«Пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на пир» (Мф.22:9)
Незадолго до Пасхи один крупный торговый центр в Якутске предложил Якутской епархии принять участие в необычной акции под названием «Самый Большой Кулич». Хлебозавод печет огромный кулич весом почти в полтонны, его выставляют в этом самом торговом центре, а наш священник приезжает и освящает изделие.
Я вообще-то не переношу всякий «пиар ради пиара». Ну знаете, народные забавы, тянущие на книгу рекордов Гинесса, а по сути – дурацкая ярмарка тщеславия: кто выше всех подпрыгнет, кто раскрасит самое большое яйцо, кто дольше всех простоит на голове, кто быстрее всех влезет на Эверест… Пользы – никакой, трудовые и денежные затраты – колоссальные.
Но данная акция, несмотря на свою «рекордность» (это самый большой кулич, как минимум, на всем Дальнем Востоке!) с самого начала показалась очень симпатичной. Потому что она, как говорится, о другом. Она о милосердии и гостеприимстве, как бы громко не звучало. Конечно, на мероприятии присутствовали журналисты, и у торгового центра и хлебозавода наверняка появилось больше покупателей – но это побочный эффект. А суть – в милосердии и гостеприимстве.
Кулич, разумеется, никто не планировал продавать. Собственно, весь смысл акции в том и состоял, чтобы испечь огромный кулич и накормить им всех желающих – не только покупателей, но и случайных гуляющих, и вообще всех.
Якутск – город небольшой, информация распространяется хорошо. В назначенный день и час в торговый центр пришли люди. Кулич (рост: полтора метра, диаметр: метр двадцать) красовался в конце зала, где-то между крупами и колбасой. Из колонок звучал Валаамский хор. Отмечу, что люди очень внимательно вслушивались в эти далеко не самые простые музыкальные шедевры. Может, есть в знаменных распевах что-то родственное северному пению?
Потом приехали мы, запел хор нашего Преображенского кафедрального собора, и, наконец, начался Пасхальный молебен и освящение кулича.
И вот тут я должна сказать важную вещь. Несмотря на то, что среди организаторов были в том числе и люди совершенно нецерковные (а были и просто принадлежавшие к другим религиям), это получилась очень христианская акция. Люди, зашедшие, может, и случайно, внимательно слушали хор, крестились и дружно отвечали на «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!». Но и это не самое важное. Служил Пасхальный молебен и освящал «Царь-куличик», как любовно назвали свое детище пекари, секретарь Якутской епархии иеромонах Никандр (Горбатюк), и потом он признался, что ощущение у него было – как будто вторая литургия. Очень хорошо его понимаю. Во-первых, это было настоящее общее дело (а именно так и переводится слово «литургия»). А во-вторых, Христос часто использует образ трапезы, когда говорит о грядущем Царстве, и многие святые (например, свт. Иоанн Шанхайский) называли совместную трапезу после службы «литургия после Литургии». Действительно, вместе позавтракать или поужинать, да вообще угостить человека, тем более – нуждающегося (а я своими глазами видела нескольких человек, которым, очевидно, попросту не хватало денег на праздничную трапезу) – самый простой способ проявить друг ко другу любовь.
А любовь к ближним — это земной отблеск Той большой Любви, которая есть Сам Бог.
Так что нас не двести килограммов муки и не девятьсот яиц объединили.
Нас Сам Христос и объединил. И пусть это не прозвучит пустым пафосом.
Фото пресс-службы Якутской епархии