение.
Вспомним притчу о блудном сыне. Она прекрасна.
Возвращается блудный сын. Он уже подготовил речь для отца. Но отец не дает ему сказать ни слова. Он видит сына и бросается ему на шею. Он показывает свою любовь.
Так же надо встречать и человека, вернувшегося в Церковь. Не важно, почему он оттуда ушел. То, что он вернулся к нам — это хорошо. Это его порыв. И мы должны встретить его как родного. Мы должны сказать ему: «Брат, мы тебя заждались. Хорошо, что ты вернулся. Мы тебя любим. Мы не будем тебя осуждать. Мы поможем тебе встать на ноги. Мы поможем тебе дальше ходить в храм. Мы понимаем, что для тебя это тяжело».
Согласитесь, возвращаться человеку туда, откуда он когда-то ушел, тяжело. Мешает гордость, мучают старые обиды. Такие люди нуждаются в аккуратном, бережном отношении. Кто-то может начать требовать от таких людей какого-то сугубого покаяния. Кто-то может начать отчитывать их, говоря, что они поступили плохо.
А мы должны показать людям, что в Церкви их любят. Даже если они ушли, хлопнув дверью, со скандалом, с криками, все равно их любят. И не будут унижать.
Мы не должны напоминать человеку о том, что он сделал. Никогда не бывает слишком много милосердия. Никогда не бывает слишком много любви.
Если мы хотим, чтобы Господь, как в молитве «Отче наш», прощал нам долги, так же как мы прощаем других, то, значит, и нам надо быть милосердными сверх меры.
Тоска по отчему дому
Что эти люди ждут от Церкви? У большинства нет особых запросов. Они не ждут чего-то конкретного. В человеке в какой-то момент просыпается желание вернуться в храм.
Это сравнимо с верой в Бога. Когда ты веришь в Бога, у тебя нет момента выбора, верить или не верить. Вера зарождается постепенно. Так и тут.
У человека просыпается желание вновь прийти в Церковь и почувствовать то же, что он чувствовал там раньше. Это сравнимо с тоской по отчему дому. Человек вспоминает то время, когда он был окружен Христом, окружен любовью, окружен Его благодатью. Он помнит, как стоял на литургии и мир в это время казался прекрасным — простым и светлым.
Конечно, сейчас на людей не может не влиять окружающая обстановка. Самая главная иллюзия человека — это вера в то, что он может управлять практически всем в своей жизни.
Но происходит пандемия коронавируса и ставит человека перед фактом: ты не хозяин своей жизни на 100%. В мире существуют такие процессы, на которые человек никогда в жизни не сможет оказать влияние.
Человек понимает, что он не огромный танкер, раскалывающий льды, а маленький кораблик, который плывет по бушующему морю жизни. И когда он это осознает, то приходит страх. И человек понимает, что единственный, на кого он может опереться, — это Христос.
Когда вокруг море лжи, которая несется отовсюду, манипуляции, страх, он понимает, что единственный, кому можно доверять — это Христос. Даже себе иногда нельзя довериться, так как человек подвержен тем же эмоциям и на эмоциях можешь придумать и додумать много всего.
Люди возвращаются в храм, в том числе, потому что здесь их коснулся Христос.
Люди идут, чтобы встретиться с Ним снова. В этом бушующем море сумасшествия и страха они ищут Его.
И поэтому самое главное для нас — это не отчитать их, не показать, что они — никто, не смирить их. Наша задача — помочь им вновь обрести Христа. Это мне кажется самым главным.
Фото: Сергей Щедрин