Сначала – личная история. Думаю, подобные истории бывали почти у каждого.
После 9 и 10 классов я жила летом на бабушкиной даче – участок, как и полагается, 6 соток, все на виду. На дачу я, абитуриентка филфака, приезжала с чемоданом книг – штудировать школьную программу по литературе. И вот, выхожу я утром с «Войной и миром» в сад, а сосед врубает диск «Если б было море водки, стал бы я подводной лодкой» и чего-то там еще про то, что все бабники. Ежедневно, подолгу, на оглушительной громкости. Музыку включали все жители поселка, но только один – так, чтобы слышала вся округа. Мы, конечно, все время просили сделать потише, и сосед честно убавлял одно деление на колесе громкости. Хорошо помню судорожные попытки прорваться сквозь эпилог Толстого под оглушительный шансон. Милицию, конечно, никто не вызывал – и не приехали бы, и кто же будет вот так с соседями ссориться?
История с «Серебряным дождем» и отцом Димитрием Смирновым печальна – конфликт все нарастает: рейдерство, отлучение, прокуратура, кто кого завалил и сколько децибелов было на самом деле – все это теперь в топ-новостях. Больше поляризации, больше взаимной злобы! Ах, вы не осуждаете протоиерея Дмитрия? Ах, вы против наших всенощных бдений?
Каждый раз, когда кто-то пишет в прокуратуру жалобу по статье «Оскорбление религиозных чувств», протоиерей Всеволод Чаплин, отвечающий за взаимоотношения Церкви и общества, спокойно говорит – пусть, дескать, соответствующие инстанции и проверят, как оно там было на самом деле, правых оправдает, виноватых накажет. Нет числа новостям. Вот новость, о том что радиостанция подала жалобу в прокуратуру. Вот новость, что священник готов пострадать и сесть в тюрьму. Вот радиостанция говорит, что все неправильно ее поняли и никто ничего в прокуратуру не подавал. Три новости про отсутствие новости! Еще голосование на «Серебряном дожде» — подавать, не подавать. Кликов, наверное, много, новостные ресурсы рады.
Есть несколько важных и достаточно очевидных моментов, которые нельзя игнорировать.
С одной стороны,
больше километра идти от храма до сцены – это если в обход. Пешком. Вот такая картинка висит на «Серебряном Дожде».
А звук-то идет по прямой. То есть вот так:
А прямое расстояние – 427 метров.
Если колонки направлены в сторону храма, то и правда мощный звук может перекрыть все слова и песнопения и с более далекого расстояния. Действительно, многие храмы находятся рядом с шумными местами, но шум за окнами и направленная звуковая волна – разные вещи. Так, священник из Коломенского рассказывает в фейсбуке, что все пикники Афиши проходили шумно, но не мешали богослужению в храме.
С другой стороны,
протесты верующих против шума идут на руку тем, кто противится строительству храмов в жилых районах. Один из главных аргументов против – колокольные звоны, которые мешают спать-работать-жить.
С одной стороны,
право заявить свой протест и несогласие как без привлечения полиции, так и с привлечением оной, есть у каждого из нас. Но почему-то уверена, что если бы верующие позвонили в полицию, реакция заметной части общества была бы такой же, как и на другие подобные обращения по статье «Оскорбление религиозных чувств», дескать, можно было же спокойно прийти и попросить, а вы сразу в полицию бежите.
С другой стороны,
справедливо пишут, что отец Димитрий, много лет возглавляющий Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, мог не звонить по общему 02, а набрать несколько других номеров и разрешить проблему значительно быстрее и действеннее.
А с третьей стороны,
что честнее и человечнее – звонить «своим людям» в силовых органах и просить их «решить проблему» или идти открыто, далеко, с неясным результатом…?
С одной стороны,
с духовенством пришло много людей. Не все из них вели себя вежливо и почтительно. Вполне возможно, что если бы пришли только священники –реакция на них и все общение были бы другими.
С другой стороны,
на фотографиях эта «толпа рейдеров» выглядит совсем не так устрашающе, как о том пишут – вот смотрите, это – рейдеры.
А с третьей стороны,
слова отца Димитрия со сцены «Концерт окончен» – это едва ли те слова и та интонация, в которых люди, далекие от Церкви, услышат призыв к своей душе идти за Христом, Путем, Истиной и Жизнью.
Это не первая совместная история «Серебряного дождя» и Русской Православной Церкви. В 2012 году именно эта радиостанция присудила «Серебряную калошу» – вполне издевательскую, хоть и юмористическую награду – Патриарху Кириллу, сопроводив ее заочное вручение рядом не самых талантливых шуток о Церкви. И вот три года спустя – новый перформанс. Здесь нет морали и выводов «вот вам за калошу», но есть кольцевая композиция исторической иронии; будь я поэтом, тут было бы стихотворение.
Что будет с этим конфликтом дальше? Есть два сценария.
Один – совершенно фантастический – при котором стороны, например, встречаются, смотрят друг на друга спокойно и извиняются. За колонки и громкость, за резкость и срыв. И делают вместе что-то хорошее, что-то для умножения любви и спокойствия. Ну, например, обращаются к зрителям, желающим зрелищ, поп-корна и обращений в прокуратуру, что, дескать, давайте лучше вот этому больному мальчишке денег соберем на операцию. В храме объявим, на радиостанции расскажем, и вы подтягивайтесь, чем друг на друга свирепствовать. Вот это будет настоящий перформанс. Вот тут-то действительно все удивятся и ахнут…
И второй сценарий – при котором никто ни с кем говорить не будет, общество снова расколется на сторонников и противников, и будут нарастать децибеллы и гигабайты взаимных обвинений. Пока все идет по этому пути. Например, сайт «Правмир» второй день не может добиться комментария от Михаила Козырева, а мы-то хотели дать возможность высказаться всем участникам этой печальной истории.
P.S. Михаил Козырев дал комментарий Правмиру.
Также ранее с нами поговорил протоиерей Димитрий Смирнов.