В Интернете поднялся очередной всполох дискуссии о мигрантах. Так, часть блогеров активно доказывает, что Россия вполне может справиться без притока иностранной рабочей силы, которая лишь повышает уровень преступности в стране. Другие же, напротив, утверждают, что потребности России в мигрантах не восполнены до сих пор, и коренное население отказывается работать на низкооплачиваемых должностях. Ситуацию комментирует директор по развитию НП «Национальная ассоциация институтов закупок», член рабочей группы по демографической и семейной политике Открытого Правительства Алексей Ульянов.
По поводу миграции я выскажу два тезиса. Они могут показаться противоречивыми, но в то же время развеют определенные мифы.
Первый миф касается того, что в Москве якобы от 50 до 60% преступлений совершается мигрантами. На самом деле любой человек, который знаком с полицейской статистикой, знает, что так называемые «висяки» — все нераскрытые преступления записывают на приезжих, которые якобы потом уехали, а значит, найти их невозможно. Цифра эта весьма завышена. Конечно, нельзя отрицать, что некоторые виды преступлений носят этнический, клановый характер, но вряд ли эта доля такая ужасающая, как об этом говорят, например, в ходе нынешней предвыборной кампании.
Второй же миф заключается в том, что без мигрантов нам якобы никак не прожить, особенно в Москве: некому будет подметать улицы, водить машины и т.д. На самом деле это является по большей степени мифом. Если взять ту же сферу ЖКХ, все прекрасно понимают, что существует некая полукриминальная ситуация, когда официально по бумагам проходит одна сумма зарплаты, а мигрантам выплачивается гораздо меньшая. Для работников она всё равно выше, чем та, которую они могли бы получать в Таджикистане или Узбекистане, поэтому для них эта сумма всё равно остаётся привлекательной. Работодатели же, в свою очередь, заинтересованы в сохранении у мигрантов нелегального бесправного статуса, которым они могут шантажировать их, и «чёрного нала», который делят между собой.
Я согласен с предложением кандидата в мэры Москвы Алексея Навального запретить всем городским службам Москвы принимать на работу нелегальных мигрантов, и за каждый случай нарушения лишать городского заказа. При наличии политической воли это можно делать очень легко, прописав соответствующие требования в техническом задании, в этом не будет никакого нарушения федерального и московского законодательства. Тогда мы сразу же увидим, что на зарплату, записываемую официально, найдутся желающие поработать и среди москвичей, и жителей Подмосковья и других ближайших регионов Центральной России.
К тому же, повышение зарплаты приведёт к снижению потребностей в неквалифицированной рабочей силе и росту производительности труда. Когда люди, например, перекладывают бордюры с одного места на другое, все понимают, что речь идёт скорее о перераспределении бюджетных средств, чем о реальной пользе экономике города. Мне кажется, что модель развития с привлечением молодой рабочей силы из стран Средней Азии, может быть, и можно рассматривать для каких-то регионов России, например, Сибири и Дальнего Востока, но не для Москвы, где нагрузка на социальную и транспортную инфраструктуру чрезвычайно велика.
Я могу привести пример из собственной профессиональной деятельности. Я был заместителем руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы. Мэром Собяниным была поставлена задача по резкому сокращению квот на привлечение иностранной рабочей силы, наш департамент не удовлетворял 90% заявок работодателей. Те рассказывали, что для того, чтобы им было выгодно продавать продукцию, они устанавливают зарплату 11 тысяч рублей в месяц. На работу за которую местные жители работать не хотят, но зато на неё вполне можно найти мигрантов. Я отвечал: «Получается, что город должен принимать мигрантов, чтобы обеспечить тем самым вашей фирме конкурентное преимущество?». Я считаю, что это неправильно, и наблюдается некоторый положительный эффект от той политики, которую проводил Собянин.
Другое дело, что в условиях безвизового режима в условиях самой длинной по протяжённости границы в мире (имеется в виду граница между Россией и Казахстаном) эти меры не могут быть эффективны до конца. Почему бы, например, в поезде Москва-Ташкент не устраивать сплошные проверки: зачем эти люди едут в Москву, насколько они легально это делают, нет ли там канала наркотрафика? Но никто не проверяет такие поезда, потому что, видимо, всё делается с учётом интересов того же самого наркотрафика.
В Москве уже понимают, что создание дешёвых рабочий мест — это ложный путь, и уже происходит отказ от него. Другое дело, что, к сожалению, не хватает политической воли прекратить спрос на этих мигрантов со стороны коммунальных служб, ЖКХ и т.д. Если мы сможем создать такую систему, при которой городской заказ получают лишь те службы, которые не используют иностранную рабочую силу, тем более нелегальную, мы, на мой взгляд, ничуть не повредим экономике города, и даже повысим производительность труда и, возможно, создадим рабочие места для москвичей и жителей ближнего Подмосковья.
Если говорить о конкретных мерах изменения общей миграционной политики, то, безусловно, нужно вводить визовый режим. Да, можно вводить свободный безвизовый въезд с теми странами, которые близки нам по экономическому развитию и в культурном отношении. Мы имеем, например, свободный режим с такими странами СНГ, как Украина и Беларусь, может быть, Казахстан. Но Средняя Азия — это совсем другой экономический уровень и поэтому нужно ограничивать свой рынок и регулировать этот поток.
Затем, как я уже говорил, следует запретить всем, кто работает по государственному или муниципальному заказу, нанимать иностранную рабочую силу или ввести для неё минимальную квоту. За любое нарушение надлежит лишать заказа и вычёркивать организацию из списка добросовестных поставщиков — и мы сразу видим результат. И, конечно, нужно тщательно проверять те потоки, которые идут к нам дорожно-транспортным сообщением.
Безболезненным будет на мой взгляд отказ от использования дешевого труда мигрантов в сфере общественного питания и услугах такси. Те, кто часто бывает в Европе и США, могут заметить, насколько там оперативнее работают официанты и на сколько больше столиков обслуживают. То есть и в этом конкретном примере рост заработной платы связан сповышением производительности труда, и это тот путь, по которому нам необходимо двигаться.
По такси еще очевиднее. Одна компания, услугами которой я время от времени пользуюсь, при приеме водителей проводит негласную политику отсева выходцев из южных республик. Вторая такую политику не проводит, но и у нее водители мигранты попадаются чрезвычайно редко. Но их тарифы сопоставимы или даже ниже, чем у нелегальных «джихад-такси», при том что автопарк составляют бюджетные иномарки, а не раздолбанные «жигули». Потому что доход или зарплата водителя в Москве – 30-50 тысяч рублей, и это привлекательная сумма для многих жителей Подмосковья, близлежащих регионов и даже самой Москвы, обладающих данной квалификацией.
Согласитесь, обидно, что у нас зачастую происходит утечка мозгов в страны Запада, а притекает к нам всё же население малообразованное и с чуждой нам культурой. Нам стоит использовать опыт Канады и Австралии по введению балльной системы по привлечению молодых квалифицированных специалистов со всего мира в Россию, в том числе и наших соотечественников. До сих пор известны случаи, когда русские семьи из того же Узбекистана или Таджикистана до сих пор не могут получить российского гражданства. Мне кажется, это делается для вымогательства взяток, и такую практику, конечно, пора заканчивать.
Записала Ксения Кириллова